Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание МХК и ИЗО

Урок-путешествие в культуру повседневности Древнего Египта

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 262

Знаменская Ольга Федоровна, учитель технологии

С незапамятных времен египетская цивилизация привлекала внимание человечество. Она сложилась в долине Нила в III тысячелетие до н.э. и является одной из наиболее ранних культур в истории. Культура Древнего Египта вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид. Описать, все, что дала миру древнеегипетская цивилизация, и оценить в полной мере ее культурное наследие, наверное, невозможно будет никогда. Время египетской цивилизации соприкасается с вечностью. Чем глубже мы пытаемся постичь ее, тем больше нового открывает она нам, притягивая к себе умы многих поколения.

Этот мир захватывающих подробностей давно ушедшей жизни и сейчас завораживает нас своими причудливыми обрядами и полными тайного загадочного повседневного уклада. Подобно тому, как небо в Египте иное, чем где-либо в другом месте, и как река у них отличается иными природными свойствами, чем остальные реки, так и нравы и обычаи египтян почти во всех отношениях противоположны нравам и обычаям остальных народов. Условием существования любой цивилизации невозможно без передачи социального и культурного наследия. Этим связующим элементом выступает традиция. Традиции образуют "коллективную память" общества, обеспечивая его тождественность и преемственность в их развитии, без них в обществе воцарился бы хаос. В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, обычаи, обряды и т.д. Инновации тоже необходимы: благодаря им происходит развитие в обществе и культуре. Инновация - не всегда новое. Это может быть и старое, хорошо известное, но в новой социально значимой функции.

Данная тема мало раскрыта в программе по ИЗО. Поэтому разработка комбинированного урока является актуальной.

Приобщение учащихся к темам такого рода способствует повысить их культурный и интеллектуальный уровень, стать эрудированными и образованными людьми, проявить интерес к культуре других народов, их традициям. В настоящее время Египет является одной из привлекательных стран для туристов. Знания и навыки, полученные учащимся на уроках ИЗО, позволят им быстро адаптироваться к социальным условиям данной страны.

Цель урока: В игровой форме закрепить пройденный материал на тему: "Культура повседневности Египта"

Задачи:

1. Закрепить материал пройденных уроков

2. Воспитать способность работать в коллективе

3. Развить у учащихся актерское мастерство, театральные способности

Тип урока: урок-путешествие

Форма урока: комбинированный урок

Средства обучения: интерактивная доска, фотографии, слайды

На уроке использован метод проживания в эпоху с элементами театрализации. Учащиеся работают в коллективе, готовят выступления. Эта тема позволяет окунуться в культуру повседневности Египта, позволяет приобщить детей к традициям египтян.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Закрепление пройденного материала через игру-путешествие
  3. Подведение итогов урока

Ход урока

1. Организационный момент

Цель этапа: Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие. Обеспечение нормальной обстановки в классе.

2 этап. Сценарий урока

А) Разделение учащихся на группы:

1. Экскурсионное бюро - 2 чел

2. Туристы - 2 чел

3. Покупатели - 3 чел

4. Продавцы тканей, специй - 3 чел

5. Хозяева дома: муж и жена

6. Экскурсовод в музее - 1 чел

7. Посетители музея - 3 чел

8. Посетители кафе и сотрудники - 6 чел

Б) Заранее класс делится на группы и каждый из участников готовит собственное выступление

В) Сценическое оформление класса

Класс делится на зоны:

  1. Экскурсионное бюро
  2. Кафе
  3. Музей
  4. Торговый рынок
  5. Жилой дом

В) Учитель: Здравствуйте, ребята! Приглашаю Вас совершить увлекательное путешествие в культуру повседневности Египта, прикоснуться к истокам зарождения традиций древних египтян, ощутить атмосферу современного быта египтян.

Первая зона: На столе учителя находится табличка с надписью: "Экскурсионное бюро". За столом сидят два человека - представители туристической компании. Заходит молодая пара.

Девушка: Здравствуйте! Я со своим будущим мужем хотим отправиться в свадебное путешествие. Какую страну вы бы посоветовали, чтобы совместить комфортный отдых, развлечение и поближе узнать восточную культуру?

Представитель: Вы как раз пришли, кстати, у нас есть горящая путевка в Египет, где вы можете провести отдых в пятизвездочном отеле, искупаться в Красном море и посетить великие пирамиды Хеопса, Хефрена и большого сфинкса, а также посмотреть местные достопримечательности. В Египте сильно развита туристическая инфраструктура, и отдых идеально подходит как для молодежи, так и для семейных пар с детьми.

Девушка: Ой, вы нас заинтересовали. Мы согласны.

Учитель показывает на интерактивной доске слайды: природы, пирамиды, курорты Красного моря

Музыкальный ряд: звучит восточная музыка, которая позволяет настроить детей в атмосферу современного Египта.

Молодая пара усаживается в середине класса на стулья.

Вторая зона: Жилой дом

На заднем плане, на экране слайд - внутреннее убранство дома. На переднем плане муж и жена. Они одеты в национальную одежду. Муж и жена улыбаются и приглашают вас в гости и угощают национальными сладостями с чашечкой чая. На полу узорчатый ковер с многочисленными шелковыми подушками. На них гости. Жена молчаливо обслуживает гостей.

Третья зона: Египетский музей

На доске зрительный ряд: фото египетского музея, а также экспонатов.

Экскурсовод: Многие туристы желают посетить наш Египетский музей. Он посвящен наследию фараонов: от изящных ювелирных украшений до гранитных колоссов царей. Здесь представлены сокровища Тутанхамона (показ экспоната).

Посетители смотрят с восторгом, многие из них фотографируют.

Экскурсовод: Чрезвычайные, интересные экспонаты вы можете видеть в зале царских мумий, где вы лицом к лицу столкнетесь с несколькими величайшими фараонами: Сети I и Рамсес II.

Четвертая зона: Торговый рынок

На доске зрительный ряд: фото рынка, фото тканей, специй, сладостей

Создана обстановка рынка, где продавцы рекламируют свой товар, во всю силу голосовых связок и легких. Ходят зазывалы: "О - казь, О - казь - он, О - казь - он - ус" (с фр. "распродажа", с араб. "снижение цены в двое"). Торговец сладостями и напитков кричит: "Береги зубы, береги зубы! Как лед!". Перекликаются торговцы фруктами: "Слаще меда! Апельсины, апельсины! Мед! Апельсины!"

Пятая зона: Кафе

На доске зрительный ряд: здание кофейни

Звучит восточная музыка, молодые люди, сидя на стульях, имитируя курят кальян. На столе чашка чая или кофе. Ощущается запах ароматизированных палочек. На переднем плане танцует девушка.

Первая зона: Экскурсионное бюро

Представитель: Вы выбрали отличный вид отдыха, в Египте вы получите незабываемое удовольствие от соприкосновения со сказочной природой и древней историей. Эти уникальные зрелища запомнятся Вам на всю жизнь.

3. Подведение итогов урока.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы с вами подвели итоги изучения темы: Культура повседневности Египта. Появилось ли у Вас желание посетить Египет?