Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание экономики

Адаптированный вариант программы 8–9-х классов по экономике Основы предпринимательской деятельности

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 329

Марчук Светлана Валериевна, учитель естествознания

В наше время в связи с переходом от одной экономической системы к другой и с возникновением новых экономических отношений очень трудно для большинства людей идти в ногу со временем, быть мобильными, поддерживать свое финансовое положение в обществе.

Обучение в среднем звене основам экономической политики поможет новому поколению развивать экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создавать основу для дальнейшего изучения экономики в старших классах, расти экономически грамотными людьми, так как именно им придется устанавливать в нашей стране новые экономические отношения.

Исходя из концепции лицея участия в городской экспериментальной площадке “Основы предпринимательской деятельности, изучение экономики осуществляется путем введения курса “Основы экономической политики” в 8–9-х классах в объеме 1 часа внеделю, 34 часа в год.

Курс составлен на основе программ по начальному экономическому образованию, авторами которой являются И.В.Липсиц “Основы экономической политики”; Л.Л.Любимов “Основы экономики”; В.С.Автономов “Введение в экономику”; В.В.Овчинников “Человек и его дело”.

Курс “Основы экономической политики” предназначен для приобщения школьников к азам экономической жизни общества, для создания положительного психологического настроя, для формирования экономического мышления, основанной на строгой логике экономических законов.

Очень важно учитывать возрастные особенности и давать серьезные экономические понятия в доступной форме.

При столь насыщенной программе процесс обучения должен быть максимально интересным. Поэтому обязательно использование различных методических приемов, использование наглядных пособий и разработка деловых игр, связанных с компетентностью.

Структурной основой учебного материала является урок, которому соответствует определенная учебная тема в представленном поурочном планировании.

Цели экономического образования.

Среди главных целей преподавания предмета “Основы экономической политики”:

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание по предмету представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину своей страны. Он включает общие представления об экономике как науке и хозяйстве, об экономической политике, об экономике семьи, фирмы, государства

В преподавании сочетаются теоретические формы проведения занятий с практическими: написание комментариев к экономической статье, решение задач, проведение тренингов, деловых игр, применяются формы и методы интерактивного обучения, моделирование различных проектов и т.д.

На занятиях учащиеся получают практический опыт, необходимый для работы в небольших группах:

– участвуют в деловых играх;

– учатся принимать решения;

– анализируют информацию, излагают свою точку зрения и учатся вести дискуссию;

– получают представления о предпринимательской деятельности и экономической политики.

Разнообразные формы и средства обучения, интересные педагогические находки, оригинальные задания, упражнения, игры, красочные раздаточные материалы создают условия для активной совместной работы учителя и учащегося.

Задача преподавателя – поддержать интерес из урока в урок, чтобы само слово "экономика" не казалось детям чужим и абстрактным, а было интересным и увлекательным.

Содержание учебного материала.

Основные содержательные линии:

Все компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществознания, с курсами географии, математики, истории, литературы и др.

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной, практической, исследовательской деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета “ Основы экономической политики” являются:

В результате изучения предмета “Основы экономической политики” ученик должен

Знать/понимать

Уметь

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Поурочное планирование в 8–9-х классах по экономике.

(34 часа, 1 час в неделю)

№ п/п Тема Часы Сроки Практикумы
1 Что изучает экономическая политика. 1
2 Экономическая политика правительства. 1 Анализ статистических материалов
3 Экономическая наука и экономическая политика. 1
4 Чего граждане страны хотят от экономической политики. 1 Построение графика спроса и анализ изменения спроса
5 Экономическая политика в области здравоохранения. 1
6 Принцип “солидарности поколений”. 1
7 Психология, культура, традиции – факторы формирования экономической политики страны. 1
8 “Теория колеи”. 1
9 Мешает ли религия экономическому успеху 1 Контрольная работа
10 Может ли рынок автоматически решить проблемы экономической политики страны 1 Сравнительная характеристика рынков
11 Мировая экономическая история глазами либералов 1
12 Круглый стол: “Что такое современный рынок” 1
13 Правительство и национальный бизнес. 1 Графическое доказательство установления цены по закону спроса и предложения
14 Рейдеры– пираты бизнеса в России. 1
15 Роль налогов в экономики. 1 Сравнительная характеристика прогрессивной, Сравнительная характеристика прогрессивной, регрессивной и пропорциональной систем налогообложения
16 Игра “Чего хочет бизнес от государства и что хочет государство от бизнеса” 1
17 Как избежать конфликтов между богатыми и бедными гражданами 1 Подсчет изменения благосостояния населения
18 Экономическое и общественное развитие. Порочный круг бедности. 1
19 Где на свете все равнее 1
20 Кредитные деньги и кредитные возможности 1 Подсчет объема денежной массы в зависимости от скорости обращения
21 Различия в доходах. Круглый стол. 1
22 Визы “социального мира” 1
23 Природные ресурсы страны 1
24 Угроза “голландской болезни” 1
25 Человеческий капитал страны 1
26 Инвестиции 1
27 Образовательная политика государства. 1 Анализ статистических материалов
28 Иммиграционная политика государства 1
29 Круглый стол “Сбережение народа” 1
30 Как управлять регионами страны. 1
31 Бюджетный федерализм. 1
32 Правительство и международные экономические отношения 1
33 Экономическая политика правительства и будущее России 1
34 Зачет по курсу “Основы экономической политики”. 1 Деловая игра