Загрузить презентацию (2,46 МБ)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели по линиям развития личности ученика:
Линия 1. Картина мира в фактах: дополнить картину Древнего Востока описанием страны, которую можно считать «морской» цивилизацией, народа, достижениями которого мы пользуемся до сих пор.
Линия 2.Картина мира в понятиях: сформировать понятие «колония», которое впоследствии многократно используется и развивается.
Линия 3.Историческое мышление: дать возможность ученикам сравнить «речные» цивилизации Египет и Междуречье с «приморской» Финикией, выявить взаимосвязь особенностей природы и общественного устройства.
Линия 4. Нравственное самоопределение: дать возможность ученикам оценить с нравственных позиций разбойничьи набеги финикийцев на побережья.
Линия 5. Культурное, гражданское и патриотическое самоопределение: создать ситуации, в которых ученикам надо было бы оценить значение финикийцев в жизни Средиземноморья и с точки зрения тех, кому они привозили редкие товары, и с точки зрения тех, кого они превращали в своих рабов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, (если есть возможность – интерактивная доска).
План урока:
I. Постановка проблемы.
II. Открытие нового знания:
1. Природные условия Финикии.
2. Занятия финикийцев.
3. Открытия и изобретения.
III. Итоги урока – решение проблемы.
IV. Рефлексия
V. Домашнее задание.
Проведение урока:
I. Постановка проблемы
Учитель: Назовите известные вам цивилизации Древнего мира, которые имели выходы к морям (использовать карты в атласе по истории Древнего мира).
Ученики: Египет, Междуречье, Финикия.
Учитель: Мореплаватели какой цивилизации первыми совершили путешествие вокруг Африки?
Ученики: Финикийцы.
Учитель: Попробуйте сформулировать проблему.
Ученики вместе с учителем формулируют проблему: Что позволило финикийцам добиться более выдающихся успехов на море, по сравнению с Египтом и Междуречьем?
II. Открытие нового знания
Учитель: Просмотрев презентацию и поработав с учебником, мы познакомимся с удивительной страной – Финикией и её народом, открытиями и изобретениями которого, мир пользуется до сих пор, а затем снова вернемся к решению проблемной задачи.
Просмотр презентации «Финикия». В процессе работы с презентацией учащиеся отвечают на вопросы учителя, работают с учебником §16, записывают в рабочие тетради новые понятия, такие как:
После того, как учащиеся поработали с презентацией, учебником, картой, рабочей тетрадью, учитель возвращается к решению проблемной задачи.
Учитель: Какие вопросы нам необходимо рассмотреть, чтобы решить проблему?
Ученики вместе с учителем формулируют вопросы, на которые нужно ответить для решения проблемной задачи:
Вариант I. Класс делиться на группы. Каждая группа получает свое задание, соответственно поставленным вопросам. Можно сделать аналитическую группу, которая вместе с учителем начертит, и будет заполнять на доске сравнительную таблицу.
Вариант II. Если времени на уроке недостаточно, то это задание ученики могут закончить дома, а на следующем уроке, учитель проверяет это задание в классе, как повторение и закрепление материала по теме «Финикия».
Сравнительная таблица может выглядеть следующим образом
Вопросы для сравнения | Египет, Междуречье | Финикия | Как это влияло на мореплавание |
Природные условия | Равнины, полноводные реки | Нет полноводных рек, мало равнин, горы, побережье моря | Море – основной источник средств существования |
Величина территории | Большая территория | Маленькая территория | Расширение территории за счет колонизации островов и Северной Африки |
Основные занятия жителей | Земледелие, ремесло, торговля | Ремесло, рыболовство, торговля, пиратство | Для этих занятий необходимо все время усовершенствовать корабли и письменность (алфавит) |
Управление государством | Рано появились единые государства | Не была единым государством | Города-государства соперничали друг с другом, и это ускоряло появление новых открытий и изобретений |
III. Итоги урока – решение проблемы
Учитель вместе с учащимися анализирует таблицу и подводит учеников к следующему выводу:
«Финикия была приморской страной. Основные занятия населения – морская торговля и пиратство – требовали самых совершенных кораблей того времени. Поэтому самые первые дальние путешествия были совершены именно финикийцами».
Учитель задает вопросы классу и ставит оценки учащимся:
IV. Рефлексия: Что понравилось? Что не понравилось? Почему?
V. Домашнее задание:
Материал для подготовки к уроку: