Тема: «Прямоугольный параллелепипед»
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Характеристика темы урока.
Содержанием темы являются введение понятия прямоугольного параллелепипеда и его составляющих элементов, а так же знакомство с названиями этих элементов и расположением их на поверхности прямоугольного параллелепипеда и их свойствами, а так же знакомство с частным видом прямоугольного параллелепипеда – кубом и также свойствами элементов куба. На уроке будет происходить повторение знаний предыдущих тем: периметр прямоугольника и площадь прямоугольника. На уроке учащиеся познакомятся с построением прямоугольного параллелепипеда на плоскости. При решении задач учащиеся будут применять знания на применение арифметических действий с целыми числами и десятичными дробями.
Цели урока:
Оборудование урока: повседневные рабочие тетради в клеточку, авторучки, карандаши(простые и цветные), фломастеры разноцветные, линейки, компьютеры (ноутбуки), модели демонстрационные: различных видов прямоугольных параллелепипедов, призм, цилиндров, конусов, звездчатых тел, шаров и сфер, экран, плакаты с изображением прямоугольных параллелепипедов на различных стадиях построения, карточки с формулами периметра прямоугольника и квадрата, и площади прямоугольника и квадрата, несколько пар равных фигур (многоугольники и другие геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, эллипс), набор листов в клетку с отмеченными разноцветными точками для проведения пространственного чертежа прямоугольного параллелепипеда.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Воспитательная цель: организовать внимание.
II. Основная часть
1. Фронтальный опрос по предыдущей теме.
Вопросы:
– Верно ли, что равные фигуры имеют неравные площади? (Нет)
– Как можно это доказать? (Путём наложения одинаковых фигур друг на друга и они совпадут).
– Верно ли, что если фигура разбита на части, то площадь всей фигуры равна сумме площадей её частей? (Да).
– Верно ли, что если у прямоугольника его длина 3 см, а ширина 2 см, то его площадь равна 10 квадратных сантиметров? (Нет).
– Почему? Как найти правильный ответ? (3 х 2 = 6)
– Сказать правило нахождения площади прямоугольника. (Показываются после формулировки правила весь класс с места карточку с формулой)
– Сказать правило нахождения периметра прямоугольника. (После правила все учащиеся показывают карточки с формулой).
– Сказать правило нахождения периметра и площади квадрата. (После того, как будут сказаны формулы, ученики с места показывают карточки с формулами).
2. Вывешивается плакат с формулами периметров (P) и площадей (S) прямоугольника (со сторонами равными a и b) и квадрата (со сторонами равными a).
Прямоугольник | Квадрат |
Р = 2 (а + в) | Р = 4а |
S = a . b | S = a . a |
III. Новый материал
1. Сообщение цели урока.
Цель урока: познакомиться с понятием прямоугольный параллелепипед, его составными частями, их свойствами, нахождением периметром и площадями их составных частей.
2. Знакомство с понятием прямоугольного параллелепипеда на предъявленных учителем моделях.
Вопросы классу:
– Из каких фигур состоят эти тела?(Из прямоугольников и квадратов).
– Указать из предъявленных геометрических тел прямоугольные параллелепипеды
– Ученики показывают нужные модели. Если кто-то ошибается, то другие указывают на ошибки.
3. Знакомство с составными частями прямоугольного параллелепипеда.
Записи в тетради:
Дата. Тема. Запись темы делается учителем на доске, чтобы учащиеся видели постепенное появление заголовка на доске и успели, не торопясь записать его в своей тетради. Учитель обращает внимание на правописание (две буквы л) и правильное чтение слова «параллелепипед». Несколько человек произносят вслух записанный заголовок.
– Из каких плоских фигур состоит прямоугольный параллелепипед? (Из прямоугольников и квадратов).
Учитель показывает на моделях, формулирует определения составных частей прямоугольного параллелепипеда, и учащиеся под диктовку записывают в тетради.
Запись в тетради. Учащиеся могут записать определение с помощью цвета. (Цветная паста, фломастеры, карандаши, линейки, различные линии и подчёркивание).
Ребро – общая сторона двух соседних прямоугольников.
Вершина – конец ребра прямоугольного параллелепипеда.
Измерения – длины трёх рёбер, выходящих из одной вершины прямоугольного параллелепипеда, называются длиной, шириной и высотой.
Грань – поверхность любого прямоугольника прямоугольного параллелепипеда.
4. По моделям выясняем количество граней (шесть), количество вершин (восемь), количество рёбер (двенадцать).
Запись в тетради:
Грани – 6.
Вершины – 8.
Рёбра – 12.
5. Выясняем свойства составных частей по модели прямоугольного параллелепипеда:
На листочках в клетку точками разного цвета отмечены вершины прямоугольного параллелепипеда. По команде учителя учащиеся соединяют по линейке одним цветом точки верхнего основания, другим цветом – точки нижнего основания, а затем соединяют сверху вниз третьим цветом.
– Благодаря цвету, легко находим нижнее основание (говорим цвет его), аналогично, находим верхнее основание и боковые грани и ребра. На экране показан подобный чертеж. Пояснения, что если не каркасная модель, то невидимые линии делают пунктирной линией.
6. Прямоугольный параллелепипед, у которого все три измерения равны, называется кубом.
7. Свойства составных частей куба разбираются по модели куба. Учащиеся выясняют: у куба все грани равны, все рёбра равны.
8. Повторим новые определения:
IV. Решение задач
Задача № 1. Сколько ушло проволоки на каркас модели прямоугольного параллелепипеда, если его измерения 10 см. 7 см и 5 см? (Нужно сложить все рёбра: 4 . 10 + 4 . 7+ 4 . 5 = 88 см).
Задача № 2. Высота прямоугольного параллелепипеда равна 2,4 дм. Длина в три раза меньше высоты, а ширина в 6 раз меньше высоты. Найти площадь основания прямоугольного параллелепипеда.
1) 2.4 : 3 = 0,8(см) – длина,
2) 2,4 : 6 = 0,4(см) – ширина,
3) 0,8 * 0,4 = 0,32 (кв. см) – площадь основания прямоугольного параллелепипеда.
V. Cамостоятельная работа на компьютерах (см. Приложение 1, Приложение 2):
Вопросы самостоятельной работы:
1) Показать:
На дисплее показано по три ответа на каждый вопрос, и учащийся должен выбрать верный.
2) Решить задачу:
Площадь одной грани куба равна 1,6 кв.см. Найти площадь его поверхности. (1,6 . 6 = 9,6 кв. см.)
VI. Домашнее задание
VII. Подведение итогов урока
– Перечислить новые понятия (Прямоугольный параллелепипед, куб, грани, вершины, рёбра, площадь поверхности, измерения прямоугольного параллелепипеда.)
Выставление оценок. Учитель заполняет у себя на компьютере результаты выполнения самостоятельной работы и делает комментарии о выполнении
– Урок окончен. Учащиеся могут быть свободны.