Цели:
Оборудование: Физическая карта России, конверты, карточки с заданиями, кроссворды (3 шт.).
Приветствие.
Сообщение темы и цели урока, деление учащихся на 3 группы.
Объяснение хода работы (команды должны работать очень дружно, при выполнении каждого задания получают определённое количество баллов, на выполнение заданий команда должна сама решить кот будет выполнять данное задание. Команда выбирает капитана, который должен просчитывать все заработанные баллы и оценить работу каждого в команде и прокомментировать).
1. Конкурс «Разминка» - (опрос по карте) – 4 балла за каждый правильный ответ.
Представители команд должны показать на карте следующие объекты:
I | II | III |
Западно-Сибирская равнина | Восточно-Европейская равнина | Среднесибирское плоскогорье |
Урал | Кавказ | Алтай |
Хребет Черского | Верхоянский хребет | Становой хребет |
Алданский щит | Анабарский щит | Балтийский щит |
2. Конкурс «Географическая почта» - 12 баллов.
Представители команд должны разложить в два конверта (первый- название форм рельефа, во второй - внутреннее строение) названия, записанные на отдельных карточках (горы, платформа, щит, низменность, плита, Балтийский щит, возвышенность, Урал, Алтай, осадочный чехол, кряж, Евроазиатская плита).
3. Конкурс «Грамотей» - за каждое правильное написанное слово участник получает 1 балл. От команды принимает участие один человек.
Слова: платформа, возвышенность, тектонические движения, землетрясения, вулканизм, оледенение, морена, оползни, обвалы, осыпи.
4. Конкурс «Знаешь ли ты свою страну» - нужно по устному описанию определить территорию.
Команды работают на местах, обсуждая правильный ответ, та команда, которая правильно и быстро ответит, получает - 2 балла.
Учитель читает описание территории:
А) Территория расположена на древней докембрийской платформе. Этим обусловлена главная особенность её рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии, а также на правобережье Днепра в его среднем течении (ответ: Восточно – Европейская (Русская) равнина).
Б) Горная страна состоит из нескольких параллельных друг другу хребтов, протянувшихся в меридиальном направлении. Главная цепь гор образует водораздел между реками, текущими на Русскую равнину и на Западно – Сибирскую. (ответ: Уральские горы).
В) Это самое крупное из горных сооружений, окаймляющих с юга Русскую равнину. Природа гор разнообразна. Большая часть региона – это высокие молодые горы (ответ: Кавказ).
Г) Одна из крупнейших равнин земного шара. Расположена между Уралом и Среднесибирским плоскогорьем. Много озёр и болот (ответ: Западно-Сибирская равнина).
5. Конкурс «Третий лишний» - на карточках написаны географические названия, нужно определить лишнее название. За правильный ответ – 2 балла.
Таймыр, Урал, Кавказ.
Хибины, Бырранга, Енисей.
Алданский, Балтийский, Памир.
Западно-Сибирская равнина, Восточно-Европейская равнина, Среднесибирское плоскогорье.
6. Конкурс «Путаница» найти соответствие. Каким тектоническим структурам соответствует форма рельефа. За правильный ответ – 3 балла.
Сибирская платформа………………………………Русская равнина
Западно-Сибирская плита… ……………………...Среднесибирское плоскогорье
Восточно-Европейская платформа..……………… Западно-Сибирская равнина
7. Конкурс «Человек и природа»
Приведите два примера благоприятного и неблагоприятного воздействия человека на рельеф – за каждый пример 1 балл.
8. Конкурс «Разгадай кроссворд» - каждой команде даётся кроссворд с одним словом по вертикале, учащиеся каждой команды должны ответить на 6 вопросов по горизонтали. За каждое правильно угаданное слово – 1 балл.
Слово по вертикали: вулкан
Вопросы по горизонтали:
Слово по вертикали: период
Вопросы по горизонтали:
Слово по вертикали: рельеф
Вопросы по горизонтали:
капитаны подсчитывают заработанные командой баллы, выставляют оценки, комментируя каждую. Учитель подводит итог.
повторить параграф 8-13 по учебнику Э.М. Раковской «География: природа России».