Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Урок-игра обобщающего повторения и систематизации ЗУН по теме Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (8-й класс)

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 374

Георгиева Оксана Николаевна, учитель географии

Цели:

  1. Закрепление знаний, навыков, полученных по теме: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»
  2. Формировать умения применять эти знания при выполнении творческих заданий.
  3. Расширить кругозор учащихся, навыки коллективной работы.
  4. Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: Физическая карта России, конверты, карточки с заданиями, кроссворды (3 шт.).

Ход урока

I. Организационный момент:

Приветствие.

Сообщение темы и цели урока, деление учащихся на 3 группы.

Объяснение хода работы (команды должны работать очень дружно, при выполнении каждого задания получают определённое количество баллов, на выполнение заданий команда должна сама решить кот будет выполнять данное задание. Команда выбирает капитана, который должен просчитывать все заработанные баллы и оценить работу каждого в команде и прокомментировать).

II. Ход работы:

1. Конкурс «Разминка» - (опрос по карте) – 4 балла за каждый правильный ответ.

Представители команд должны показать на карте следующие объекты:

I II III
Западно-Сибирская равнина Восточно-Европейская равнина Среднесибирское плоскогорье
Урал Кавказ Алтай
Хребет Черского Верхоянский хребет Становой хребет
Алданский щит Анабарский щит Балтийский щит

2. Конкурс «Географическая почта» - 12 баллов.

Представители команд должны разложить в два конверта (первый- название форм рельефа, во второй - внутреннее строение) названия, записанные на отдельных карточках (горы, платформа, щит, низменность, плита, Балтийский щит, возвышенность, Урал, Алтай, осадочный чехол, кряж, Евроазиатская плита).

3. Конкурс «Грамотей» - за каждое правильное написанное слово участник получает 1 балл. От команды принимает участие один человек.

Слова: платформа, возвышенность, тектонические движения, землетрясения, вулканизм, оледенение, морена, оползни, обвалы, осыпи.

4. Конкурс «Знаешь ли ты свою страну» - нужно по устному описанию определить территорию.

Команды работают на местах, обсуждая правильный ответ, та команда, которая правильно и быстро ответит, получает - 2 балла.

Учитель читает описание территории:

А) Территория расположена на древней докембрийской платформе. Этим обусловлена главная особенность её рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии, а также на правобережье Днепра в его среднем течении (ответ: Восточно – Европейская (Русская) равнина).

Б) Горная страна состоит из нескольких параллельных друг другу хребтов, протянувшихся в меридиальном направлении. Главная цепь гор образует водораздел между реками, текущими на Русскую равнину и на Западно – Сибирскую. (ответ: Уральские горы).

В) Это самое крупное из горных сооружений, окаймляющих с юга Русскую равнину. Природа гор разнообразна. Большая часть региона – это высокие молодые горы (ответ: Кавказ).

Г) Одна из крупнейших равнин земного шара. Расположена между Уралом и Среднесибирским плоскогорьем. Много озёр и болот (ответ: Западно-Сибирская равнина).

5. Конкурс «Третий лишний» - на карточках написаны географические названия, нужно определить лишнее название. За правильный ответ – 2 балла.

Таймыр, Урал, Кавказ.
Хибины, Бырранга, Енисей.
Алданский, Балтийский, Памир.
Западно-Сибирская равнина, Восточно-Европейская равнина, Среднесибирское плоскогорье.

6. Конкурс «Путаница» найти соответствие. Каким тектоническим структурам соответствует форма рельефа. За правильный ответ – 3 балла.

Сибирская платформа………………………………Русская равнина
Западно-Сибирская плита… ……………………...Среднесибирское плоскогорье
Восточно-Европейская платформа..……………… Западно-Сибирская равнина

7. Конкурс «Человек и природа»

Приведите два примера благоприятного и неблагоприятного воздействия человека на рельеф – за каждый пример 1 балл.

8. Конкурс «Разгадай кроссворд» - каждой команде даётся кроссворд с одним словом по вертикале, учащиеся каждой команды должны ответить на 6 вопросов по горизонтали. За каждое правильно угаданное слово – 1 балл.

Слово по вертикали: вулкан

Вопросы по горизонтали:

  1. Горная система на юге Европейской части России.
  2. Высочайшая вершина Кавказа.
  3. Излившаяся магма из кратеров вулканов или из трещин в земной коре.
  4. Горы на юго-западе Восточно – Европейской равнины.
  5. Горная система, с которой берёт начало река Обь.
  6. Горы на северо-западе Европейской части России.

Слово по вертикали: период

Вопросы по горизонтали:

  1. Смещение тела по слою глины под действием силы тяжести.
  2. Наука о движении земной коры.
  3. Форма рельефа ускоренной эрозии.
  4. Участки платформы, где кристаллический фундамент выступает на поверхность.
  5. Древняя эра.
  6. Древнее время развития жизни на Земле.

Слово по вертикали: рельеф

Вопросы по горизонтали:

  1. Горная система, образовавшаяся в герцинское время.
  2. Крупный интервал геологического времени.
  3. Часть платформы, фундамент, которой погружен на глубину.
  4. Форма поверхности Земли.
  5. Система обозначения дат истории Земли, принятая в геологии.
  6. Крупнейший этап геологической истории, объединяющий эры жизни.

III. Итог урока:

капитаны подсчитывают заработанные командой баллы, выставляют оценки, комментируя каждую. Учитель подводит итог.

IV. Домашнее задание:

повторить параграф 8-13 по учебнику Э.М. Раковской «География: природа России».