Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание МХК и ИЗО

Нестандартный урок изобразительного искусства на тему Образы Великой Отечественной войны в искусстве. 7-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 1014

Васильева Елена Ивановна, учитель МХК и ИЗО

Интегрированный урок (изобразительное искусство, музыка).

Образовательная область – искусство.

Класс – 7.

Тип урока – комбинированный.

Форма организации учебной деятельности – учебно-практическая.

Общая форма работы с классом – фронтальная. Весь класс работает над единой темой.

Цели:

  1. Формирование ключевых и надпредметных компетенций учащихся:
    – формирование традиционных знаний, умений и навыков;
    – формирование надпредметных понятий: Родина, совесть, любовь;
    – формирование ключевых компетентностей: информационных, ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных, личностного совершенствования.
  2. Помочь учащимся нетрадиционными методами изобразительной деятельности быть более открытыми, почувствовать свою значимость, создать позитивное отношение к различным видам изобразительной деятельности.
  3. Овладение различными формами изобразительной деятельности.
  4. Развитие эмоциональной сферы, интереса и любви к музыке, желания слушать и исполнять её.
  5. Знакомство с произведениями искусств военных лет, направленное на патриотическое воспитание школьников.
  6. Передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в искусстве.

Задачи урока:

1. Дидактические:

– обучать детей высказываться о содержании прослушиваемых и рассматриваемых произведений искусства, грамотно и ясно выражать свое мнение;
– закреплять умения и навыки, полученные ранее на уроках изобразительного искусства;
– обучать детей нетрадиционным техникам изобразительного искусства.

2. Развивающие:

– формировать нравственно-эстетические качества личности гражданина России, патриота своей Родины;
– развивать у учащихся эмоциональное и целенаправленное восприятие музыки и произведений изобразительного искусства и адекватной реакции на события, воплощённые в них.

3. Воспитательные:

– воспитывать патриотизм, любовь к Родине;
– воспитывать чувство гордости за людей, отстоявших Родину в годы Великой Отечественной войны;
– воспитание музыкально-эстетического вкуса.

Оборудование:

– мультимедийный комплекс;
– видео презентации о Великой Отечественной войне;
– музыкальное сопровождение (песни военных лет: “Священная война” В. Лебедев-Кумач, Александров “До свидания, мальчики” Б. Окуджава, “Здесь птицы не поют” Б. Окуджава, “На
безымянной высоте” М. Матусовский, В. Баснер);
– видео с концерта Булата Окуджавы;
– заготовки для работы в нетрадиционной технике изобразительного искусства (картон, яичная скорлупа);
– художественные материалы – гуашь, кисти, тряпочка, баночка для воды, черный фломастер.

Зрительный ряд (репродукции картин и плакатов): слайды с репродукциями картин о Великой отечественной войне: плакат “Родина-мать зовет!” И.М. Тоидзе, плакаты Кукрыниксов, Дейнека “Оборона Севастополя”.

Литературный ряд: стихи о войне.

1. Содержание урока.

Организационный момент – 1–2 минуты.

1. Основная часть:

Сегодня на уроке мы будем говорить о войне. Но не так как на уроке, истории, мы не будем говорить о великих сражениях, о победах и поражениях. Мы будем говорить о тех чувствах, которые возникли в сердцах и душах людей, услышавших в июне 1941 года это страшное слово – война.

Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
1943

  • Слово учителя.

Ребята, наш урок посвящен мужественным и суровым дням Великой Отечественной войны, тем страшным годам, когда гитлеровские армии, охваченные диким стремлением поработить народы всего земного шара, решили превратить его в единое фашистское государство, в котором только фашисты получили бы право считаться полноценными людьми, участь же остальных – быть их рабами.

Ни одно государство не смогло противостоять варварскому натиску гитлеровской армии. Захватив почти всю Европу, Гитлер вторгся в нашу страну…

Мужество наших людей, готовность до последней капли крови защищать свою Родину нашли отражение во многих произведения искусства. Например, в музыке…(Звучит песня “Священная война”.)

Великая Отечественная война прервала мирное течение жизни нашего народа. Художникам, как и всем людям, необходимо было в кратчайший срок перестроить свою деятельность на военный лад.
Война началась внезапно, но уже буквально на следующий день на стенах домов, у призывных пунктов, на эшелонах, спешивших к местам боёв, появились первые плакаты Кукрыниксов, Б.Е.Ефимова, И.М.Тоидзе.

Рассказ заранее о живописных полотнах на военную тематику (с использованием репродукций).
Одна из популярных работ этих лет “Родина – мать зовёт” (1941) – И.М.Тоидзе, на которой изображена женщина, призывающая сыновей защитить Отечество. Ружейные штыки, выступающие из-за спины женщины, и лист с текстом воинской присяги в её руке усиливают впечатление обобщающей значительности образа.

Без огромного, высотой в пять этажей, плаката Тоидзе, вывешенного на улице Горького, невозможно представить себе Москву военных лет. Как и без музыки Булата Окуджавы.

  • Исполнение песни “Здесь птицы не поют” Б, Окуджавы.
  • Слово учителя.

Картина Александра Дейнеки “Оборона Севастополя” была написана в 1942 г.
Несгибаемое мужество защитников Севастополя, их твёрдую решимость сражаться до последнего вздоха показал в этой картине художник. Композиция построена с резким приближением отдельных фигур к зрителю. Получилось как в кино, когда человек вначале виден в глубине, а потом следует крупный план, герой предстаёт в полный рост. Это даёт близко познакомиться с героями, с их выражением лица, глаз. (Показ.)
Краски художника суровы. В них преобладают серебристые тона, сдержанное синее, неяркое красное, рисующее дымные зарева, ржавый металл, запёкшуюся кровь.


Наших моряков безумно боялись фашисты, называли их “чёрной смертью”. Художник показывает характер советского человека, его духовное благородство, героизм во имя Великой Родины по контрасту с тупым фанатизмом фашистов.

  • Показ презентации: “Образы Великой Отечественной войны в искусстве” – репродукции картин советских художников о Великой Отечественной войне.
  • Активизация опорных знаний.
  1. Скажите, ребята, а к какому жанру ИЗО относится плакат. (Графика.)
  2. Чем плакат отличается от картины. (Верно. Плакат выполняется в ограниченной цветовой палитре. Он минималистичен. Выполняется простыми формами и образами.
  3. Главное – плакат должен призывать. Приковывать внимание и звать к определенной цели.

4. Творческая работа учащихся в нетрадиционной форме изобразительного искусства.

Задание.

Выполняем эскиз плаката на тему “Нет войне!” на заранее подготовленном материале. Художественный материал – гуашь. Ограниченная цветовая палитра. Простые, но выразительные формы

Во время работы учащихся звучат песни военных лет. Учитель проходит по классу, оказывая учащимся помощь в выполнении работы.

5. Анализ выполненных работ.

Ребята показывают свои работы, объясняя, что они хотели передать в эскизе своего плаката, какими средствами они этого добивались, какую новую технику изобразительного искусства они освоили.

6.

Оформление выставки работ учащихся.

Слово учителя.

Ребята вы отлично справились!

Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого дня войны и до последнего не умолкали голоса поэтов, композиторов, художников. И мы с вами завершим наш урок замечательной песней М. Матусовского, В. Баснера “На безымянной высоте”.

7. Исполнение песни “На безымянной высоте”.

Хоровое исполнение песни под аккомпанемент учителя.

8. Подведение итогов работы.

9. Домашнее задание: принести пластилин, проволоку и подставку (крышка от банки ) для выполнения объемной работы – скульптурного изображения фигуры человека.

10. Организационное завершение урока.