Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Северо-западная Россия

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 627

Греченёва Зинаида Николаевна, учитель географии

Цели:

1. Образовательные:

2. Развивающие:

3. Воспитательные:

Оборудование: политическая и физическая карты России, иллюстрации достопримечательностей Санкт-Петербурга, компьютерная презентация, эпиграф на доске “Сила, которая держит в своих руках колыбель каждого народа,– природа его страны” – В.О. Ключевский, план изучения района.

Тип урока – изучение нового материала.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

Сегодня мы будем изучать Северо-Западный экономический район России. Этот небольшой по территории район Российской Федерации (212 тыс. км²) . Район уникален неброской красотой природы , синевой бесчисленных озер (их здесь около 7 тысяч разных по размеру, в том числе Ладожское и Онежское). Время словно бы остановилось в небольших затерянных среди лесов деревеньках. В строгости и величии древних крепостных стен, помнивших и шумные ярмарки иноземных купцов, и героизм безымянных защитников, павших в сражениях. Именно они, господин Великий Новгород и младший брат Псков стояли насмерть, защищая землю русскую. Именно здесь расположен крупнейший город современной России – Санкт-Петербург.

Я вижу град Петров чудесный, величавый,
По манию царя воздвигнутый из блат.
Наследный памятник его могучей славы,
Потомками его украшенный стократ.

При изучении этого района мы должны убедиться в справедливости высказывания В.О. Ключевского “Сила, которая держит в своих руках колыбель каждого народа,– природа его страны”. И так, Северо-Западный район России. Каждый район мы изучаем по плану, давайте его вспомним:

  1. Состав и ЭГП района;
  2. Природные условия и ресурсы;
  3. Население и трудовые ресурсы;
  4. Специализация хозяйства района;
  5. Города, их особая роль;
  6. Проблемы и перспективы развития.

Используя карты атласа и схемы в учебнике (стр. 198–199), выявим состав и особенности ЭГП Северо-Западного экономического района.(Учащиеся работают с картами и схемами.)

Итак, состав: Ленинградская область и Санкт-Петербург, Псковская область, Новгородская область и Калининградская область – российский анклав.

– Учащиеся на контурных картах отмечают состав Северо-Западного района.
– Каковы особенности ЭГП? (Слайд 1). Приложение 1.

Ответы учащихся:

  1. Район имеет приморское положение. Через систему каналов имеет выход в Волгу и южные моря и Белое море.
  2. Соседи района – Северный район, Центральный район, Финляндия, Эстония, Латвия, Белоруссия, Литва и Польша.
  3. Транспортные пути из Санкт-Петербурга веером расходятся во все соседние территории.

Итак, район имеет выгодное ЭГП.

Учитель:

ЭГП района менялось. Историки предполагают, что славяне пришли на северо-запад в V веке н.э. из Европы с более теплым климатом и меньшей лесистостью. Постепенно адаптируясь к природным условиям они создали свою культуру, религию, архитектуру, национальную кухню, ремесло, одежду. Район был заселен рано, так как находился на торговом пути из “варяг в греки”. Здесь находятся великие русские города – Новгород, Псков, Великие Луки.

– Назовите факторы влияющие на специализацию хозяйства любой территории?

Учащиеся:

– Выгодность ЭГП;
– Природно-ресурсный потенциал;
– Обеспеченность трудовыми ресурсами;
– Обеспеченность территории транспортом.

Учитель:

Рассмотрим предпосылки развития хозяйства и его специализацию.
Используя экономическую карту в атласе, определите природно-ресурсную базу северо-запада России.

Учащиеся:

Это довольно суровые природные условия, так как это северная часть умеренного пояса, заболоченность местности. Территория не богата природными ресурсами: в Ленинградской области сланцы, торф, топливо низкого качества, бокситы, водные ресурсы (множество озер, полноводные реки), лесные ресурсы. Таким образом, природно-ресурсная база бедна.

Учитель: Как северо-западный район обеспечен трудовыми ресурсами? (Анализ приложения табл. 1.)

Учащиеся: Хорошо обеспечен трудовыми ресурсами, издавна заселен.

Учитель: Как обеспечен район транспортом? (Анализ карты “Транспорт России”.)

Учащиеся: Транспортные пути веером расходятся из Санкт-Петербурга, имеются выходы в моря – крупные портовые города Калининград, Санкт-Петербург.

Итак, каковы предпосылки развития Северо-Западного района? (Запись в тетрадь.)

  1. Северо-Западный район имеет выгодное ЭГП;
  2. Северо-Запад имеет слабый природно-ресурсный потенциал;
  3. Район хорошо обеспечен трудовыми ресурсами и транспортом;
  4. Исторический фактор – столичное положение Санкт-Петербурга в прошлом.

Учитель: Используя экономическую карту, давайте определим отрасли специализации района.

