Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание математики

Программа курса по математике для 5—9-х предпрофильных (химико-биологических) классов Избранные вопросы математики

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 437

Красавина Юлия Константиновна, учитель математики Тевосова Каринэ Амбарцумовна, учитель математики

Пояснительная записка.

Без достаточно хорошей математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. Математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, в том числе химии, биологии, физики.

В основу программы данного курса положена программа по математике для общеобразовательных учреждений и для классов с углубленным изучением математики, интегрированных в химико-биологический профиль. Включение дополнительных вопросов преследует две взаимосвязанные цели. Это и создание в совокупности с основными разделами курса базы для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся, имеющих склонность к математике и смежным к ней предметам, и восполнение содержательных пробелов основного курса, придающее содержанию изучения необходимую целостность.

Программа рассчитана для учащихся 5-9 классов на 1час в неделю (всего за год 34 часа) с перспективой продолжения в 10-11 классах. На занятиях учащиеся углубляют знания по основному курсу, приобретают умения и навыки решения разнообразных математических задач, формируется устойчивый интерес к предмету, создается возможность целенаправленной подготовки учащихся к дальнейшему поступлению в профильные классы.

Цели изучения курса:

- овладеть математическими знаниями, необходимыми для углубленного изучения предмета, применения в практической деятельности, для изучения предметов естественного профиля;

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;

- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;

- сформировать приемы устного счета;

- формирование представлений об идеях и методах математики, интегрированных в химико-биологический профиль;

- отработать навыки решения текстовых задач (задач на проценты, на концентрацию растворов и смеси, с биологическим содержанием);

- закрепить навыки решения уравнений (квадратных, сводящихся к квадратным);

- закрепить навыки решения уравнений и неравенств, содержащих модуль и параметры;

- решение систем линейных уравнений методом Крамера;

- изучить некоторые элементы теории вероятностей;

- изучить элементы статистики (описательную статистику, случайную изменчивость);

- изучить некоторые элементы комбинаторики;

- закрепить понятие функции, сформировать навыки преобразования графиков, изучить построение функций, содержащих модуль.

- развитие вычислительных умений до уровня, позволяющего использовать их в дальнейшем при решении задач математики и смежных предметов (химии, биологии, физики).

Основная задача курса:

Изучить курс программы как дополнительный материал, подготавливающий учащихся к дальнейшему продолжению образования.

Организация учебных занятий.

Учитель вправе выбирать формы и методы проведения занятий с учетом, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. При решении задач можно использовать различные формы проведения занятий (традиционные уроки, проектная деятельность, внеклассные мероприятия), практические и контрольные работы, применять различные способы решения задач.

Содержание курса.

5 класс

1. Решение текстовых задач:

- задачи на движение;
- задачи на проценты;
- задачи, решаемые с помощью уравнений на смеси.

2. Ознакомление с историческими фактами, связанными с математикой.

3. Различные приемы устного счета:

- сложение и вычитание многозначных чисел;
- применение признаков делимости;
- возведение в квадрат;
- различные случаи умножения.

4. Решение олимпиадных и логических задач.

5. Числа и их запись у разных народов мира.

6. Решение кроссвордов и ребусов.

7. Принцип Дирихле и его применение к решению задач.

8. Среднее арифметическое.

9. Проценты, проценты в прошлом и настоящем, простой и сложный процентный рост, процентное отношение двух чисел.

10. Построение диаграмм и задачи на расчет питательных кормов.

11. Задачи с геометрическим содержанием.

6 класс

1.Решение текстовых задач:

- задачи на признаки делимости;
- задачи на взвешивание и переливание;
- комбинаторные задачи;
- задачи с составлением пропорций на концентрацию растворов и смесей.

2. Ознакомление с историческими фактами, связанными с математикой.

3. Различные приемы устного счета:

- различные случаи умножения и деления;
- возведение в квадрат.

4. Решение логических, геометрических и олимпиадных задач.

5. Ознакомление с теорией множеств.

6. Решение различных головоломок, игры.

7. Построение на координатной плоскости.

8. Построение диаграмм и задачи на расчет питательных кормов.

7 класс

1. Решение текстовых задач:

- задачи на сложные проценты,
- задачи на концентрацию растворов и смеси,
- задачи на пропорциональное деление

2. Решение уравнений:

- уравнения, содержащие модуль,
- уравнения, содержащие параметры

3. Применение разложения на множители:

- задачи на делимость,
- разложение на множители с помощью формул сокращенного умножения,
- задачи с целыми числами

4. Элементы статистики:

- описательная статистика: среднее значение, медиана, размах, отклонения, дисперсия, разброс;
- случайная изменчивость: примеры, рост человека, точность измерений.

