Цели:
Оборудование: карточки-задания по теме: «Основные закономерности эволюции», таблицы «Основные ароморфозы в растительном и животном мире», «Идиоадаптации в растительном и животном мире», «Примеры дегенерации в органическом мире», электронное учебное издание «1С: Образование 3.О» Основы общей биологии.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
А. Самостоятельная работа в группах по карточкам:
Карточка №1
Перечислены названия и биологические явления:
А-утконос |
|
| Б-археоптерикс |
|
| В-стегоцефал |
|
| Г-латимерия |
Д-ланцетник |
|
| Е-зверозубые ящеры |
|
| Ж-эвглена |
|
| З-псилофиты |
И-ехидна |
|
| К-атавизм |
|
| Л-рудимент |
|
| М-ароморфоз |
Н-аналогичные органы |
|
| О-гомологичные органы |
|
| П-идиоадаптация |
|
| Р-дегенерация |
Определите:
А) К каким явлениям из перечисленных относятся:
Б) Кто из перечисленных организмов относится к живым переходным формам:
В) Кто из перечисленных организмов относится к ископаемым переходным формам:
Б. Обобщение работы:
Все ли термины вы использовали в своей работе? Попробуйте проанализировать их названия и определить, что они означают, соотнесите их с оставшимися в списке явлениями.
В. Формулировка темы и задач урока.
3. Изучение новой темы.
А.Подготовка к восприятию материала.
Эволюционный процесс на Земле создает огромное разнообразие видов и надвидовых групп. Все они в этом процессе приобретают специальные приспособления к условиям существования. Изменения условий среды часто приводит к исчезновению у видов одних и появление других свойств, обеспечивающих лучшее приспособление к жизни, а следовательно, большую выживаемость, увеличение размножения организмов и их более широкое распространение. Возрастание приспособленности организмов к окружающей среде, сопровождающееся увеличением численности и более широким распространением вида, называют биологическим прогрессом. В настоящее время биологический прогресс наблюдается у покрытосеменных растений, а среди животных – у насекомых, костистых рыб, птиц и млекопитающих. Снижение приспособленности организмов к условиям среды, сопровождающиеся уменьшением численности и сужением области распространения, называется биологическим регрессом. Биологический регресс переживают группы, не сумевшие приспособиться к изменениям условий среды и не выдержавшие конкуренции с другими группами. Изучение особенностей эволюции крупных надвидовых групп (макроэволюции) позволило выделить три главных направления, которые ведут к биологическому прогрессу: ароморфоз, идиоадаптацию, общую дегенерацию. Идея о возможных путях достижения биологического прогресса в процессе эволюции была разработана российским ученым-эволюционистом А.Н.Северцевым в 1925 г.
Б. Сообщение ученика: «Жизнь и деятельность А.Н.Северцева».
В.Самостоятельная работа в группах.
Задания:
Г. Отчет учащихся о проделанной работе.
4.Обобщение материала, комментарии учителя.
5. Закрепление в виде проверочной работы.
А. Замените выделенные слова в утверждениях термином.
Б. Что из перечисленного относится к ароморфозам, идиоадаптациям, дегенерации?
Заполните таблицу.
Ароморфозы | Идиоадаптации | Дегенерация |
|
|
|
Б. Индивидуальная работа с использованием тренажера («1С: Образование 3.0» Основы общей биологии).
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание: п. 42, записи в тетради, термины, вопросы после параграфа.