Цели урока:
Рекомендации по выполнению контрольной работы:
1. Выполняйте задания по тексту одного художественного произведения.
2. Давая определения терминам, используйте учебники или иные учебные пособия по русскому языку.
3. Работу выполняйте в печатном виде на листах А 4, шрифт 14, интервал 1,5.
4. Для учащихся профильной группы обязательно выполнение всех заданий.
5. Для учащихся базовой группы на оценку «3» – 4 задания; на оценку «4» – 6 заданий; на «5» – все задания.
– Желаю успеха!
Задание 1.
Выпишите 2 однозначных и 2 многозначных слова разных частей речи. С помощью толкового словаря определите их лексическое значение. У многозначных слов выделите основное и производные лексические значения.
Выполняя задание, давайте полные определения терминам.
Однозначные слова –
В несколько минут лошади были заложены…
Лошадь – (сущ.) Крупное домашнее однокопытное животное (Словарь Ожегова, 1987:267).
Многозначные слова –
Попадались … то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами (Тургенев, 2001: 20)
Деревянный – (прил.)
1. –
2. –
Крестами – (сущ.)
1. –
2. –
Задание 2.
К словам 2-х разных частей речи подберите синонимы (дайте максимально полный синонимический ряд со стилистическими синонимами). Определите значение взятого слова в контексте.
Синонимы –
Лексические синонимы –
Стилистические синонимы –
А в маленькой задней комнатке, на большом сундуке, сидела … Фенечка, и то прислушивалась, то дремала… (Тургенев, 2001 : 25-26)
Маленький – микроскопический… – … – …крохотный – малюсенький (разг.); … – махонький (прост.) … (Словарь синонимов, 2007:107)
Значение слова «маленький» в контексте – …
Задание 3.
Приведите названия литературных произведений, построенных на антонимии: контекстуальной или языковой.
Антонимия –
Контекстуальные антонимы –
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», …, …, …
Лексические (или языковые) антонимы –
А.П. Чехов «Толстый и тонкий», …, …, …
Задание 4.
Выпишите 3 слова иноязычного происхождении, заимствованные из разных языков. С помощью словаря определите происхождение, значение слова.
… и Аркадий произнес последние слова твердо, даже с эффектом (Тургенев, 2001: 27)
Эффект – (нем. Effekt, лат.effectus)
Задание 5.
Выпишите 3 слова, имеющие особую стилистическую окраску. Укажите значение, дайте стилистическую характеристику.
При стилистической характеристике слова учитываются…
И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты (Тургенев, 2001: 57)
Болваны – 1. Обрубок дерева, чурбан (прост.) 2. Деревянная форма для расправления шляп, париков и т. п. 3. Тупица, неуч (разг., бран.) (Словарь Ожегова, 1987 : 47)
Слово «болван» употребляется в основном в …., создает эмоционально негативную окрашенность.
Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? (Тургенев, 2001: 188)
Святой –
1.
2.
Слово «святой» употребляется в основном в …., создает … окрашенность.
Задание 6.
Выпишите 1 историзм и 1 архаизм. Укажите значение с помощью словаря. Для архаизма подберите современный эквивалент.
Историзм –
Архаизм –
У него в 15 верстах от постоялого дворика хорошее имение в 200 душ…(Тургенев, 2001: 13).
1. Имение – историзм.
2. Имущество, собственность (устар.) (Словарь Ожегова, 1987 : 200)
Женщины от него с ума сходили, мужчины называли фатом и втайне завидовали ему (Тургенев, 2001: 34).
Фат – архаизм.
Фат – пустой щеголь, любящий рисоваться.
Современный эквивалент: модник, воображала, щеголь.
Задание 7.
Выпишите из газет 2 неологизма. Определите значение. Объясните, почему данные слова остаются в пределах неологизмов?
Неологизмы –
Отдельный сайт президента Медведева интерес всем… (КП, 15.09.09)
Сайт – неологизм, который возник в XX веке в связи с массовым распространением адресов в Интернете, и сегодня является одним из самых массовых источников информации о различных сферах жизни.
