В настоящее время в Иркутской области происходят процессы быстрого развития туризма и туристического бизнеса, что является положительным моментом для развития экономики как области, так и страны в целом. Однако, признание ЮННЕСКО озера Байкал объектом всемирного наследия, природоохранные мероприятия, изданные законы и поправки к ним, говорят об обеспокоенности общественности этим возрастающим влиянием человека на одно из самых уникальных жемчужин природы – озеро Байкал.
В учебные планы общеобразовательных школ Иркутской области был введен предмет «Байкаловедение». Этот предмет предполагает не только сообщение учащимся знаний о Байкале, но и, в большей мере, воспитание бережного, экологосообразного поведения по отношению к природе. В нашей школе этот предмет является продолжением принципов и целей воспитания предмета «Экологическое творчество». Опора на материал ближайшего окружения школьника, близости к Байкалу, традиционность ведения этого предмета в течение нескольких лет говорят о правильности выбранного направления. Дети, изучающие предметы «Экологическое творчество» и «Байкаловедение» бережнее относятся к природе, могут отличать хорошее поведение от плохого, видеть красоту и проблемы окружающей их среды.
Перспективным является использование современных образовательных технологий: модульных, проектных, дистанционных, исследовательских, рефлексивных, портфолио, РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), и т.д.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С.И. Заир-Бек, М.В. Кларин, С.А. Смирнов, А.П. Чернявская) способствует воспитанию ответственной личности, способной к самообразованию и саморазвитию, которая умеет использовать полученные знания и умения для творческого решения проблем, мыслить критически, обрабатывать информацию, стремится изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своей страны.
Этапы структуры технологии РКМЧП, представленной С.И Заир-Беком, соответствуют этапам мыслительной деятельности личности.
Стадия 1 – ВЫЗОВ – пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации;
Стадия 2 – РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА – получение новой информации;
Стадия 3 – РЕФЛЕКСИЯ – осмысление, рождение нового знания.
Занятие или урок, построенный по этой технологии, требует строгого соблюдения всех его этапов.
Приведем пример факультативного занятия по «Байкаловедению» в 6 классе с применением технологии критического мышления.
Тема занятия: Нерпа (6 класс)
Материал занятия рассчитан на 2 часа. Желательно провести их в 2 дня, чтобы сохранить эмоциональную окраску, получить хорошие результаты на стадии рефлексии.
Занятие 1
Цель: познакомить с единственным млекопитающим озера Байкал – нерпой.
Что вы знаете о нерпе?
Жизненный опыт шестиклассников небольшой, поэтому их ответы носят эмоциональный характер.
Обычно дети отвечают:
На вопрос о размерах, местах обитания животного учащиеся имеют смутные представления. Некоторые могут рассказать что-то со слов знакомых или родственников, добывавших нерпу.
На данном занятии применялся прием «рисунок в развитии», когда информация появляется и расширяется постепенно, и рисунок приобретает законченный вид не сразу, а по ходу рассказа учителя.
Ученики рисуют в своих тетрадях. Дома дается задание раскрасить воду и нерпу.
Шаг 1 – на доске рисуется горизонтальная линия. На ней - нерпа, голова которой находится над водой, а тело в воде. Далее через вопросы и участие учеников в беседе рассказывается о размерах, весе, возрасте и питании нерпы. Необходимые сведения вносятся на рисунок в центре, ниже горизонтальной линии, под рисунком нерпы.
Шаг 2 – слева от центра вносятся сведения о том, что нерпа обычно находится под водой от 20 до 40 минут (рекорд в эксперименте - 65 минут); ныряет на глубину до 400м; скорость движения под водой 7-8 км/час, максимальная скорость 20-25 км/час.
Шаг 3 – над горизонтальной чертой слева рисуются ледяные торосы. На данном этапе урока рассказывается о месте обитания нерпы, о логовищах, выведении и вскармливании детенышей.
Шаг 4 – в правой части рисунка, над горизонтальной чертой рисуются Ушканьи острова; рассказывается об опасностях в жизни нерпы, о ее врагах. Выше – версии о происхождении нерпы в озере Байкал.
Рисунок принимает следующий окончательный вид.
Далее задаются вопросы о том, что ученикам еще хотелось бы узнать.
На данном занятии учащимся предлагается написание небольшого эссе на тему «Меня удивило, что …» или «Я хотел бы увидеть нерпу, для того, чтобы…»
Домашнее задание - найти ответы на вопросы, которые появились по ходу лекции.
На втором занятии по данной теме:
(синквейн – от французского слова, обозначающего 5 строк.)
1 строчка – 1 слово, существительное или местоимение по данной теме;
2 строчка – 2 слова, чаще прилагательные или причастия;
3 строчка – 3 глагола, описывающие характерные действия;
4 строчка - фраза их 4х слов, выражающая отношение автора к предмету;
5 строчка – 1 слово, описывающее суть предмета.
Прием синквейна позволяет решить следующие задачи:
Вот два примера синквейна шестиклассников.
Нерпа, | Нерпа. |
Серая, смешная, | Ластоногая, резвая. |
Живет, плавает, ест. | Питается, охотится, спит. |
Заботится о своих детенышах | Человек, не трогай ее! |
Животное. | Эндемик. |
В своем опыте я использовала также и другие стихотворные формы – хайку (хокку), диаманты.
Но больше всего ученикам нравится делать рисунки. Видимо, заданность стихотворных форм их все-таки ограничивает. Рисунки получаются у всех учеников, у слабых и сильных.
В заключение хочется сказать, что предмет «Байкаловедение», введенный в школах Иркутской области, позволяет не только использовать имеющийся жизненный опыт ребят, но и дает учителю возможность более мобильно использовать современные технологии для обучения и развития учеников, так как мобильны сами программы по этим курсам (как правило, факультативным или элективным). Реальная возможность увидеть озеро Байкал и его обитателей, побывать в Байкальском музее, участвовать в олимпиадах по байкаловедению, бывать в музее Байкало-Ленского заповедника, начиная с начальной школы – все это воспитывает в молодом человеке поведение, не нарушающее окружающую среду, ответственность за сохранение природы.
Такая работа по экологическому просвещению позволяет детям почувствовать себя частью движения за сохранение природы на Земле. Ведь наша школа была участницей проекта Глобального экологического фонда по сохранению биологического разнообразия, продолжается сотрудничество с ИРОО «Байкальская экологическая волна», МОО «Большая Байкальская тропа». Ежегодно принимаем участие в «Марше парков». С 2007 года участвуем в международном проекте по энергосбережению ШПИРЭ.
И последнее. Предмет Байкаловедение многогранен. Он включает в себя такие школьные науки, как географию, биологию, историю, литературу, изобразительное искусство. Ученики узнают о лимнологии, краеведении, развитии общественных природоохранных движений. Все это способствует развитию и совершенствованию личности ребенка. Человек, знающий природу, не причинит ей вреда, следовательно, постарается сохранить ее для потомков.
Источники информации: