Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание экологии

Авторская программа элективного курса Экология и окружающая среда Братского района

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 338

Фоменко Эмилия Николаевна, учитель географии и биологии

Пояснительная записка

В современном сложном, полном противоречий мире, экологические проблемы приобрели глобальные масштабы. Любая деятельность человека, и главным образом хозяйственная, влияет на состояние окружающей среды. Особенно остро стоят проблемы чистой воды, атмосферного воздуха, загрязнения почвы, состояния здоровья человека в нашем Братском районе. Необходимо принимать меры по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения; сохранению разнообразия живых организмов; сбережению генофонда планеты. Это требует не только компетентных кадров, финансового обеспечения, но и изменения мышления людей.

Экологически мыслить - это значит осознавать взаимосвязь природы и человека, экологии и экономики, сформировать устойчивые навыки ответственного поведения в природе. Важен новый подход к разработке содержания экологического образования и воспитания.

Состояние окружающей среды становится менее благоприятным для существования человека и его здоровья. Причин экологических бедствий множество, они вытекают из различных сфер деятельности человека. Поэтому в этих условиях большую значимость приобретает экологическое воспитание и образование, признанное дать подрастающему поколению элементарное представление о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека, об опасности угрожающей (здоровью) существованию человечества, рациональном природопользовании.

Актуальность программы

Цели и задачи программы

Целью предлагаемой программы является:

Подготовка экологически грамотного молодого поколения, способного видеть последствия воздействия промышленного производства на окружающую среду и умеющего соотносить хозяйственную деятельность с законами природы.

Важнейшие задачи программы:

Новизна проекта

Новизна программы состоит в комплексном подходе к изучению природных ресурсов и системной оценки экологического состояния всех компонентов окружающей среды, реализации личностных и профессиональных интересов, подготовке к профессиональной деятельности экологически грамотного человека.

Основные принципы программы

Основная концепция программы

Разработанная программа представляет собой очередную (третью) ступень в системе непрерывного экологического образования. В основе непрерывного экологического образования лежит принцип преемственности. Автор видит принцип: ребята 5-6 классов посещают кружок "Лес и человек", который формирует интерес, в 7-8 классах учащиеся занимаются на факультативе, имеющий краеведческое и экологическое направление, усиливающий положительную мотивацию, а в 9 классе - элективный курс, который формирует представление о будущей профессии, способность видеть многообразие его деятельности. Все ступени объединены единым: охрана окружающей среды, рациональное природопользование, оценка состояния природы и здоровья человека, развитие личности в целом.

Последовательность программы

Последовательность учебного материала представлена в виде 4 модулей-блоков, соотнесенных с общими целями курса: теоретический, лабораторно-практический, экспериментальный.

Содержание деятельности

Программа построена на использовании современных личностно-ориентированных технологий - проекторных, групповых, информационных, которые позволяют ознакомить ученика с основными видами деятельности в рамках будущих профессий.

В основе деятельности лежит природоохранительная практическая работа по следующим направлениям:

Программа состоит из законченных блоков. Это позволит ученику, если он понял, что выбор ошибочный, пойти в следующей четверти (полугодии) на занятия по данному выбору или перейти из одной секции в другую.

Предлагаемый курс предпрофильной подготовки девятиклассников не дублирует базовый курс "Экология", а способствует формированию знаний экологического содержания, развитию его личности, его познавательных и созидательных способностей, самостоятельной деятельности и личной ответственности за индивидуальный выбор профиля, успешности обучения в профессиональной школе, то есть ключевого компетентностного подхода образования.

Виды деятельности

В программе задействованы характерные для физико-математического, естественнонаучного и технического профилей следующие виды деятельности:

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

Ожидаемые результаты и система оценивания

Ожидаемый результат:

Система оценивания

Система оценивания достижений учащихся, предлагаемая в программе, соответствует цели и задачам курса. Оценивание построено на суммировании промежуточных достижений, связанных с защитой рефератов, сообщениями и публичными выступлениями; выполнении самостоятельных и практических работ; проведении входного и итогового тестирования. С целью определения динамики интереса предполагается: собеседование в процессе работы, анкетирование на последнем занятии.