Задание 8.
Выпишите из произведения 2 фразеологических оборота. Объясните значение и происхождение каждого.
Фразеологический оборот – ...
Она живет отсюда в двух шагах.
В двух шагах – очень близко, совсем рядом, недалеко (Фразеологический словарь, 2007: 47).
Задание 9.
Подберите из разных источников примеры всех функциональных стилей (отрывки из 4-5 предложений). Дайте определение каждому функциональному стилю, проиллюстрируйте особенности на приведенном примере.
Художественный стиль –
Есть небольшое сельское кладбище в одном отдаленных уголков России. …( Тургенев, 2001: 188).
Этот стиль отличает разнообразие авторских средств, возможно употребление всех функциональных стилей. Широко используются изобразительно – выразительные средства, экспрессивная стилистическая окраска, субъективная оценка. Цель: создание художественных образов, эмоционально – эстетическое воздействие на воображение и душу читателя.
Публицистический стиль –
Научный стиль –
Разговорно-бытовой стиль –
Официально-деловой стиль –
Эта же работа адаптирована для учащихся 6 класса
Рекомендации по выполнению контрольной работы:
1. Выполняйте задания по текстам художественных произведений (по одному или нескольким по вашему желанию).
2. Указывайте, из какого произведения (или газетной, журнальной статьи) взят пример;
3. Оаботу можно выполнять в печатном виде на листах А 4 или в рукописном виде разборчивым почерком.
4. Задания можно выполнить дифференцированно:
– Желаю успеха!
Задание 1.
Выпишите 2 однозначных и 2 многозначных слова разных частей речи. С помощью толкового словаря определите их лексическое значение. (Жирным выделены примеры в качестве образца)
В несколько минут лошади были заложены…(И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
Лошадь – (сущ.) Крупное домашнее однокопытное животное (Словарь Ожегова, 1987:267).
Попадались … то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
Деревянный – (прил.)
1.–
2. –
Крестами – (сущ.)
1. –
2. –
Задание 2.
К словам 2-х разных частей речи подберите синонимы (дайте максимально полный синонимический ряд). Определите значение взятого слова в контексте.
А в маленькой задней комнатке, на большом сундуке, сидела … Фенечка, и то прислушивалась, то дремала… (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
Маленький – микроскопический… – … – …крохотный – малюсенький (разг.); … – махонький (прост.) …
Задание 3.
Выпишите 1 историзм и 1 архаизм. Укажите значение с помощью словаря. Для архаизма подберите современный эквивалент.
У него в 15 верстах от постоялого дворика хорошее имение в 200 душ…
(И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
1. Имение – историзм.
2. Имущество, собственность (устар.) (Словарь Ожегова, 1987 : 200)
Женщины от него с ума сходили, мужчины называли фатом и втайне завидовали ему (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
Фат – архаизм.
Фат – пустой щеголь, любящий рисоваться.
Современный эквивалент: модник, воображала, щеголь.
Задание 4.
Выпишите из газет 2 неологизма. Определите значение. Объясните, почему данные слова остаются в пределах неологизмов?
Отдельный сайт президента Медведева интерес всем… (КП, 15.09.09)
Сайт – неологизм, который возник в XX веке в связи с массовым распространением адресов в Интернете, и сегодня является одним из самых массовых источников информации о различных сферах жизни.
Задание 5.
Выпишите из произведений 2 фразеологических оборота. Объясните значение каждого.
Она живет отсюда в двух шагах (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
В двух шагах – очень близко, совсем рядом, недалеко (Фразеологический словарь, 2007: 47).
Задание 6.
Подберите из разных источников примеры всех функциональных стилей (отрывки из 3-4 предложений).
Художественный стиль –
Есть небольшое сельское кладбище в одном отдаленных уголков России. … (И.С. Тургенев «Отцы и дети»).
Публицистический стиль –
Научный стиль –
Разговорно-бытовой стиль –
Официально-деловой стиль –