Цель урока – обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме “Обособленные члены предложения”.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Тип урока: комбинированный (урок обобщения и систематизации знаний и контроля знаний).
Учебно-методический комплекс: УМК Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска StarBoard FX-77/, FX-63/ FX-82 W, материалы, подготовленные для работы на интерактивной доске в программе Notebook StarBoard, интерактивный тест, созданный в программе Tastmaker, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Объявление темы и цели урока.
Накануне в качестве домашнего задания вам было предложено подготовить творческую работу, цель которой заключалась в отработке уместного использования предложений с обособленными членами. Безусловно, создание собственный речевых единиц как в устной, так и в письменной речи является важнейшей работой, кроме того, одной из самых сложных. Поэтому сегодня мы продолжаем деятельность, направленную на формирование коммуникативной культуры.
III. Систематизация и обобщение изученного материала.
В течение нескольких уроков мы с вами разбирались с материалом, связанным с обособленными конструкциями. Вспомним, что такое обособление? Какие члены предложения могут быть обособленными? Расскажите об условиях обособления определений, приложений, обстоятельств, дополнений.
1. Исследовательская работа.
Вам предлагается работа исследовательского характера, цель которой заключается в выявлении особенностей синтаксических единиц, используемых автором, и определении их функции в тексте. Перед тем как вы приступите к этой работе, “соберите” из данных предложений текст, автором которого является М.Горький. (Предложения выводятся на интерактивную доску, текст “собирается” в интерактивном режиме. Синтаксические единицы необходимо расположить в следующей последовательности: 4, 2, 3, 6, 1, 5, 7.) Приложение 1.
(1) Волны маленькие игривые барашки рождаемые ласковым дыханием ветра тихо бились о берег.
(2) Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и покрываясь мелкой рябью ослепительно ярко отражавшей солнце улыбалось голубому небу тысячами серебрян..ых улыбок.
(3) В голубом пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн взбегавших одна за другою на пологий берег песчан..ой косы.
(4) Море – смеялось.
(5) Далеко в море напоминая шрам виднелась коса.
(6) Этот звук и блеск солнца отражен..ого рябью моря гармонично сливались в (не)прерывное движение полное живой радости.
(7) И там на краю моря облаков было бе..конечно много.
М.Горький “Мальва”
Анализ текста.
Стилистический эксперимент. Мысленно уберите из предложений обособленные члены. Изменился ли текст? В чем?
Мини-итог: Итак, вспомним, каковы условия обособления приложений, определений, обстоятельств.
2. Редактирование текста.
Мы выяснили, как функционируют в художественном тексте обособленные конструкции. Сейчас вы должны будете продемонстрировать собственное умение грамотно и уместно использовать их речи.
Не только мастеров слова, но и мастеров кисти завораживало море. На интерактивную доску проецируется репродукция картины И.К.Айвазовского “Девятый вал” ( Рисунок 1) и текст для редактирования (Приложение 2), который также представлен в виде раздаточного материала (Приложение 3) (осуществляется работа в парах).
Задание. Вставить подходящие по смыслу обособленные члены предложения, расставить необходимые знаки препинания. После выполнения задания вам необходимо будет устно представить свои работы, обосновав роль обособленных конструкций в речи.
И.К.Айвазовский был поистине певцом моря. На его картине “Девятый вал” изображено раннее утро после ____________________________________________бури. Первые лучи солнца освещают море_________________________________________. Вода как бы светится изнутри______________________________________________ Громадная волна вот-вот обрушится на группу людей__________________________________________. Море кипит_________________________. _____________________________стихия неумолима…
Выйдут ли люди победителями из смертельной борьбы со стихией?
3. Устная работа с текстом.
Мне бы хотелось предложить вашему вниманию стихотворение ученика 11 “Б” класса Пригодича Степана, навеянное впечатлением от картины.
Задание. Какое средство синтаксической выразительности использовано в произведении?
Бушует океан нервозный,
А в нем корабль заплутал.
В крушении виновен грозный
Девятый вал, девятый вал.Горстку людей вот-вот накроет
Не радость и не карнавал,
А беспощадный, мощный, стройный
Девятый вал, девятый вал.К всевышнему на мачте молят,
Чтоб их хоть кто-то подобрал.
Но крутит, вертит, дико воет
Девятый вал, девятый вал.И борются герои, верят,
Что могут вместе лишь суметь
Спастись, скорей попав на берег,
Девятый вал преодолеть.
IV. Контроль качества знаний.
Тестовая работа (интерактивный вариант, созданный в программе Tastmake (Приложение 4), и раздаточный материал (Приложение 5)
Тестовые задания составлены по принципу заданий ЕГЭ. После выполнения учащимися работы осуществляется взаимопроверка и проверка в интерактивном режиме.
V. Подведение итогов урока.
VI. Объяснение домашнее задания.
Домашнее задание предложено в виде раздаточного материала и предполагает разноаспектную работу с текстом. Приложение 6.
VII. Орг. конец урока.