Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Программы элективного курса Город, в котором я живу

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 455

Еремеева Сария Ривгатовна, учитель географии, заместитель директора по УВР

Пояснительная записка

Практикум “Город, в котором я живу” предполагает дать представление учащимся об экологическом состоянии и проблемах родного города.

Цель изучения курса: анализ и оценка экологической обстановки своего города, формирование экологически ответственного отношения учащихся к окружающей среде, своему здоровью на основе развития экологического сознания, экологического мышления, экологически целесообразной деятельности.

Задачи:

Программа рассчитана на 28 часов.

Структура содержания включает темы: “Город и видео-экология”, “Ландшафтная экология”, “Экологический мониторинг”, “Жилье человека в городе”, “Мой дом – моя крепость”, “Город и энергосбережение”, “Стресс и горожанин”, “Город и бытовые отходы”, “Азбука потребителя”, “Я для города или город для меня”, “Экосити (экологичный город)”, “Я люблю свой город”; изучение природных сред города и проведение социологических исследований на основе наблюдений, социологических опросов, анализа, проектирования, путей решения экологических проблем. 2/3 учебной нагрузки приходится на практическую отработку полученных знаний.

Отработка содержания должна проходить на основе активных методов обучения учащихся, организацию учебных исследований, проектной деятельности учащихся.

Результатом изучения программы считать разработку информационного проекта по благоустройству ландшафтов города, создания мест массового отдыха населения, сформированности потребности ответственного отношения к собственному здоровью в условиях агрессивной городской среды.

Учебно-тематическое планирование курса
“Город, в котором я живу”

ФОУПД

Количество часов

лекции практика контроль
1 “Город и видео-экология” Изучение литературы по видеоэкологии и составление “видеагрессоров” городской среды. 1 1 Коллекция цифровых фото
2 “Ландшафтная экология” Исследования экологического состояния ландшафтов города и картографический практикум 1 2 Компьютерные картосхемы
3 “Экологический мониторинг”

Исследования экологического состояния территории микрорайона школы (запыленности, уровень шума, освещенность, радиационный фон, автотранспортной нагрузки).

1 2 Модели экологических ситуаций
4 “Жилье человека в городе” Работа по заданиям практикума 1 2 Паспорт квартиры
5 “Мой дом – моя крепость” Самоконтроль 1 Ответы на вопросы
6 “Город и энерго-сбережение” Исследования “Экономно ли ваша семья расходует электроэнергию” 1 1 Рекомендации городским службам
7 “Стресс и горожанин” Самотестирование, анализ результатов, составление “Паспорта здоровья” 1 1 Рекомендации по антистрессовому поведению
8 “Город и бытовые отходы” Социологические исследования, дискуссия 1 2 Городской экологический манифест
9 “Азбука потребителя” Мастерская “Азбука потребителя”. Социологические исследования 2 1 Коллекция штрихкодов.
10 “Я для города или город для меня” Проведение социологических опросов по проблемам окружающей среды 2 Листовки
11 “Экосити (экологичный город)” Защита проектов 2 Компьютерные презентации
12 “Я люблю свой город” Защита проектов по благоустройству родного города 2 Компьютерные презентации

Тема 1. “Город и видеоэкология”

Городская видеоэкология. “Агрессометр”. Агрессивная оптическая (визуальная) среда. Восприятие горожанином агрессивного поля. Методы оптимизации городской среды.

Практическая работа. Игра “Градоустроители”: виртуальная прогулка по улицам родного города, составление “видеоагрессора”, составление вариантов оптимальной видеосреды для своего города. Работа с видами городов, фотографиями видов родного города.

Творческая работа. Составить коллекцию цифровых фото “Агрессивная и оптимальная городская среда”. Конкурс “Прости, Земля”.

Тема 2. “Ландшафтная экология”

Понятие “ландшафт”. Классификация ландшафтов. Культурный ландшафт. Окультуренный ландшафт. Антропогенно-преобразованные ландшафты.

Практическая работа. Картографический практикум “ландшафты родного города”. Экологическое проектирование.

Творческая работа. Компьютерные картосхемы экологического состояния города.

Тема 3. “Экологический мониторинг”

Основные виды мониторинга. Биоэкологический мониторинг. Системный геоэкологический мониторинг. Глобальный биосферный мониторинг. Объекты мониторинга. Методы экологических исследований при проведении мониторинга.

Практическая работа. Исследования экологического состояния территории микрорайона школы (запыленности, уровень шума, освещенность, радиационный фон, автотранспортной нагрузки).

Творческая работа. Компьютерное моделирование экологических ситуаций.

Тема 4. “Жилье человека в городе”

Внутренняя среда квартиры. Факторы городской среды и их влияние на состояние и здоровье человека. Архитектурно – планировочные и конструктивные решения. Микроклимат помещения: температура, влажность Вибрация, шум, световая, воздушная среда.