Специализация:

1. Машиностроение (судостроение, военная техника, турбины, генераторы для электростанций, приборостроение) – Санкт-Петербург, Псков, Новгород, Калининград;

Учитель: Почему в Северо-западном районе развито машиностроение трудоемкое и металлоемкое?

Учащиеся: Металлоемкое, так как близко расположен Череповецкий металлургический комбинат, а трудоемкое, так как район хорошо обеспечен трудовыми ресурсами и Санкт-Петербург – город, имеющий научную базу. Основная проблема машиностроения – конверсия предприятий.

2. Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;
3. Химическая промышленность;
4. Пищевая промышленность, в том числе рыбная;
5. Легкая промышленность.

(Учащиеся отмечают на контурной карте специализацию крупных городов Северо-Западного района.)

Учитель: Какова специализация сельского хозяйства? (Чтение текста учебника стр. 235.) – Выращивание льна, молочная специализация животноводства.

Следующий пункт нашего плана – города, их особая роль. Вам было дано опережающее задание – дать характеристику крупных городов.

Санкт-Петербург. (Слайд 2–11).

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн
И в даль глядел. Пред ним широко
Река неслася: бедный челн
По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там.
Приют убогого чухонца:
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Нагою твердой встать при море.
Сюда, по новым им волнам
Все флаги будут в гости к нам.
И запируем на просторе.
А.С. Пушкин.

В конце мая 1703 года в России появился новый город, которому суждено было на протяжении последующих столетий играть выдающуюся роль в ее судьбах, в жизни Европы и всего мира. Основал этот город в устье Невы, на берегу Балтийского моря российский император Петр I. Вряд ли найдется другой город в мире, который потребовал бы больше жертв для своего рождения, чем Пальмира Севера. По истине Петербург – город на костях человеческих. Туманы и болота из которых возник город, свидетельствуют о той египетской работе, которую нужно было произвести, чтобы создать здесь, на зыбкой почве сотканный из туманов этот “Парадиз”. Здесь все повествует о великой борьбе с природой. Здесь все наперекор стихиям. Неудивительно мнение, что Петербург построен на костях, что это поистине гибельное место.

“Небо вечно в тумане,
Почва вечно в мокроте!
Как в поганой лохане,
На поганом болоте.”

И все таки, новый город – порт, а вскоре и столица России, сумел преодолеть эти невзгоды. Вспомним А.С. Пушкина:

“Прошло сто лет и юный град
Полночных стран краса и диво
Из тьмы лесов и топи блат
Вознесся пышно, горделиво.”

Город оказался построен на таком месте, которое, помимо ежегодных затоплений, было подвержено и катастрофическим наводнениям.

“Сила ветра от залива
Прегражденная Нева
Обратно шла
Гневна, бурливо и затопляла острова…” – писал А.С. Пушкин в поэме “Медный всадник”.

Петербург словно распластан в пространстве – на поверхности плоской дельты Невы. Рисунок улиц, площадей повторяют многорукавное строение дельты. Господство прямоугольно-решетчатой планировки не сковывает, а делает его свободным, слитым с окружающим пространством. Санкт-Петербург – город символ Европейской России, Вошедший в почетную когорту великих столиц мира. Город является по истине шедевром искусства. Санкт-Петербург – летопись веков, царствований, исторических событий и свершений. Что ни шаг – музей, дворец, собор, памятник, произведение садово-паркового искусства. (Просмотр презентации по С-П с комментариями.)

Впрочем, есть еще одна достопримечательность С-П – белые ночи, как неотразимая черта, делающая его каким-то фантастическим и ,конечно, разводные мосты.

В XX веке С-П (Ленинград) пережил большие потрясения – революция в начале века и блокада, длившаяся 900 дней во время Великой Отечественной войны.

“Чудовищный корабль на страшной высоте
Несется, крылья расправляет,
Зеленая звезда, в прекрасной нищите
Твой брат, Петрополь умирает. ” – писал О. Мандельштам.

Но город выжил. Сегодня это крупный промышленный и научный центр.

Новгород Великий. (Слайд 12–13).

Господин Великий Новгород известен в истории с 859 года. Находиться на берегу озера Ильмень. В X–XI веках Новгород был вторым после Киева городом Киевской Руси по значению, богатству и числу жителей. Находился на пути из “варяг в греки”. Защищали Новгород от завоевателей топкие болота и дремучие леса. Даже Батый не смог добраться до Новгорода, повернул обратно. Платил Новгород дань Орде, но не был разграблен и сожжен, как другие города, он рос и богател. В начале 12 века Новгород стал центром государства – Новгородской феодальной Руси. Новгородцы сражались с врагами с запада (шведами). За 800 лет своей истории ни одна вражеская нога не ступала на его землю. Новгород был культурным центром Руси. Здесь работал великий художник древней Руси Феофан Грек. Археологи обнаружили в Новгороде множество древних берестяных грамот. В 1478 году Новгородские земли вошли в состав Русского государства. Первая промышленность в Новгороде – льняная. В годы Великой Отечественной войны Новгород был аккупирован фашистами и почти полностью разрушен. Но как птица Феникс возродился он и был полностью восстановлен и реставрирован. С 1958 года Новгород – город , в котором создан историко-архитектурный заповедник. Здесь охраняются более 80 памятников древнего русского зодчества – шедевры мирового значения. (Презентация достопримечательностей с комментариями)

Особенность застройки Новгорода – радиально-кольцевая планировка, как и в Москве, в отличии от Санкт-Петербурга с прямоугольно-решетчатой планировкой.

