Тема: Идейно-тематическое и художественное своеобразие драмы А.Н. Островского «Бесприданница».
Цель: помочь учащимся продолжить знакомство с произведениями А.Н. Островского; создать условия для защиты проектов, демонстрирующих самостоятельное прочтение пьесы учащимися, помочь разобраться в ее содержании; развить умение анализировать драму.
Основные понятия: тема, идея, проблематика, произведения, художественные особенности, композиция, характер, изобразительно-выразительные средства, сюжет, система персонажей.
Оборудование: учебник «Литература 19 века» 10 класс; текст драмы «Бесприданница» А.Н. Островского; проекты, подготовленные учащимися; таблица для работы учащихся.
План изучения:
Опережающее задание группам:
У: Вам легко будет сформулировать тему и цели урока.
Уч: определение темы и цели урока.
В такой пьесе, как «Бесприданница», подкупает не только мысль художника – мысль нравственная и гуманная.
В ней сама глубь жизни, желание постичь ее загадку, коснуться…доброго и дурного в жизни.
В.Лакшин
Вопрос: Как понимаете эпиграф? В чем смысл?
I группа: Идейно-тематическое содержание и проблематика пьесы «Бесприданница». Наизусть монолог Ларисы Огудаловой (Ю. Корнийчук) (Приложение 1 и 2).
II группа: Система персонажей и их характеристика (защита проекта с использованием мультимедиа (Приложение 4 и Приложение 5 - видеофайл 280 мегабайт запросить у автора.))
Вопрос: Совпали ли ваши представления о характерах героев с тем, что вы увидели?
Вопрос: Что важно было подчеркнуть Э. Рязанову в характерах персонажей?
III группа: Художественная структура драмы, ее особенности. (Приложение 3 и 6)
Вопрос: Как эта сцена иллюстрирует художественные особенности пьесы?
Вопрос: Какова ее роль в сюжете пьесы?
Вопрос: Удалось ли ребятам передать характер героев?
У: Современники Островского писали:
Вопрос: Согласны ли вы с этими высказываниями современников драматурга?
Вопрос: Почему эта пьеса, по мнению некоторых критиков-современников А.Н. Островского, «неудавшаяся пьеса», не отпускает, заставляет думать?
Письменная работа на выбор:
Материал о Гончарове: