ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Успешное развитие российского общества в значительной степени будет зависеть от деятельности нового раздела образования – экономики. В 9-м классе начинается, переход к профильному обучению данная программа может представлять определенный интерес для учителей, учащихся и их родителей. Изучение курса “Географии Иркутской области” может сопровождаться, изучением элективного курса “Экономика Усть-Кутского района” в школе, так как это нужная и главная задача в развитии потенциала учеников. Вместе с тем, проблемы отбора содержания экономического образования пока находятся в стадии разработки и эксперимента.
Думаю, что программа данного элективного курса может быть гармонично вписана в систему как предпрофильной, так и профильной подготовки школьников, нести объединяющее, интеграционное начало. Рассматриваемый курс приемлем для различных профилей всех типов образовательных учреждений, и может быть направлен на:
Курс достаточно актуален на современном этапе развития общества, он направлен на знакомство учащихся с комплексными проблемами и задачами экономики Усть-Кутского района, требующими синтеза знаний различных предметных областей, а также ориентации в различных профессиональных сферах. Каждый учащийся должен знать край, где он живет, его экономические особенности и связи с другими регионами России.
Основная задача курса состоит в расширении представления учащихся об экономическом потенциале Усть-Кутского района и в представлении доказательной базы актуальности данных знаний.
Цели изучения элективного курса:
Курс носит интерактивный, междисциплинарный характер.
Предполагается, что в результате изучения курса учащиеся должны:
Для изучения курса “Экономика Усть-Кутского района” учащимися 9 классов различных образовательных учреждений отводится 34 ч.
Программа представленного курса имеет блочно-модульную структуру:
№ модуля | Название образовательного модуля | Количество часов |
МОДУЛЬ 1 | Усть-Кутский район – связующее звено Сибири. | 7 |
МОДУЛЬ 2 | Экономический потенциал территорий района. | 4 |
МОДУЛЬ 3 | Город Усть-Кут – “северные ворота” России. | 7 |
МОДУЛЬ 4 | Культура района | 4 |
МОДУЛЬ 5 | Экономическое взаимодействие в России и за рубежом. | 3 |
Выполнение зачетного проекта - презентации “ Район сейчас и завтра…..” | 9 | |
ИТОГО | 34 часов |
Особенностью изучения курса является усиление практической составляющей: большое число работ, связанных с анализом статистических материалов, документации, социально-экономических ситуаций, подборка материалов из СМИ, математических задач с экономическим содержанием, семинаров. Большое внимание уделено учебно-исследовательской деятельности учащихся. Предлагаются темы для проведения исследовательских работ, рефератов, проблемных семинаров, дискуссий.
Система оценивания
строится на разнообразном дифференцированном наборе контрольно-измерительных материалов:Так как курс выбирается инициативно, по желанию учащихся и с учетом направленности познавательных интересов, целесообразно при оценке результата обучения использовать нетрадиционную форму оценивания, например, проект. В проекте учащегося к моменту завершения изучения курса каждый ученик должен “вложить” выполненные в процессе обучения работы. Перечень таких работ является обязательным, а темы, по которым выполняется каждый вид работы, - по выбору учащихся. Ученик может самостоятельно решить, какие именно свои работы он считает достаточно квалифицированными, чтобы представить их в своем портфолио.
Возможный перечень работ, входящих в проект:
Учебный процесс может поддерживаться различными учебным пособием по курсу “Экономика”, учебно-методическим комплектом для учителя и конспект-тетрадью для учащихся.
Следует отметить, что в рамках технологической поддержки (УМК) курса “Экономика Усть-Кутского района” большая роль отводится разным методическим конструкциям использования современных телекоммуникационных технологий, предлагаются Интернет-экскурсии, проекты, презентации.
Памятка для учащихся
Выполняет функцию рабочей тетради, задачника и практикума для подготовки к занятиям и контролю различного уровня.
Каждый модуль памятки имеет следующие рубрики:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 МОДУЛЬ | Усть-Кутский район – связующее звено Сибири. | 7 |
Ведение. Усть-Кутский район - субъект России. | 1 | |
Устройство органов государственной власти и органов местного самоуправления. | 1 | |
Особенности экономического развития территорий района. | 1 | |
Законодательная база, регулирующая деятельность Усть-Кутского района. | 1 | |
История, традиции и быт населения. | 1 | |
Культурно-экономические связи Усть-Кутского района с другими субъектами России и иностранными государствами. | 1 | |
Тематический контроль. | 1 | |
МОДУЛЬ 2 | Экономический потенциал территорий района. | 4 |
Северная территория Усть-Кутского района | 1 | |
Центральная территория Усть-Кутского района | 1 | |
Южная территория Усть-Кутского района | 1 | |
Тематический контроль. | 1 | |
МОДУЛЬ 3 | Город Усть-Кут – “северные ворота” России. Особенности экономического развития. Перспективы. | 7 |
Город Усть-Кут. Анализ экономического состояния. Особенности экономического развития. Тенденции и перспективы на современном этапе. | 1 | |
НПР. Особенности экономического развития. | 1 | |
Усть-Кут – транспортный узел. “Перекрёсток рек и дорог”. | 2 | |
АО “Усть-Кутнефтегаз” | 1 | |
“Санаторий Усть-Кут – великая здравница России” | 1 | |
Культурный и исторический потенциал города. | 1 | |
Тематический контроль. | 1 | |
МОДУЛЬ 4 | Культура района | 4 |
Топонимика Усть-Кутского района | 3 | |
Усть-Кутское творчество | ||
Тематический контроль. | 1 | |
МОДУЛЬ 5 | Экономическое взаимодействие района в России и за рубежом. | 3 |
Экономические отношения района с другими регионами России. | 1 | |
Международные экономические связи района. | 1 | |
Тематический контроль. | 1 | |
Выполнение зачетного проекта-презентации “Район сейчас и завтра…..” | 9 | |
ИТОГО | 34 |
Используемая литература