Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Методическая разработка урока по дисциплине Химия. Тема: Распознавание пластмасс и волокон

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 781

Феоктистова Татьяна Александровна, преподаватель химии, биологии

Задачи урока:

Методическая цель: создать условия для развития профессионального интереса и сознательного творческого интереса к профессии и к изучению химии через практическо – исследовательскую работу обучающихся.

Тип урока: обобщающий урок с практическо – исследовательской направленностью.

Методы преподавания: беседа, поисковый, самостоятельная работа, проблемные изложения, творческие упражнения, практические задания, мозговой штурм.

Оснащение урока:

1) Раздаточный материал: инструкции «Распознавание пластмасс», «Распознавание волокон», таблицы «Распознавание пластмасс», «Распознавание волокон».
2) Оборудование и реактивы для опытов.
3) Карточки учёта знаний.
4) Таблица «Классификация волокон».
5) Листы самоконтроля.
6) Таблицы «Получение пластмасс», «Получение волокон».
7) Формулы пластмасс и волокон.
8) Коллекции пластмасс и волокон.
9) Работы обучающихся.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Продолжаем изучение темы «Высокомолекулярные вещества». На прошлом уроке рассмотрели строение, свойства и способы получения высокомолекулярных веществ на примере пластмасс и волокон. Эти вещества вы изучали не только на уроке химии, но и встречались с ними при изучении спецпредметов (кулинарии, медицины). Вспомним, что же вы знаете о пластмассах и волокнах? (Мозговой штурм). Каким методом были получены эти знания? (Органолептическим).
Сегодня на уроке мы научимся распознавать пластмассы и волокна химическим методом в ходе практическо-исследовательской работы. Тема урока «Распознавание пластмасс и волокон». Работаем мы 2 урока. На первом уроке распознаём выданные вам высокомолекулярные вещества химическим методом. На втором уроке защищаем практическо-исследовательскую работу и показываем применение пластмасс и волокон в своей будущей профессии, как профессионалы – социальные работники.

2. Обобщение знаний по теме

– Итак, мы начинаем свою работу.
У вас две бригады.
1 бригада распознаёт волокна.
2 бригада распознаёт пластмассы.

Выбираем бригадиров, которые будут вести учёт знаний членов своей бригады. (Приложение 1 «Карточка учёта знаний») В конце урока каждый из вас получит оценку не только за оформленную работу, но и за участие в работе бригады на уроке. 1 + это «3», 2 + это «4», 3 + и более это «5».
Работать вы будете по инструкциям и таблицам «Распознавание волокон», «Распознавание пластмасс». (Приложение 2 инструкция «Распознавание волокон», Приложение 3 инструкция « Распознавание пластмасс», Приложение 4 таблица «Распознавание волокон», Приложение 5 таблица «Распознавание пластмасс»). Главное на практической работе – это внимание, аккуратность и соблюдение правил по технике безопасности. Нагревать пластмассы и волокна будете в фарфоровой чашечке, чтобы прекратить нагревание, закрываем её другой фарфоровой чашечкой. Для зажигания пользуемся только спичками. Пробирку держим на уровне глаз, когда в неё наливаем раствор. Взаимодействие волокон с кислотами показано в пробирках.
Распишитесь в журнале по технике безопасности.

Приступаем к выполнению работы «Распознавание пластмасс и волокон».

1 бригада:

1) хлопок
2) шерсть
3) капрон

2 бригада:

1) полиэтилен
2) поливинилхлорид
3) полистирол

Определили выданные вам высокомолекулярные вещества – волокна и пластмассы. Сверили выводы с листами самоконтроля. (Приложение 6 лист самоконтроля «Распознавание волокон», Приложение 7 лист самоконтроля «Распознавание пластмасс»).

Каждая бригада защищает свою практическую работу.

1 бригада определила выданные волокна. Укажите, каким методом вы пользовались в распознавании волокон? (Химическим). Определите место каждого волокна в классификации волокон. (Приложение 8 таблица «Классификация волокон»). Почему азотная кислота окрашивает шерсть в жёлтый цвет? (В шерсти содержится белок и он окрашивается азотной кислотой в жёлтый цвет – это ксантопротеиновая реакция). Найдите формулы волокон и подпишите их названия. (Приложение 9 карточки с формулами волокон). По таблице дать характеристику реакции получения волокон. (Приложение 10 таблица «Получение волокон»).

2 бригада определила выданные пластмассы. Укажите, каким методом пользовались в распознавании пластмасс? (Химическим). Найдите формулы пластмасс и подпишите их названия. (Приложение 11 карточки с формулами пластмасс). По таблице дать характеристику реакции получения пластмасс. (Приложение 12 таблица «Получение пластмасс»).

Вы как будущие профессионалы – социальные работники на спецпредметах получаете основы знаний по медицине, кулинарии, парикмахерскому делу. Эти знания пригодятся вам в освоении будущей профессии – социального работника. Изучая спецпредметы, вы встречаетесь с высокомолекулярными соединениями – волокнами и пластмассами. Сможете ли вы применить полученные знания в будущей профессии? Обратите внимание на таблицу «Классификация волокон». На каком принципе основано деление волокон на группы? (По происхождению).

Почему в настоящее время уделяется особое внимание изделиям из натуральных волокон? Да, вы правы. В изделиях из натуральных тканей человек чувствует себя комфортно, так как они обладают свойством гигроскопичности – впитывают влагу, которая выделяется через поры в коже. Организм не перегревается. Через поры выделяются ядовитые вещества, углекислый газ. Организм очищается, поступает кислород, кожа дышит. Кислород поступает в кровь, разносится по всему организму и поступает в головной мозг. Улучшается работоспособность, не наступает утомляемость. Всё это вместе создаёт ощущение комфорта.

Какие волокна похожи по свойствам на натуральные? (Искусственные). В чём их сходство? (Искусственные волокна получают из натурального сырья – отходы древесины). Чем искусственные волокна отличаются от синтетических? (Синтетические волокна получают из химических веществ – нефть, уголь, газ). Как будет себя чувствовать человек в изделиях из синтетических тканей? (Плохо. Нефть – яд для живых организмов). Мы знаем, как тяжело летом в городе, так как над городом шапка из газа – это парниковый эффект. В одежде из синтетических тканей человеку не комфортно по той же причине – парниковый эффект. Кожа не дышит, не происходит газообмен. Яды скапливаются между кожей и тканью. Кислород в поры не поступает. Организм отравляется, снижается работоспособность, повышается температура. Это может стать причиной любого заболевания.

3. Проверка домашнего задания

Дома вам нужно было приготовить коллекции пластмасс и волокон. Расскажите о своих коллекциях. (Выступления обучающихся). Многие из вас используют пластмассы и волокна для изготовления изделий. Сейчас вы покажите свои умения. (Работы обучающихся).

4. Подведение итогов

Бригадиры подводят итоги урока по карточкам учёта знаний, выставляют каждому обучающемуся оценку за урок.

Итак, сегодня на уроке в ходе практическо-исследовательской работы вы научились распознавать высокомолекулярные вещества химическим методом и ещё на один шаг стали ближе к достижению своего профессионализма.


x