5. Функции и их графики:

- линейная функция и ее график,
- функция у=/x/ и ее график.

6. Системы линейных уравнений с двумя неизвестными:

- графический способ,
- метод Крамера.

8 класс

1. Решение текстовых задач:

- задачи на сложные проценты,
- задачи на концентрацию растворов и смеси,

2. Решение линейных неравенств:

- линейные неравенства, содержащие модуль,
- линейные неравенства, содержащие параметры

3. Элементы комбинаторики:

- правило умножения,
- перестановки, факториал,
- сочетания,
- правило умножения и перестановки, сочетания в задачах на вычисление вероятностей;

4. Уравнения, сводящиеся к квадратным:

- различные способы решения уравнений, сводящихся к квадратным,
- решение дробных рациональных уравнений,
- решение систем рациональных уравнений,
- применение теоремы Виета при решении некоторых задач.

5. Функции и их графики:

- построение графиков кусочных функций,
- построение графиков квадратичной функции с помощью преобразований
(параллельного переноса вдоль осей координат, растяжение, сжатие),
- построение графиков квадратичной функции с модулем;

6. Различные способы решения квадратных неравенств.

9 класс

1. Решение уравнений и неравенств:

- уравнения и неравенства, содержащие модуль,
- уравнения и неравенства, содержащие параметры

2. Элементы теории вероятностей:

- случайные события и вероятность,
- математическое описание случайных явлений, элементарные события, вероятности элементарных событий,
- вероятности случайных событий, противоположное событие, объединение и пересечение событий, сложение и умножение событий, независимые и несовместные события

3. Функции и их графики:

- исследование функций, их свойства, построение графиков,
- построение графиков с помощью преобразований
(параллельного переноса вдоль осей координат, растяжение, сжатие),
- чтение графиков функций,
- графический способ решения уравнений и систем уравнений с двумя неизвестными,
- построение графиков функций с модулем.

4. Решение текстовых задач:

- задачи с экономическим содержанием,
- задачи на концентрацию растворов и смеси,
- задачи с биологическим содержанием,
- задачи на прогрессии.

В результате изучения курса учащиеся должны:

- научиться новым приемам устного счета;
- познакомиться с великими математиками;
- подготовиться к изучению новых предметов, смежных с математикой (геометрией, физикой, химией, биологией);
- познакомиться с такими понятиями, как софизм, танграмм, ребус;
- научиться работать с кроссвордами и ребусами;
- научиться применять формулы сокращенного умножения при разложении на множители и в задачах на делимость;
- научиться применять свойства пропорции, проценты и прогрессии при решении задач, интегрированных в химию и биологию;
- научиться решать уравнения и неравенства, содержащие модули и параметры;
- научиться решать уравнения, сводящиеся к квадратным, и использовать их при решении задач
- научиться решать системы уравнений с двумя неизвестными графически и методом Крамера;
- понимать, что функция - математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций описывают большое разнообразие реальных зависимостей;
- научиться применять при решении задач элементы описательной статистики и понятие случайной изменчивости;
- научиться применять при решении задач элементы теории вероятностей;
- научиться применять при решении задач элементы комбинаторики;

Тематическое планирование (см. в Приложении 1)

Литература.

  1. Г.В.Дорофеева, Л.Г.Петерсон «Математика 5-6 класс»
  2. Ш.А.Алимов «Алгебра и начала анализа,7- 9 класс» - «Просвещение», 2004г.
  3. О.С.Шейнина «Математика. Занятия школьного кружка» - «НЦ ЭНАС» Москва 2004г
  4. Б.Д.Фокин «Арифметика. Занимательные задачи» - «Аркти» Москва 2000г.
  5. А.В. Шевкин «Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах» - «ГаЛС» Москва 1998г
  6. В.К. Совайленко «Математика, 5-6 класс»- «Феникс» - Ростов-наДону, 1995г
  7. В К.Совайленко «Алгебра, 7-9 класс»- «Феникс, Ростов-на-Дону», 1998г.
  8. М Л. Галицкий «Сборник задач по алгебре 8-9 класс» - «Просвещение» - 1999 г.
  9. А, П. Ершова В.В. Голобородько «Алгебра, 7-9 класс, самостоятельные и контрольные работы»- «Илекса-Москва», 2002г.
  10. А.Г.Мерзляк «Алгебраический тренажер» - «Илекса-Москва», 2001г.
  11. Газета «Первое сентября. Математика» - 1999-2006гг.
  12. С.А. Шестаков «Сборник заданий для проведения итоговой аттестации за курс основной школы»
  13. Ю.Н.Тюрин, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко «Теория вероятностей и статистика» - «МЦНМО» 2004 г.