Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание русского языка

Урок русского языка в 9-м классе по теме Функциональные стили языка и их особенности

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 382

Семёнова Ольга Валентиновна, учитель русского языка и литературы

Цели:

Образовательная:

Развивающие

Воспитательная

Задачи:

Этапы урока Задачи
1. Оргмомент.
Презентация. Слово учителя.
Создать определенный эмоциональный настрой.
2. Проблемная ситуация.
Выявление темы урока.
Развивать умение сопоставлять, анализировать, выявлять общее и частное.
3. Проверка домашнего задания, сопровождающаяся комментарием учителя. Закрепить навыки работы со словарями.
Расширить представление учащихся об особенностях архитектурных стилей г. Перми.
4. Работа со схемой “Функциональные стили”.
Объявление цели урока.
Актуализировать знания о стилях языка.
5. Работа в группах.

А) Анализ речевой ситуации.
Б) Определение стилевых черт.
В) Выявление лексических особенностей.
Г) Выявление синтаксических особенностей.

Совершенствовать навык выбора правильного ответа из нескольких предложенных (подготовка к экзаменационному тесту).

Развивать умение обосновывать свой выбор.

6. Обобщение. Подведение итогов. Развивать умение делать выводы.
7. Домашнее задание. Формировать умение создавать тексты разных стилей.

Тип образовательной программы: традиционная (авт.: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский)

Учебный курс: “Систематизация и обобщение изученного в 5–9-х классах”

Оборудование компьютерная презентация (см. Приложение 1); кабинет приготовлен для работы 5 групп, на столах каждой группы по 4 конверта: “Речевая ситуация”, “Стилевые черты”, “Лексические особенности”, “Синтаксические особенности” (в конвертах одинаковая для всех групп информация, из которой нужно будет осуществить выбор).

Ход урока

1. Организационный момент

Презентация (См. Приложение 1)

Слайды 1–6 (фото родного города), сопровождаемые музыкой (песня “Пермская сирень”)

Слово учителя:

Слайд 7 “Любить свой край, знать его богатства, его особенности, его историю – на этих лучших чувствах к родным местам и воспитывается подлинный патриотизм русского человека”.

Учитель: Сегодня вновь мы будем говорить о нашем городе, о нашем крае и попытаемся на краеведческом материале рассмотреть языковые явления.

2. Проблемная ситуация. Выявление темы урока

– Послушайте тексты и определите, о чем пойдет речь на уроке.

Слайды 8–11 (5 текстов о Перми)

1. Имя: Пермь
Год рождения: 1723
Место рождения: Россия
Географическое положение: Европа, Западный Урал
Площадь: 799 кв. км
Население: 1 млн. ч.

2. Пермь – город (с 1781), центр Пермского края, порт на Каме. Железнодорожная станция. Машиностроение. Нефте- и газоперерабатывающая промышленность. Камская ГЭС. 7 вузов, 4 театра.

3. – Наташа, а ты знаешь, почему наша речка называется Камой? (Нет. Никогда не слышала об этом.) Оказывается, это слово из древнеиндийского языка и означает оно просто воду.

4. Наш край – очень своеобразный уголок России. Развитые промышленность и наука, уникальные природа и культура – все это является нашей гордостью и славой.

5. “Что за прелесть город Пермь, когда в него въезжаешь. Во-первых, застава: это два высоких столба, соединенных между собой чугунной цепью… К заставе примыкает обширный луг, окаймленный длинным бульваром. С противоположной стороны стоят красивые здания, стройным рядом вытянувшиеся в линию…”

Рассуждение о том, что объединяет и что различает эти тексты. Выход на тему урока – “Функциональные стили языка и их особенности” (слайд 12)

3. Проверка домашнего задания, сопровождаемая комментарием учителя

Какие значения имеет слово “стиль”? Что вы обнаружили в толковых словарях?

(1. В искусстве это общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейного содержания. Например, барокко, готика и др.)

Интересно, что в архитектуре нашего города можно увидеть несколько стилей.

Слайды 13-14, комментарий учителя о памятниках классицизма, модерна, рассказ об отличительных чертах данных стилей.

– Какие ещё значения имеет слово “стиль”?

(2. Разновидность языка, используемая в какой-либо речевой ситуации и отличающаяся чертами лексики, морфологии, синтаксиса.)

