Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Обобщающий урок географии для 6-го класса по теме: План и карта

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 312

Охрименко Эльвира Егоровна, директор школы, учитель географии

Учитель: Свой урок сегодня мне бы хотелось начать с загадки.

«Моря есть, плавать нельзя.
Дороги есть, ехать нельзя.
Земля есть, пахать нельзя.
Луга есть, косить нельзя»
(географическая карта)

Вот сегодняшний наш урок и посвящается теме «План и карта».

На протяжении двух месяцев мы изучали с вами тему «Изображение Земли на глобусе и карте». За это время вы узнали много нового и приобрели полезные навыки. Вы научились ориентироваться на местности, делать съемку плана, определять географические координаты заданных пунктов, измерять расстояния и др.

Сегодня мы повторим с вами все изученное.

Сегодняшний наш урок необычный, мы отправляемся с вами путешествовать по карте «по океану Знаний».

Путешествуя от одного острова к другому, мы постараемся вспомнить, что узнали, чему научились. Путешествовать мы будем все время по карте.

Для игры – путешествия нам нужны экипажи. Каждый ряд – это экипаж.

Отправляемся мы в путь на кораблях: Восток, Юг, Запад.

Впереди очень серьезные испытания, многое нужно вспомнить, решить, ведь каждый остров полон таинственности, неизведанности.

Выполняя задание, мы приносим очки своей команде. Дополнения к ответам, прибавляют еще баллы.

Итак, в путь, счастливого плавания!

Все наши экипажи отправляются в плавание из порта, который ближе всех находится к нам, к нашему поселку.

Откройте карты – вкладки.

Найдите г. Новокузнецк.

  1. Давайте определим его координаты.
  2. Какой порт ближе всех находится к нам?
  3. В каком направлении?
  4. Какое расстояние нам пришлось преодолеть?

Итак, мы прибыли в пункт отправления порт Диксон. Определим его координаты.

Перед нами раскинулся холодный, суровый северный Ледовитый океан. Наша задача: добраться до острова, который находится 800с.ш., 1000 в.д. Найдите эту точку, что это за остров?

Итак, первый остров, на который мы высадились – остров Знаний. Перед экипажами ставится задача отвечать на вопросы полным ответом, пользуясь картой.

Вопросы:

  1. Как определить географические координаты?
  2. Что такое «ориентирование»? Какие способы ориентирования вы знаете?
  3. Как измерить расстояние на глобусе и карте?

От каждой команды приглашаются по одному человеку. Команды внимательно слушают, дают рецензию ответа, дополняют, за что получают дополнительные баллы. Экипажи справились с заданием, те, кто лучше других справился, получают оценки.

Отправляемся дальше, входим в пролив, который отделяет 2 материка, 2 части света. Как же называется этот пролив? Здесь находится самая восточная точка нашей страны. Определим ее координаты.

Теперь мы плывем по океану, который называется «Тихий», а кто из вас помнит, кто назвал его «Тихим»?

И вот, впереди снова остров.

Это остров Понятий.

Здесь нам предлагается игра «Капитал шоу».

Вы, конечно, уже видели эту игру по телевизору, где каждый игрок мог набрать наибольшее количество очков и выиграть приз. Но при этом ему надо было угадать слово. В нашей же игре каждый игрок приносит очки своей команде, если правильно объясняет понятие, но если нет, то команда становится банкротом, т.е. теряет баллы. Наибольшее количество очков – 5.

Условия игры понятны? Приступаем.

Итог игры вывешивается на стенд.

Отправляемся дальше, входим в Индийский океан, и вот впереди остров – остров Грамотных. Какой же сюрприз, какое же задание нас ждет сейчас? Это острый неприступный остров и задание здесь серьезное.

Мы с вами сейчас проведем «Строгий час», а это значит, что мы будем писать словарный диктант

Диктант под копирку

масштаб
азимут
нивелир
горизонталь
компас
параллель
меридиан
координаты
ориентирование
рельеф
бергштрихи

Проведем взаимопроверку. Сверимся с доской. Ставим оценки. А теперь покажите мне ваши оценки.

Итог вывешивается на стенд.

Мы хорошо поработали на этом острове, а теперь предлагаются загадки:

- Виден край, да не дойдешь. (горизонт)

- Шар не велик, да лениться не велит,
Если знаешь предмет, то покажет весь свет. (глобус)

- Смотри, все они длинные, предлинные
И словно режут шар земной на дольки апельсиновые. (меридианы)

- Мы знаем эту линию, то черную, то синюю.
На карте эта линия очень нам нужна.
Чтоб нам не спутать вдруг,
Где там север, где там юг? (экватор)

Продолжим путешествие. Впереди один из самых труднодоступных островов, так как здесь мы должны показать все свое умение. Это остров Умений и Навыков. Мы приближаемся к острову, но вот в эфире слышны сигналы бедствия «SOS».

Радиограмма

«Терплю бедствие, застигнут ураганом. Потерял управление. Пробит трюм. Шлите срочно помощь. Наши координаты 300с.ш., 1600 в.д.»

Необходимо найти место бедствия и отметить на контурных картах.

Молодцы! Вовремя оказали помощь, корабль спасен!

Следуем к острову и вновь сообщение:

«На корабле, идущем из Европы в Австралию, возник пожар». С корабля сообщили, что судно находится на 800с.ш., 400 в.д. Капитан просит помощи. Окажите помощь, то есть нанесите координаты на контурные карты.

Продолжаем путешествие. Экипажам приготовиться к выполнению заданий.

Задание 1

Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море, на 300с.ш., 700 з.д. (нанесите координаты на контурные карты).

Летчик в резиновой лодке плыл долго на северо-восток и был подобран кораблем на 360с.ш., 500 з.д.

Место падения обозначить знаком «+»; путь – пунктиром; место встречи – овалом.

Задание 2

На большом острове, центральная часть которого расположена 190ю.ш., 470 в.д., водятся самые маленькие полуобезьяны (длина их тела 12 см.). По карте определите, какой это остров (Мадагаскар). Определите наибольшую длину и ширину в километрах (1530; 630 км). Нанесите на контурные карты, подпишите километры.

Задание 3

Определите азимут.

Выполненные задания сдайте на проверку.

Игра «Флюгер» (физкультминутка)

Все встают.
Ветер дует с востока.
Ветер дует с юга.
Ветер дует с юго-востока.
Ураган
С юго-запада
Штиль

Садимся и продолжаем путешествие к последнему нашему острову.

Мы путешествовали очень долго, иссяк запас пресной воды, здесь на острове есть родник, наша задача – найти его и составить план местности.

Взяли листочки.

Свой путь мы начинаем от лагеря – квадрат 21. Идем по тропе на север и упираемся в карьер. Западнее тропы лежит луг, восточнее – кустарники. От карьера идем на северо-восток и попадаем в редколесье.

Пройдя этот лес на восток, упираемся в болото. Обойдя его, двигаемся на юго-восток и попадаем снова в лес, но уже вырубленный. Жара стоит ужасная, пить хочется. Пройдя еще немного на юг, подходим к роднику, возле которого делаем привал.

Итак, мы составили с вами план местности, следующим путешественникам будет очень легко найти родник.

А теперь, давайте проверим, кто же сделал точный план. Возьмите в конвертах кальку, на которой фотография плана, совместите с вашим планом. Оцените свою работу.

Поднимите оценки.

Подведение итогов.