Цели урока:
Оборудование:
Физическая карта “Южная Америка”, атласы, маршрутные листы – модули для учащихся, проектор.Ход урока
1. Организационный момент.
Подготовка к основному этапу урока.
Учитель.
Ребята, в течение нескольких уроков вы знакомились с Южной Америкой, ее рельефом, природой и населением.
Сегодня я вам предлагаю увлекательное путешествие по этому материку. Мы постараемся побывать во всех его уголках, чтобы обобщить, закрепить и систематизировать свои знания. На уроке вы будите совершенствовать умение работать с картами, делать выводы, помогать друг другу в трудный момент.
Путешествовать мы будем по станциям, где предстоит выполнять определенные задания. Предлагаю вам разделиться на три команды (три ряда). Выберите в каждой команде командира. Им должен быть более сильный, ответственный член команды, который в любую минуту сможет помочь в решении проблем, и будет следить за выполнением поставленных задач. Для того чтобы вы не сбились с пути, я предлагаю вам всем маршрутные листы - модули. Каждый ваш шаг - ответ вы необходимо отмечать в маршрутном листе, ну а ваши отчеты о путешествии будут отмечены по прибытию на место назначения в судовом журнале – нашем классном электронном журнале.
Итак, определились?
Ну что, юные искатели приключений, в путь!
Хочу вас предупредить, что во время путешествия нас ожидают трудности, а чтобы с ними справиться, вы должны быть внимательными. А для того чтобы вы настроились на урок узнаем девиз нашего урока.
Раздача маршрутных листов.
Девиз урока: (Фиолд “ Дары Нового Света”).
Фиолд – это кроссворд.
Вычеркнув 14 слов – названий растений, привезенных в Европу из Америки, вы сможете прочитать по оставшимся буквам мудрое изречение, принадлежащее перу Джозефа Аддисона (писателя и просветителя).
Ответ.
Оставшиеся после вычеркивания буквы образуют (по горизонталям) фразу, принадлежащую перу Д. Аддисона: “ Знание – это то, что существенным образом возвышает человека”.
2. Обобщение, систематизация, контроль и самопроверка знаний.
Учитель. И так мы уже в пути. Но вот беда! Мне сообщили, что наша карта намокла и на ней стерты некоторые географические объекты. А без карты мы не сможем двигаться дальше!
Задание 1
. Команды получают указания к выполнению задания - фрагменты карты “Южной Америки” (выполнение задания проверяет учитель).Ответы:
Учитель.
Карта восстановлена, можем плыть дальше. Мы отправляемся в порт “Географический”. Пока мы плывем, чтобы не скучать выполняем задание.Здание 2.
“Что это? Кто это?”Каждая команда получает задание.
Вызывается по одному члену команды. Задача учащегося расшифровать термины, написанные на карточке (некоторые объекты учащиеся показывают на карте).
Правильные ответы ученики фиксируют в своих маршрутных листах - модулях.
ПАРАНА ГВИАНСКОЕ АНХЕЛЬ ИГУАСУ УКАЯЛИ АКОНКАГУА ЯГУАР ПИРАНЬЯ АНДЫ БРАЗИЛЬСКОЕ АТАКАМА ТИТИКАКА УРУГВАЙ МАДЕЙРА МАРАКАЙБО ОРИНОКСКАЯ
Учитель.
Ребята! Вы просто молодцы! Справляетесь с заданиям очень быстро.Задание 3.
Учитель. Ребята! Я довольна вами! Вы еще раз доказали, что хорошо усвоили материал о рельефе материка. А теперь мы можем продолжить плавание и отправиться в бухту “Эрудитов”. Путь будет долгим и, чтобы не скучать, предлагаю решить кроссворды.
Каждая команда получает кроссворд “Внутренние воды материка”
Задание 4
“Угадайте, какое это животное или растение?” (показ презентации органический мир Южной Америки”)Дети отгадывают представителя флоры или фауны, дают им краткое пояснение, называют природную зону.
Ответы:
Учитель.
Ребята, мы с вами так увлеклись работой, что не заметили, как наш парусник отошел от причала. С пирса нам передали письмо.Задание 5
. Диктант “Климатические пояса”. Вам нужно по характеристике определить тип климата.Этот климатический пояс расположен между 30° и 40° Ю.Ш. Лето сухое, жаркое. Зима теплая, влажная (субтропический).
В этом поясе находится Оринокская низменность и Гвианское плоскогорье (субэкваториальный).
Зимой и летом высокая температура.(25°-27°), осадки круглый год (экваториальный).
