Цели урока:
ХОД УРОКА
При подготовке к уроку класс делится на группы, включающие в свой состав учеников разного уровня подготовленности (сильный, средние, слабые). Каждому из них отводится определённая роль: контролёр, практик, теоретик (в соответствии с уровнем знаний по теме, выявленным на предыдущих уроках).
Каждая группа в соответствии со своей темой получает теоретическое домашнее задание (повторить теорию по теме (контрольные вопросы стр.209-210). Практическое задание – подобрать не менее пяти высказываний о русском языке.
Группы знатоков:
Раздаточный материал: матрица для обобщения знаний по теории, лист самоконтроля, тестовые задания.
1. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами открываем заседание клуба Знатоков «Чужой речи».
На доске протокол заседания и эпиграф к уроку.
Протокол:
1. Теоретическая часть заседания (Приложение 1)
– Посмотрите на доску. На ней вы видите слова К.Г.Паустовского о русском языке. «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
– Эти слова очень мудрые, ёмкие, они отражают и тему нашего сегодняшнего урока. О чём хотел сказать известный писатель? (О многообразии русского языка)
– Как называется дословная выдержка из какого-либо текста? (Цитата)
– А цитата, предпосланная тому или иному произведению и выражающая его основной смысл это…? (Правильно, эпиграф.)
– Скажите, пожалуйста, какой способ передачи информации мы используем, когда нам необходимо передать смысл того или иного высказывания?
– А что называют чужой речью?
– С какой целью авторы вводят чужую речь в повествование?
– Сделаем вывод. Всё вышесказанное подтверждает мысль К.Паустовского о том, что русским словом можно передать абсолютно всё, в том числе и чужую речь.
– Оцените свою деятельность (лист самоконтроля).
2. Теоретико-практическая часть заседания
– Какие основные разновидности способов передачи чужой речи вы знаете?
– Приступим к работе в группах. На ваших столах вы видите матрицы.
– Что у нас получится, если мы их заполним? (Опорный конспект по теме)
– Возьмите листочки с домашним заданием, передайте их членам другой группы (по цепочке 1-2-й и т.д.)
– Выберите из полученного вами языкового материала не менее трёх цитат о русском языке для подтверждения различных вариантов записи предложений с чужой речью. Дополните теоретический материал нужной информацией.
Организатор отвечает за работу всей группы, курирует её. Теоретики работают с деформированным текстом, отвечая на вопросы по теории. Все вместе обдумывают, каким образом записать цитаты в соответствии с задачей группы. Делают запись в своих ОК. Ответственные – Практики.
Отчёты групп
По очереди выступают Организаторы каждой из четырёх групп.
Организатор, проверивший работу членов своей группы, комментируя теоретический материал, зачитывает составленные группой в соответствии с требованием задания предложения. Все их записывают. Остальные члены той группы, которая выступает, становятся на время отчёта консультантами членов других групп.
– Итак, мы получили опорный конспект по изученной нами теме. Оцените свою деятельность (лист самоконтроля).
3. Проблемно-творческая часть заседания
– Выполните задание, указанное на вашей карточке.
(Учитель раздаёт карточки с дифференцированными по уровню сложности заданиями и распределяет их в соответствии с уровнем знаний учеников в паре сменного состава. Количество пар, выполняющих задание того или иного уровня сложности, варьируется в зависимости от уровня подготовленности и количества учеников в классе)
Карточка 1. Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.
Карточка 2. Замените предложения с косвенной речью предложениями с прямой речью. Постарайтесь использовать разную последовательность слов автора и прямой речи.
Карточка 3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Укажите, из каких произведений взяты 1 и 4 предложения?
Карточка 4. Ответьте на вопросы упражнения 432. Постройте схемы 1 и 2 предложений. Придумайте по одному примеру к каждому из пяти способов передачи чужой речи.
Карточка 5. Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель В.Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю.
К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов, в нём был только знак: «!»
Карточка 6. Текст-загадка. Объясните смысл текста. Какой способ передачи чужой речи используется? Разбейте текст на реплики персонажей и расставьте знаки препинания.
Калуша бирит калушатам Калушаточки! И бирят калушата. А Калуша Инда, калушата, побирим об АБВ! Яете АБВ? АБВ волят калушата. Не, не яем. АБВ трямкают? Ни. АБВ дюбые? Ни, ни! бирит Калуша. Яйте: АБВ - абвука! Без АБВ калушата не высяпают в калуши. Калушата аж блуки вымзили Абвука? Калуша волит Без абвуки на напушке некузяво!
Карточка 7. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания К. Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Рассуждая, не забудьте привести аргументы и сделать вывод.
Карточка 8. Переводчики. Задание выполняется на английском языке.
Замените прямую речь косвенной. Запишите. Сделайте вывод об особенностях такой замены в английском языке и сравните с русским.
Отчёты рабочих пар
На 1-м уроке учащиеся выполняют работу по карточкам. Те, кто работал с карточками 1-3, выполняли работу на доске. Они комментируют свои ответы, класс их выборочно записывает. Ответы остальных учеников заслушиваются на 2-ом уроке.
Для выполнявших задания 4-8 ключ для проверки – на слайдах презентации. (Приложение 1) Для тех, у кого задание творческое, напарник устно рецензирует работу, а учитель впоследствии её проверяет, выставляя оценку.
– Оцените деятельность вашего напарника и свою собственную (лист самоконтроля).
4. Тестовая часть заседания
На заключительном этапе нашего заседания мы выполним тестовые задания, что поможет проверить уровень усвоения теоретического и практического материала.
(Каждый член группы получает свой вариант теста. (Приложение 2) Выполнив работу, учащиеся обмениваются ими и проверяют «по ключу», выданному им учителем, верность выполнения задания.)
– Какие задания вызвали затруднения? Обсуждение.
– Оцените свою деятельность (лист самоконтроля).
5. Подведение итогов урока
– Назовите способы передачи чужой речи? Какой способ передает чужую речь наиболее полно, детально? Какой – наименее точно?
Дополнительные вопросы по теории для блиц-опроса:
6. Рефлексия. «Заверши тезис»
7. Домашнее задание (дифференцированное)
На «3» – упр.408, 409 составить предложения
На «4» – упр.433. Восстановить схемы, подобрать примеры к ним.
На «5» – написать рассуждение, объяснив смысл высказывания о русском языке. «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» В.Г.Белинский.
8. Слово учителя. В заключение нашего урока я хочу поблагодарить вас за хорошие ответы и поздравить со вступлением в клуб Знатоков «Чужой Речи». На сегодня заседание объявляю закрытым.
Список литературы
Лист самоконтроля
Вид работы | Оценка |
1. Обсуждение эпиграфа и темы урока (коллективная работа) | |
2. Теоретико-пратическая часть (работа в группах) | |
3. Проблемно-творческая часть (работа в парах) | |
4. Тестовая часть (индивидуальная работа) | |
5. Оценка учителя |
Матрица. Способы выражения чужой речи
I. Прямая речь – это
1. Составьте схемы предложений с прямой речью
2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные схемы
II. Косвенная речь – это
1. В предложениях с косвенной речью обе части связываются с помощью…………
2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные способы перестроения прямой речи в косвенную.
III. Диалог – это
1. Как оформить диалог при записи?
2. Запишите диалог.
IV. Цитата – это
1. Как оформить цитату при записи?
2. Запишите 3 предложения, включив в них цитаты.