Калининградская область.

Калининградская область часть бывшей Восточной Пруссии. Она отошла к бывшему СССР в 1945 году по решениям Ялтинской и Потсдамской конференций. Область стала анклавом после распада СССР. Она является свободной экономической зоной.

Рельеф Калининградской области представляет собой низменную равнину. Климат переходный от умеренно-континентального к морскому. Здесь мягкая зима с температурой января -3ºС, снег не образует устойчивого покрова. Лето умеренно-теплое с температурой +17ºС, дождливое с избыточным увлажнением. Погода часто циклональная. Почва переувлажненная, требующая осушения. Растительный покров сильно изменен человеком, 40% – искусственные посадки. Благодаря мягкой зиме, здесь растут более теплолюбивые породы деревьев – платан, тис, магнолия. Особенные природные объекты области – песчаные косы с дюнами: Куршская, Вислинская. Дюны закреплены посадками сосен. На одной из таких кос находится западный мыс России.

Основное природное богатство области – месторождения янтаря. Здесь находится единственный в мире карьер по добыче этого ресурса. Здесь ежегодно добывают более 1000 тонн янтаря. Это смола древних деревьев, окаменевшая со временем. Из него делают ювелирные украшения. Особенно ценны экземпляры с древними насекомыми, застывшими в янтаре. Крошки янтаря используются как удобрение. Свободная экономическая зона Калининградской области носит название “Янтарь”.

Учитель: Спасибо докладчикам за интересные сообщения.

Проблемы района, в основном как и везде, связаны с хозяйственной деятельностью человека. (Запись проблем в тетрадь.)

Проблемы:

  1. Выбросы газообразных и твердых отходов производства промышленными предприятиями;
  2. Сброс сточных вод предприятия в водоемы, а так же смыв с полей и ферм минеральных и органических удобрений;
  3. Массовая вырубка лесов для ЦБК и деревообрабатывающих заводов;
  4. Загрязнения связанные с развитием транспорта;
  5. Массовая городская застройка, старение села;
  6. Конверсия машиностроительных предприятий;
  7. Наводнения в Санкт-Петербурге.

Итог урока: Таким образом, мы изучили еще один район западно-экономической зоны, познакомились с особенностями развития, историческими достопримечательностями, проблемами района.

Давайте вернемся к высказыванию В.О. Ключевского “Сила, которая держит в своих руках колыбель каждого народа,– природа его страны” и выясним справедливо ли оно в отношении Северо-Западного района.

(Ответы учащихся.)

Учитель: Да, мы выяснили, что и в нашей действительности важна гармония с природой. Человек может адаптироваться к природной среде, но победить природу очень сложно. Ярким примером на Северо-Западе служит необдуманный выбор места для строительства Санкт-Петербурга. Будущее процветание человечества возможно только при разумном сочетании древнего гуманного отношения к природе с современными технологиями.

Закрепление: (тесты высвечиваются на экране)

  1. Северо-Западный район состоит из:
    а) трех областей;
    б) четырех областей;
    в) четырех областей и города федерального значения.
  2. Северо-Западный район имеет … положение;
    а) приморское;
    б) центральное;
    в) сухопутное.
  3. Самый древний город Северо-Запада России:
    а) Санкт-Петербург;
    б) Псков;
    в) Новгород.
  4. Ведущая отрасль специализации Северо-Западного района:
    а) машиностроение;
    б) цветная металлургия;
    в) электроэнергетика.
  5. Основной природный ресурс Калининградской области:
    а) янтарь;
    б) железная руда;
    в) каменный уголь.

Оценка работы учащихся на уроке.

Домашнее задание: § 48, §49.

Ваша задача – предложить пути решения одной из проблем Северо-Западного района.

Литература.

  1. Е.А. Жижина “Поурочные разработки по географии” 9 класс, Москва “ВАКО”, 2006 г.
  2. Учебник В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе “География России”, Москва “Дрофа”, 2010 г.
  3. А.Г. Стадник “ Уроки в современной школе” 6–10 классы, Волгоград “Учитель”, 2009 г.
  4. Н.В. Болотникова “Уроки – игры в средней школе”, Волгоград “Учитель”, 2004 г.
  5. Журнал “География в школе” № 6, Москва “Школа-Пресс”, 2003 г.