Беседа с учащимися о необходимости изучения языковых стилей. Сообщение учителя о результатах эксперимента, проведенного в нескольких школах. Эксперимент показал, что 85% учеников используют в своей речи только разговорный стиль. При использовании публицистического или научного стиля люди чувствуют себя неуверенно, так как плохо представляют себе возможности каждого стиля.

4. Работа со схемой “Функциональные стили языка”. Объявление цели урока

Слайд 15

– Сегодня вам будет необходимо составить “портрет” определенного функционального стиля. Итогом вашей работы должна стать заполненная схема, которая и будет являться своеобразным “портретом” стиля. (Ребятам выдается незаполненная схема, которую нужно в течение урока заполнить информацией из 4 конвертов.)

5. Работа в группах

А) Анализ речевой ситуации.

Существует определенная речевая ситуация, в которой используется тот или иной стиль.

Слайд 16

Речевая ситуация рассматривается с трех позиций: 1) кто с кем обменивается информацией; 2) где, т.е. в какой обстановке происходит общение (офиц. или неофиц.); 3) с какой целью? зачем?

Выберите из конверта схему речевой ситуации, в которой используется ваш стиль. Обоснуйте свой выбор.

Б) Определение стилевых черт.

Каждый стиль имеет определенные черты. Из конверта “Стилевые черты” выберите то, что отличает ваш стиль от других.

Для того чтобы продолжить заполнение схем, обратимся к языковым особенностям.

В) Выявление лексических особенностей.

Выполним задание №1.

Из предложенных словосочетаний выберите те, которые можно использовать в вашем стиле. Подчеркните их. Затем из конверта “Лексические особенности” выберите черты лексики, свойственные вашему стилю.

Вопросы экологии, пробуждающаяся природа, судебное разбирательство, светская хроника, завершившийся эксперимент, вопросы здравоохранения, шорох ресниц, удовлетворить просьбу, народные умельцы, хлопать ушами, растянулся на лавке, прошедшие испытания, серебристый иней, принять решение, выходец из народа, парламентские дебаты, выпучить глаза, установленные обязательства, голубизна неба, предстоящие переговоры, хохотал до упаду, ну и ну, биологические проблемы.

Г) Выявление синтаксических особенностей.

Синтаксические особенности нам помогут выявить предложения из задания №2.

Выберите предложения, характерные для вашего стиля. Составьте из них текст. Из конверта “Синтаксические особенности” выберите отличительные черты синтаксиса вашего стиля.

  1. Город – это определенная территория, ограниченная административными границами.
  2. А что же представляешь ты, истинный пермяк, каковы твои психологические особенности, чем ты отличаешься от других россиян?
  3. – Ты знаешь, что нарисовано на гербе Перми?
  4. По статистике, современная Пермь – четвертый по площади город в России (799,68 кв. км.) после Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга.
  5. – На гербе? Нет. А что?
  6. Флаг города Перми представляет собой прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, красного цвета, с изображением в центре флага элементов герба г. Перми – серебряного медведя, несущего на спине золотое Евангелие, а над ним серебряный четырехконечный крест с расширяющимися концами.
  7. – Просто увидела Большую Медведицу. И на гербе – медведь. Наверное, это как-то связано…
  8. Смотришь на Каму, в жемчужную даль, и чувствуешь силу – вседружную сталь.
  9. Известно, что Пермь фактически в своих территориальных границах – моноагломерация (от лат.agglomerate –присоединять), состоящая из центрального ядра и удаленных городов и поселков.
  10. Пермяк отличается от “классического” россиянина. Он законопослушен, порядочен, трудолюбив, грамотен, одет аккуратно.
  11. Ширина изображения комплекса основных элементов герба города Перми должна составлять 2/5 части длины полотнища флага.
  12. – Наверное, мы, пермяки, как и это животное, умные и сильные, потому и живем в самом лучшем городе.
  13. Если так можно выразиться, человек, уважающий чувство меры. Прямо Швейцария какая-то!
  1. Мы свою родину, каждый цветок,
    Озаряем любовью, как солнце восток.
  1. Всеми хранимой несметной семьи
    Нашей любимой, бессмертной земли.

6. Обобщение. Подведение итогов

На доску вывешиваются “портреты” стилей. Каждая группа представляет выполненные задания. Выступления представителей групп сопровождаются соответствующими слайдами презентации.

7. Домашнее задание

Создать текст, посвященный родному городу, в публицистическом стиле.

Примечание. Презентация PowerPoint, размещенная в Приложении 1, сокращена в связи с превышением допустимого объема, поэтому при использовании её на уроке целесообразно добавить слайды, содержащие фотографии родного города.