В наше время в связи с переходом от одной экономической системы к другой и с возникновением новых экономических отношений очень трудно для большинства людей идти в ногу со временем, быть мобильными, поддерживать свое финансовое положение в обществе.
Обучение в среднем звене основам экономической политики поможет новому поколению развивать экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создавать основу для дальнейшего изучения экономики в старших классах, расти экономически грамотными людьми, так как именно им придется устанавливать в нашей стране новые экономические отношения.
Исходя из концепции лицея участия в городской экспериментальной площадке “Основы предпринимательской деятельности, изучение экономики осуществляется путем введения курса “Основы экономической политики” в 8–9-х классах в объеме 1 часа внеделю, 34 часа в год.
Курс составлен на основе программ по начальному экономическому образованию, авторами которой являются И.В.Липсиц “Основы экономической политики”; Л.Л.Любимов “Основы экономики”; В.С.Автономов “Введение в экономику”; В.В.Овчинников “Человек и его дело”.
Курс “Основы экономической политики” предназначен для приобщения школьников к азам экономической жизни общества, для создания положительного психологического настроя, для формирования экономического мышления, основанной на строгой логике экономических законов.
Очень важно учитывать возрастные особенности и давать серьезные экономические понятия в доступной форме.
При столь насыщенной программе процесс обучения должен быть максимально интересным. Поэтому обязательно использование различных методических приемов, использование наглядных пособий и разработка деловых игр, связанных с компетентностью.
Структурной основой учебного материала является урок, которому соответствует определенная учебная тема в представленном поурочном планировании.
Цели экономического образования.
Среди главных целей преподавания предмета “Основы экономической политики”:
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание по предмету представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину своей страны. Он включает общие представления об экономике как науке и хозяйстве, об экономической политике, об экономике семьи, фирмы, государства
В преподавании сочетаются теоретические формы проведения занятий с практическими: написание комментариев к экономической статье, решение задач, проведение тренингов, деловых игр, применяются формы и методы интерактивного обучения, моделирование различных проектов и т.д.
На занятиях учащиеся получают практический опыт, необходимый для работы в небольших группах:
– участвуют в деловых играх;
– учатся принимать решения;
– анализируют информацию, излагают свою точку зрения и учатся вести дискуссию;
– получают представления о предпринимательской деятельности и экономической политики.
Разнообразные формы и средства обучения, интересные педагогические находки, оригинальные задания, упражнения, игры, красочные раздаточные материалы создают условия для активной совместной работы учителя и учащегося.
Задача преподавателя – поддержать интерес из урока в урок, чтобы само слово "экономика" не казалось детям чужим и абстрактным, а было интересным и увлекательным.
Содержание учебного материала.
Основные содержательные линии:
Все компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществознания, с курсами географии, математики, истории, литературы и др.
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной, практической, исследовательской деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета “ Основы экономической политики” являются:
В результате изучения предмета “Основы экономической политики” ученик должен
Знать/понимать
Уметь
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Поурочное планирование в 8–9-х классах по экономике.
(34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п | Тема | Часы | Сроки | Практикумы |
1 | Что изучает экономическая политика. | 1 | ||
2 | Экономическая политика правительства. | 1 | Анализ статистических материалов | |
3 | Экономическая наука и экономическая политика. | 1 | ||
4 | Чего граждане страны хотят от экономической политики. | 1 | Построение графика спроса и анализ изменения спроса | |
5 | Экономическая политика в области здравоохранения. | 1 | ||
6 | Принцип “солидарности поколений”. | 1 | ||
7 | Психология, культура, традиции – факторы формирования экономической политики страны. | 1 | ||
8 | “Теория колеи”. | 1 | ||
9 | Мешает ли религия экономическому успеху | 1 | Контрольная работа | |
10 | Может ли рынок автоматически решить проблемы экономической политики страны | 1 | Сравнительная характеристика рынков | |
11 | Мировая экономическая история глазами либералов | 1 | ||
12 | Круглый стол: “Что такое современный рынок” | 1 | ||
13 | Правительство и национальный бизнес. | 1 | Графическое доказательство установления цены по закону спроса и предложения | |
14 | Рейдеры– пираты бизнеса в России. | 1 | ||
15 | Роль налогов в экономики. | 1 | Сравнительная характеристика прогрессивной, Сравнительная характеристика прогрессивной, регрессивной и пропорциональной систем налогообложения | |
16 | Игра “Чего хочет бизнес от государства и что хочет государство от бизнеса” | 1 | ||
17 | Как избежать конфликтов между богатыми и бедными гражданами | 1 | Подсчет изменения благосостояния населения | |
18 | Экономическое и общественное развитие. Порочный круг бедности. | 1 | ||
19 | Где на свете все равнее | 1 | ||
20 | Кредитные деньги и кредитные возможности | 1 | Подсчет объема денежной массы в зависимости от скорости обращения | |
21 | Различия в доходах. Круглый стол. | 1 | ||
22 | Визы “социального мира” | 1 | ||
23 | Природные ресурсы страны | 1 | ||
24 | Угроза “голландской болезни” | 1 | ||
25 | Человеческий капитал страны | 1 | ||
26 | Инвестиции | 1 | ||
27 | Образовательная политика государства. | 1 | Анализ статистических материалов | |
28 | Иммиграционная политика государства | 1 | ||
29 | Круглый стол “Сбережение народа” | 1 | ||
30 | Как управлять регионами страны. | 1 | ||
31 | Бюджетный федерализм. | 1 | ||
32 | Правительство и международные экономические отношения | 1 | ||
33 | Экономическая политика правительства и будущее России | 1 | ||
34 | Зачет по курсу “Основы экономической политики”. | 1 | Деловая игра |