Курс обеспечения

Методическое обеспечение программы

  1. Сборник экологических задач, лабораторных работ и деловых игр по химии, биологии и физике, Е.Н. Дзятковская, профессор;
  2. Учебно-методическое пособие, Экология, Тесты, В.Н. Кузнецов;
  3. Школьный практикум, В.В. Пасечник;
  4. Водные биоценозы, В.А. Румянова;
  5. Зоологические экскурсии, В.Г. Шиленков;
  6. Методы отбора проб воздуха, воды и почвы для исследования окружающей среды, М.Ф. Савченков;
  7. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии, В.Н. Кузнецов;
  8. Ежегодный Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Иркутской области", Главное управление МПР России;
  9. Проект Института Открытое Общество (фонд Сороса) "Окружающая среда Братского района", авторская работа, Э.Н. Фоменко;
  10. Стендовый доклад "Сохраним наш мир" - материал о видах деятельности экологического отряда, предоставленный на 2-й сетевой экологический слет школ железнодорожного транспорта России, Э.Н. Фоменко;
  11. Подобранный и обобщенный материал по темам курса "Климатическая, географическая характеристика Братского района"; "Санитарно-токсилогическая характеристика загрязнителей", отчет Института гигиены труда и профзаболеваний Восточно-Сибирского центра СОРАМН;
  12. Рефераты, доклады Всероссийских, сетевых, областных, дорожных научно-практических конференций г. Москвы, Северобайкальска, Иркутска:
  13. "Экология водоемов бассейна Братского водохранилища";
  14. "Антропогенное влияние на водные ресурсы Братского района";
  15. "Антропогенное влияние на ихтиофауну Братского водохранилища" (в пределах района);
  16. "Изменение растительных сообществ под влиянием деятельности человека";
  17. "Окружающая среда и здоровье человека";
  18. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио":
  19. "Редкие и исчезающие растения Иркутской области";
  20. "Антропогенное влияние на окружающую среду Братского района";
  21. "Влияние нефтепродуктов на биоценозы".
  22. Творческие работы учащихся.

Материальное обеспечение программы

  1. Лаборатория "Пчелка" - набор индикаторов для проведения лабораторных работ.
  2. Фотоаппарат "Kodak".
  3. Диктофон "Soni".
  4. Видеоматериалы:
  5. "Способы определения загрязнения среды";
  6. "Акклиматизанты Братского и Усть-Илимского водохранилищ";
  7. "Биосферный Байкальский заповедник";
  8. "Озеро Байкал";
  9. "Рыборазводный завод о. Теньга";
  10. "Ст. Огневка. Влияние нефтепродуктов на растения. Разлив нефтепродуктов";
  11. "Ст. Вихоревка. Способы очистки воды";
  12. "Гидрологическая обсерватория п. Падун";
  13. Микроскоп.
  14. Гербарные принадлежности.
  15. Химическая посуда.
  16. Химические реактивы.
  17. Письменные принадлежности

Литература

  1. Е.С. Андрюшина, О.А. Плющева "Воспитание экологической культуры школьников", м:, ЦАДЖ, 1997, статья Э.Н. Фоменко "Исследование окружающей среды".
  2. В.И. Блинников, А.И. Блинникова "Биологические экскурсии в природу", Рязань, Горизонт, 1993.
  3. Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Иркутской области", Иркутск, Роском экологии России, 2003.
  4. Е.Н. Дзятковская "Экология и здоровье", 1, 2 ч., Иркутск, Арком, 1994.
  5. Е.Н. Дзятковская "Сборник экологических задач, лабораторных работ и деловых игр по химии, биологии, физике, Иркутск, Папирус, 1993.
  6. А.И. Демин "Эколого-географическая характеристика зооценозов Прибайкалья", Иркутск, Прикладные технологии, 1999.
  7. А.Н. Дорохина, А.С. Нехмодова "Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии", м:, Просвещение, 1990.
  8. Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник "Экология", м:, Дрофа, 2001.
  9. В.Н. Кузнецов "Справочник и дополнительные материалы к урокам экологии", м:, Дрофа, 2002.
  10. Л.Л. Миргулис, Э.К. Кобзарь "Изучение состояния малых рек и озер своей местности", Новосибирск, Центр экологической инициативы, 1999.
  11. Проект Института Открытое общество Фонда Сороса, окружающая среда Братского района, Сертификаи-Гранта=02D707W10, Э.Н. Фоменко.
  12. В.В. Пасечник "Школьный практикум. Экология",м:, Дрофа, 2001.
  13. В.А. Румянова "Водные биоценозы Прибайкалья", Иркутск, Прикладные технологии, 2005.
  14. М.Ф. Савченков, Е.П. Лемешевская "Медицинская экология", Иркутск, Иркутский университет, 1989.
  15. Э.Н. Фоменко "Окружающая среда Братского района", Новосибирск, Институт Открытое Общество, Грантовый сертификат =02D707W10, 1998.
  16. В.Г. Шиленков "Зоологические экскурсии", Иркутск, Прикладные технологии, 2001.