Цель:
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока: урок исследование.
Структура урока:
Наглядные пособия:
Раздаточный материал:
Учитель: Летом мы стараемся носить одежду из хлопчатобумажных и льняных тканей.
Как вы думаете, почему мы это делаем?
Учащиеся (перечисляют свойства хлопка и льна): Не жарко, изделия хорошо стираются, гладятся и др.
Учитель: Сегодня мы поговорим о хлопке. Как вы думаете, где растёт хлопок?
Учащиеся (перечисляют): средняя Азия, Узбекистан и др.
Свойства хлопка: Отдельное волокно при рассмотрении представляет собой очень тонкий волосок. Природный цвет волокон хлопка – белый или кремовый, но встречаются бежевый, зелёный и другие цвета. Хлопок быстро впитывает влагу и быстро высыхает. Хлопок широко применяют в производстве тканей и трикотажных изделий, швейных ниток и т.д. Ткани, вырабатываемые из волокон хлопка, называют хлопчатобумажными. Ситец, сатин, бязь, батист, фланель, вельвет. Хлопчатобумажные ткани прочны, гигиеничны, легки, имеют достаточно длительный срок службы.
Презентация выращивания хлопка и производственный этап изготовления хлопчатобумажной ткани.
Учащиеся разглядывают наглядные пособия, коллекцию “Хлопок”.
– Второе натуральное волокно, с которым мы сегодня познакомимся это лён.
Свойства льна: цвет волокон льна от светло- серого до тёмно-серого. Лён обладает характерным блеском, так как его волокна имеют гладкую поверхность. Стойкость льна к свету немного выше, чем хлопка. Льняные ткани прочны, сильно сминаются, но хорошо утюжатся. Из льняных тканей изготовляют летнюю одежду, постельное бельё, скатерти, салфетки и полотенца.
Презентация выращивания льна-долгунца и производственный этап изготовления льняной ткани.
На экране появляется таблица “Сравнительная характеристика свойства хлопчатобумажных и льняных тканей”
Характерные признаки определения тканей | Хлопчатобумажные ткани | Льняные ткани |
Блеск | Матовый | Блестящий |
Гладкость поверхности | Шероховатый | Гладкий |
Мягкость | Мягкая | Жёсткая |
Гладкость нитей | Пушистые | Гладкие |
Толщина волокон | Тонкие | Толстые |
Извитость волокон | Слабо извитые | Прямые |
Растяжимость по основе по утку | Небольшая Большая | Небольшая Небольшая |
– Какие швейные изделия шьют из хлопчатобумажных и льняных тканей?
Учащиеся перечисляют изделия, сшитые из хлопчатобумажных (халаты, платья, постельное бельё и т. д.) и льняных (скатерть, костюм и т. д.) тканей.
– Свойства тканей зависит от вида волокна.
– Итак, давайте разберёмся, что такое волокно?
Волокно – это очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры. По происхождению волокна делятся на натуральные и химические. Ведь недаром в народе говорят: “ Каково волокно – таково и полотно”.
Текстильные волокна – это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий.
Вариант 1
1. Какие изделия можно шить из хлопчатобумажных тканей:
А) постельное бельё;
Б) платье;
В) пальто.
2. Волокна растительного и животного происхождения относятся к волокнам:
А) искусственным;
Б) синтетическим;
В) натуральным.
3.Из какой ткани шьётся летняя одежда:
А) шерстяной;
Б) шёлковой;
В) хлопчатобумажной.
4. Какое растение является кустарниковым:
А) лён;
Б) хлопок;
В) хлопок и лён.
5. Какая гигроскопичность хлопчатобумажных и льняных тканей:
А) плохо впитывает влагу;
Б) хорошо впитывает влагу.
В) хлопчатобумажные ткани хорошо впитывают влагу, а льняные плохо
6. К волокнам растительного происхождения относятся:
А) хлопок и лён;
Б) шёлк и шерсть;
В) лён и шёлк.
Вариант 2
1. Волокна растительного происхождения из:
А) крапивы;
Б) льна;
В) шерсти;
Г) хлопка;
Д) цветная.
2. Какое волокно более прочное?
А) хлопковое;
Б) льняное.
3. Какие изделия можно шить из льняных тканей?
А) постельное бельё;
Б) скатерти;
В) пальто.
4. Какая ткань более гладкая?
А) хлопковая;
Б) льняная.
5. Лён – это травянистое растение
А) однолетнее;
Б) двухлетнее;
В) трёхлетнее.
6. Волокно – это очень тонкие, гибкие, прочные
А) ткани;
Б) нити;
В) пряжи.
“5” – за 6 правильных ответов.
“4” – за 4–5 правильных ответов.
“3” – за 3 правильных ответов.
“2” – за 1–2 правильных ответов.
Выполнение практической работы и её защита.
Практическую работу выполняют по 1–2 человека.
Задание:
Выбрать из предложенных образцов хлопчатобумажные и льняные ткани.
Сделать коллекцию из х/б и льняных тканей в виде аппликации. Представить выполненную работу в виде мини-защиты.
“5” – правильность выбора ткани, эстетичность оформления.
“4” – не все ткани выбраны правильно.
“3” – не все ткани выбраны правильно, выполнено не эстетично.
Таким образом, каждая учащаяся получает за урок две оценки (за тестирование, за мини-защиту). Оценки объявляются.
Учитель: Сегодня мы познакомились с такими волокнами, как хлопок и лён. Мы подчеркнули, что одежда из натуральных волокон обладает наилучшими гигиеническими свойствами, воздухопроницаема, не создаёт на теле электростатических зарядов. Какие будут вопросы по теме?
Урок закончен.