Задачи:
Оборудование:
проектор, экран, колба с водой, металлический противень, снег или лед, пуховое перышко; лист бумаги голубого цвета, вата, клей, слайды.
Новые понятия:
мириады – неисчислимое количество;
конденсируется – охлаждается;
окт.
ХОД УРОКА
1. Мотивационно-целевой этап урока.
На слайде следующие слова: одеяло, броня, жизнь, украшение.
- С какой оболочкой Земли ассоциируются эти слова?
- Вспомните, что обозначает это понятие?
- Почему атмосферу называют одеялом, броней, жизнью, украшением?
- Что вы еще знаете об атмосфере?
- Откуда вы это узнали? (Из книг)
- Действительно, люди черпают знания из книг, достаточно ли только этих знаний для изучения природы? (Нужно наблюдать мы ведем дневник наблюдений).
- Сегодня нам пригодится ваше умение наблюдать.
- Давайте понаблюдаем в классе, посмотрите в окно, что можно увидеть, прочесть на небе? Я предлагаю научиться правильно, читать небесный алфавит.
Так и назовем тему сегодняшнего урока.
Слайд 2.
Запишите в тетрадь тему урока.
Что каждый из вас, хотел бы узнать на уроке? В конце урока вы скажете, реализовали ли поставленные цели?
Слайд 3
2. Организационно-содержательныйэтап урока.
Ребята, эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала строки из стихотворения Степана Щипачева:
Мириады водяных пылинок
Поднимаются над океаном,
Чтобы тут же в путь пуститься длинный
По широтам и меридианам,
Стать сгустившимися облаками.
Тучами, чтоб тяжестью воды
Где-то падать на пески и камни,
На поля и на сады.
(Объяснение значения слова мириады)
- Какое природное явление показано в стихотворении? (Образование облаков и выпадение из них осадков).
- Автор стихотворения в образной форме показал нам данное явление, а нам нужно с научной точки зрения объяснить его.
- Поэтому предлагаю провести эксперимент, который смоделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха.
Нужно взять стеклянную банку, налить в нее горячей воды, затем накрыть сверху противнем, на который положить снег или лед. Проследим, что происходит с водой в банке. Вернемся к эксперименту чуть позже.
- Есть несколько причин, почему воздух поднимается вверх, и образуются облака, мы рассмотрим один из них.
Слайд 4
- Где в бытовых условиях можно увидеть образование облака? (Чайник)
Слайд 5
- Почему водяной пар невидимка становится видимым? (Охлаждается-конденсируется)
- Я, уверена, что где-то ещё вы видели искусственное образование облака?
Слайд 6
(Самолётный след)
- Выступление ученика с опережающим заданием.
Летящие на большой высоте самолеты иногда оставляют за собой в очень холодном воздухе белый след. Из выхлопной системы самолета иногда выбрасывается смесь горячих газов с большим содержанием водяного пара. Водяной пар охлаждается, конденсируется и замерзает в холодном воздухе, образуя тонкий “облачный” след. Этот след называется конденсационным.
- Какое открытие вы для себя сделали, прослушав это сообщение?
- Что такое облака?
Облака – это скопление водяных капелек в воздухе.
Облака бывают разных видов.
Откройте учебник на странице 74.
Найдите, какие бывают облака?
Облака –
1. Кучевые
Встречаются на разной высоте. Это изолированные округлой формы облака с довольно плоским основанием.
2. Слоистые
Образуют на небе сплошной слой. Они встречаются на небольшой высоте до 7 км.
3. Перистые
Образуются на большой высоте, как правило, до 20 км над землёй. Они состоят из ледяных кристалликов и кажутся легкой прозрачной дымкой как бы в виде отдельных “перьев”.
Слайд 7, 8
Небесный алфавит насчитывает всего 9 букв, рассмотрим сочетания, которые образуют основные виды облаков.
В приземном слое, среднем, в верхнем слое.
- Посмотрите в дневнике наблюдений, как называют явление, связанное со скоплением облаков.
Облачность – скопление облаков на небе. Играет роль одеяла над землёй.
Послушайте сообщение о том, в каких единицах измеряется облачность.
Величина облачного покрова измеряется в октах. Число окт показывает, какая часть неба покрыта облаками. Измерения основываются на шкале от 0 до 8 (8 окт означает, что небо полностью затянуто облаками). К примеру, в прогнозе погоды может сообщаться, что облачность составит четыре окты, это значит, что облака будут покрывать полнеба.
Часто облачность ассоциируется с осадками.
Слайд 9
Существует взаимосвязь, если мы знаем виды облаков, то можем определить, какие будут осадки.
Кучевые – кратковременные осадки ливни, снег, град.
Слоистые – длительные осадки снег или дождь.
Перистые – признаки ухудшения погоды.
Слайд 10
Рассмотрим виды осадков.
Практическая работа в парах.
Поработайте вместе. Распределите осадки на группы. Какие выделили группы?
Эксперимент.
- Следующий эксперимент поможет определить, из всех ли облаков выпадают осадки?
Мы с вами сейчас учёные, они проводят эксперименты сдержанно.
Берём пуховое пёрышко – это капля дождя.
Бросьте пёрышко и снизу подуйте на него.
- Почему капля поднялась вверх? (Снизу потоки воздуха подбрасывают каплю вверх)
- А в каком случае капля упадёт на землю? (Если станет тяжёлой)
Капельки воды в облаке находятся всё время в движении. Они сталкиваются, сливаются, становятся больше, тяжелее, не могут держаться в воздухе, начинается дождь.
Возвращаемся к эксперименту, проводимому в начале урока, чтобы сделать выводы.
Природа потрудилась над созданием облаков, они бывают причудливой формы. Теперь вы уже знаете, разные виды облаков, но кроме этого нужно представлять их форму. Попробуйте в паре, из материала на вашем столе изобразить модель облака. (Используется вата, клей, лис картона голубого цвета).
Слайд 11
1 ряд – кучевые
2 ряд – слоистые
3 ряд – перистые
Демонстрация лучших моделей.
Слайд 12, 13, 14
- Подумайте над следующим вопросом.
- Зачем люди ведут наблюдение за атмосферой? Учебник стр. 75 (2 абзац).
(Чтобы предсказать погоду, это нужно людям разных профессий)
А что такое погода мы будем изучать на следующем уроке. Можно приготовить дополнительный материал.
3. Оценочно-результативный этап урока.
- Ответили ли вы на вопросы, поставленные в начале урока?
- Кому вы сегодня на уроке хотели бы сделать комплименты?
- Я вам тоже хочу сделать комплимент…
- Я благодарна….. и ставлю оценку за работу на уроке…за полные, правильные ответы, сообщения.
Урок окончен. Спасибо.