Разница между летними и зимними температурами воздуха незначительна, однако, характерно сезонное выпадение осадков, сухой зимний период и влажный летний (субэкваториальный).
Летом жарко (25°-27°), зимой тепло (16°-21°), осадки равномерны на протяжении года (1000-1080 мл) (тропический-влажный южного полушария).
Этот климатический пояс включает территорию Амазонской низменности и северную часть гор Анд (экваториальный).
В этом климатическом поясе весь год господствуют умеренные воздушные массы и западные ветры (умеренный).
Учитель. Ребята! Проверьте ответы и поставьте себе отметку о выполнении задания.
Что такое? Опять остановка! Спокойно, ребята, нас остановили индейцы из племени кечуа. Похоже, что мы попали в плен! Вождь индейцев говорит, что отпустит нас, если вы правильно ответите на его вопросы.
Появляется вождь племени индейцев (в качестве данного персонажа может выступить любой старшеклассник)
Вождь индейцев. Приветствую вас, о бледнолицые. Я повелеваю вам пройти испытание. Пусть подойдут ко мне по одному из самых достойных членов команды, и ответят на вопросы.
Задание 6
. Конкурс капитановВопрос команде № 1: Какое личное снаряжение нужно взять с собой, если вы отправитесь в наши зимние месяцы в центральную часть Бразильского плоскогорья? На территории Бразильского плоскогорья находится непроходимые влажные леса, там очень влажно и жарко даже зимой. Необходимо взять с собой спортивную одежду топор или острый нож, чтобы пробиться через заросли.
Вопрос команде № 2: У живущей на широте экватора южно – американской ламы густая длинная шерсть. Как это связано с условиями обитания животного? Лама живет высоко в горах, а с высотой температура понижается. Поэтому животное имеет густую шерсть.
Вопрос команде №3: В одной из стран имеющей выход к океану Южной Америки государственными являются сразу два языка. Назовите эту страну и объясните причины этого двуязычия. Как называются эти языки? Основную часть территории этой страны занимают Анды. Перу. В этой стране живут перуанцы и два индейских народа – кечуа и аймара; два государственных языка – испанский и кечуа.
Вождь индейцев. А сейчас вам предстоит самое интересное и сложное испытание. Ответив на него, вы не только сможете завершить ваше путешествие но, и получить приз для своей команды.
Задание 7. (с сюрпризом) Угадай, что спрятано в мешке.
Учитель.
Молодцы, ребята! Индейцы отпускают нас! Мы снова в открытом океане. Я вам предлагаю такое задание:Задание 8. Знаешь ли ты представителей населения Южной Америки?
Мулаты – (потомки европеоидной и негроидной расы)
Метисы - (потомки белых и индейцев)
Гаучо – (потомки испанцев и индейских женщин)
Инки - (индейское племя, обитавшее на территории Перу)
Индейцы - общее название коренного населения Америки. Название возникло из-за ошибочного представления европейских мореплавателей считавших открытые им земли Индией.
Учитель.
Вот и конец нашего путешествия. Для вас остались самые интересные и трудные задания, где вы должны показать все свои знания, полученные по пройденной теме. Отвечать нужно очень быстро. Чем больше правильных ответов, тем больше баллов вы получите.Задание 9.
. Викторина – блиц “ Южная Америка”Задание № 10. Самое – самое ( это задание можно провести , если остается время)
Учитель.
Ребята! Подошел финал нашего путешествия. Все вы хорошо поработали. Надеюсь, что полученные вами знания пригодятся вам в жизни, и год от года вы будите их совершенствовать. Не забудьте, девиз нашего урока - знание то, что существенным образом возвышает человека.3. Учитель подводит итоги урока
.Учащиеся подсчитывают баллы в маршрутных листах.
4. Задание на дом:
Подготовить сочинение по теме “Три дня по Южной Америке”.
Список использованной литературы.
1. Современный урок географии. Часть6. Методические разработки уроков для 7 класса: Материки и океаны / Под ред. И.И. Бариновой. М.: Школа-пресс, 2003 - 112с. ("География в школе. Библиотека журнала").
2.Крылова О.В. Интересный урок географии: Кн. Для учителя. 2-еизд, прераб. И доп. М. Просвещение, 2000.
3.Л.Д. Невзорова. Нетрадиционные уроки по географии. М.: ТЦ Сфера, 2008.
4. Картель Л.Н. Дидактические материалы по физической географии. М: Просвещение, 1987.
5. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6–8 классах ( викторины, диктанты, тесты, кроссворды, и стихи о природе и др.) сост. Н.А. Касаткина. Волгоград: Учитель. 2005.