Электрические и магнитные поля. Экологический паспорт квартиры.

Практическая работа. Составить картосхему микрорайона и экологический паспорт квартиры.

Творческая работа. Презентация “Модель идеального городского дома”; “Я решаю квартирный вопрос”.

Тема 5. “Мой дом – моя крепость”

“Синдром больного здания”. Строительные материалы. Обои, мебель и здоровье. Антротоксины. Электромагнитные поля.

Практическая работа. Самотестирование

Тема 6.Город и энергосбережение”

Энергопотребление и энергосбережение. Традиционная и альтернативная электроэнергетика. Коммунальные платежи за электропотребление. Способы экономии энергозатрат в городских условиях. Освещение городских улиц.

Практическая работа. Социологическое исследование “Экономно ли ваша семья расходует электроэнергию?”

Творческая работа. Электронное моделирование освещения городских улиц.

Тема 7. “Стресс и горожанин”

Агрессивная городская среда и здоровье горожанина. Механизмы приспособления организма к окружающей среде. Стресс и адаптация. Стресс – реакция. Антидепрессанты. Способы выхода из стрессовых ситуаций.

Практическая работа. Социологические исследования “Кто твой хозяин: ты или настроение?”.

Творческая работа. Проектирование паспорта здоровья “Антистрессовая политика горожанина”.

Тема 8. “Город и бытовые отходы”

Проблема бытовых отходов в городе. Способы ликвидации бытовых отходов. Спецотходы. Несанкционированные свалки. Пути решения проблемы. Утилизация. Рециклизация. Биогаз. Городские коммунальные службы.

Практическая работа. Социологические исследования по теме “Отходам -вторую жизнь”; “Бытовые отходы нашей семьи”; “От кого зависит чистота нашего города?”. Трудовые акции по очистке города от мусора.

Творческая работа. Составление Городского экологического Манифеста; проект “Чистый город”.

Тема 9. “Я для города или город для меня?”

Экологическая история моего города. Экологическое состояние окружающей среды в моем городе. Городские экологические службы. Проблемы загрязнения природных сред и здоровье горожанина. Экологическая работа школьников по благоустройству города.

Практическая работа. Проведение социологических опросов по проблемам окружающей среды. Дискуссия по теме “Я для города или город для меня?”

Творческая работа. Городской экологический Манифест, экологический бюллетень

Тема 10. “Азбука потребителя”

Продукты питания и ЗОЖ. Концерогены, рециклинг, конвенция, пищевые добавки, Институт питания РАМН. Реклама. Штрих – коды. Классификация пищевых добавок.

Практическая работа. Социологические исследования: “Потребитель и производитель”. Поиск информации на сайтах в Интернете.

Творческая работа. Составление антирекламы с учетом новых знаний. Составление памятки потребителя.

Тема 11. “Экологичный город”

Урбанистика. “Каменные джунгли”. Шумовое, пылевое, электромагнитное, визуальное загрязнение. Экореконструкция. Экореставрация. “Хартия устойчивого развития европейских городов”. Экосити. Идеальные города. Города будущего.

Практическая работа. Защита экологических проектов “Город будущего” (компьютерные презентации).

Тема 12. “Я люблю свой город”

Проблемы своего города. Пути решения проблем. Роль школьника в благоустройстве территории города и создании оптимальной городской среды.

Практическая работа. Влияние экологической среды жизни на здоровье человека. Разработка и защита проекта по обустройству территории своего города (компьютерные презентации).

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

Темы учебных исследований и рефератов

  1. Как создать комфортную визуальную среду в городе. Методы оптимизации городской среды.
  2. Продовольственные товары и здоровье горожанина.
  3. Город и энергосбережение. Проблемы и перспективы.
  4. Различные аспекты проблемы утилизации и рециклизации твердых отходов в городе.
  5. Стресс и адаптация.
  6. Города будущего. Экосити.
  7. Проект “Я люблю свой город”.
  8. Составление картосхем экологического состояния города.
  9. Влияние экологического состояния городской среды на здоровье населения.

Рекомендуемая литература

  1. Журнал “Биология в школе” 2002 год (приложение “Учителю экологии”).
  2. Н.И. Белова, Н.Н. Наумова “Экология в мастерских” СП “Паритет”, 2004.
  3. Энциклопедия земли вятской. Природа. Т. 7 – Киров: Вятка, 1997.
  4. Население и хозяйство Кировской области. – Киров: 1997.
  5. Алексеев С.В. экология. Учебное пособие для 10 – 11 классов средней школы – С-П, СМИО Пресс, 1999.
  6. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. – М.: АО МДС, 1996.
  7. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: Агар, 2000.