Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Спорт и здоровье детей

Дифференцированный подход в обучении на уроках гимнастики на фоне положительных эмоций как средство повышения мотивации к занятиям физкультурой

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 227

Новичкова Людмила Николаевна, учитель физкультуры

Работая учителем физической культуры, на протяжении двадцати четырёх лет в школах г. Самары и Нового Уренгоя, я обратила внимание на то, у учащихся, особенно к 6–7-му классу, пропадает интерес к урокам гимнастики. Решила отыскать причину и, проанализировав ситуацию, определила, что слабые учащиеся испытывают недостаток умений, поэтому не могут справиться с заданием, а отсюда – не хотят попадать в ситуацию неуспеха на уроках. В результате их интерес к занятиям гимнастикой значительно снижается. Для сильных учащихся, напротив, учебная задача является слишком лёгкой, а потому не развивает их познавательный интерес. Учащиеся же среднего уровня подготовленности оказываются недостаточно мотивированными на гимнастику под воздействием общего настроя. Исходя из этого, я поставила перед собой цель:

  1. Создать такую методику работы по гимнастике, которая учитывала бы все три группы занимающихся, причём с возможностью перехода учащихся из одной группы в другую.
  2. Найти средства и методы, способствующие развитию не только двигательных функций детей, но и развитию устойчивого интереса к занятиям физической культуры.

Данную работу начала с параллели 5-х классов. Прежде чем приступить к работе, я чётко распланировала и определила комплекс задач на каждый урок по разделу “Гимнастика”.

Затем приступила к отбору содержания каждого урока, продумала оптимальную дозировку упражнений, наметила организационные формы их проведения. При подборе упражнений, вследствие дефицита учебного времени предпочтение отдала упражнениям, имеющим комплексное воздействие, т.е. одновременно помогающим решать задачи формирования одного или даже двух навыков, и воспитания определённых двигательных и морально – волевых качеств. Далее определила наиболее рациональную последовательность решения задач урока и содержание основной части, так как именно в ней решаются главные из них. Обучение новому или более трудному материалу провожу в первой половине основной части урока. Для решения каждой поставленной задачи подбираю определённые упражнения, порядок их проведения, дозировку. Также необходимо продумать метод организации учащихся, для более рационального использования учебного времени.

Не менее важную роль отвожу планированию подготовительной и заключительной части урока, так как считаю, что от того, как начался урок и как был закончен, зависит успех урока. За годы своей работы с детьми я пришла к выводу, что одним из действенных средств, способствующих развитию интереса к занятиям физической культурой, могут являться подвижные игры, поэтому я включаю их в подготовительной и заключительной части урока. Игра позволяет сделать процесс обучения для детей более интересным, так как дети редко утомляются от физических нагрузок, их утомляют монотонность, однообразие. Необходимо сочетать в процессе обучения постоянное, неизменное, с элементами новизны.

Хорошее начало урока – игра “Класс, смирно!” Причём, чем старше дети, тем с большим удовольствием они играют и с меньшим удовольствием проигрывают. Задача – заставить ошибаться, возможно, большее число детей. В любом случае результат положительный. Если много проигравших – значит, ученики плохо слушают учителя и есть резерв для роста; если проигравших мало – класс внимательно слушает учителя, поэтому можно переходить к более сложным задачам.

Разминка начинается с бега – самого монотонного занятия, которое необходимо разнообразить. Хорошим приёмом, стимулирующим учеников, является игры, направленные на решение задач в беговых упражнениях.

В заключительной части урока проводятся игры средней и малой подвижности, их задача приведение организма в относительно спокойное состояние, способствующие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части урока. Прибегнув к игровому методу ведения урока, ход урока не нарушается, а дети активизируются на выполнение поставленной задачи, повышается интерес к выполнению задания. Дети начинают не просто выполнять, но и думать.

Также при проведении уроков гимнастики необходимо использовать музыку, как стимулятор работоспособности в процессе учебной деятельности. Выполняя физические упражнения под приятную, специально подобранную музыку, занимающиеся непроизвольно начинают испытывать выражаемые в ней чувства и настроения и связывать его с выполняемой работой, которая начинает казаться гораздо приятней, привлекательной и менее утомительной, чем обычно. Роль положительных эмоций на уроке физической культуры, посредством подвижных игр и музыкального сопровождения, как средства повышающего работоспособность и в тоже время прививающего устойчивый интерес к занятиям велика. Академики Л.А.Орбели, П.К.Анохин опытным путём подтвердили, что положительная эмоция не только радует человека, но одновременно эффективно стимулирует его мышечную деятельность. Если в результате предшествующей деятельности возникает положительная эмоция, то она сама оказывается дополнительным стимулом к новой, более интенсивной деятельности.

Ю.Г.Коджаспиров сказал: “Хорошо бы заниматься на фоне положительных эмоций, а не принуждать себя и детей работать вопреки желанию, через “Не хочу!”, стиснув зубы и мобилизовав всю свою силу воли. Иметь счастливую возможность учить и учиться с удовольствием, а не по принуждению”.

Моя работа основана на дифференцированном подходе к учащимся. В начале прохождения программного материала по разделу “Гимнастика”, учащиеся были разделены по отделениям, в каждом из которых были дети разного уровня подготовленности. Работу по отделениям организовала таким образом:

а) комплектование отделений осуществлялось, исходя из интересов и возможностей ребёнка;

б) выбирался командир отделения, причём в каждой серии уроков он менялся и в результате каждый побывал в роли командира отделения;

в) задачей командира отделения была страховка, помощь, исправление ошибок товарищей по отделению;

г) уровень заданий (комбинаций) подбирался с учётом индивидуальных способностей детей;

д) если у занимающегося слабой группы комбинации на снарядах получались, то ему предлагалось выполнить упражнения следующей – средней группы, и т. д. в отношении других групп.

В программу включила четыре вида гимнастических упражнений: у девочек – на разновысоких брусьях, акробатике, упражнения на бревне в равновесии и опорный прыжок; у мальчиков – на перекладине, акробатике, параллельных брусьях, опорный прыжок. Составила комбинации не только для девочек и мальчиков, но и для слабых, средних и сильных учеников.

Девочки.

Для слабых учениц:

Упражнения на разновысоких брусьях. И.П.– вис на верхней жерди. Размахивание в висе, вис присев на верхней жерди, вис стоя прогнувшись, вис присев, толчком ног вис лёжа, правая рука скрестно перед левой с поворотом направо, сед на правом бедре, левая рука в сторону, хватом левой руки сзади за нижнюю жердь соскок с поворотом кругом.

Упражнения по акробатике. И.П.– основная стойка. Упор присев, два кувырка вперёд в упор присев; перекатом назад лечь на спину; “мост” (держать); опуститься на спину, сед с прямыми ногами; наклон вперёд, кувырок вперёд в полушпагат, руки в стороны; опустить руки в упор, толчком ног упор присев; прыжок вверх прогнувшись, и.п.

Упражнения в равновесии (бревно). И.П. – стоя на конце бревна на правой ноге, левая сзади, руки в стороны. Пройти на носках до конца бревна, руки на пояс; встать на носки, левая нога перед правой, руки вверх; поворот кругом, встать на правую, левая сзади на носке, руки в стороны; выпад левой ногой вперёд, руки в стороны; выпад правой ногой вперёд, руки вверх; два шага вперёд, руки в стороны; равновесие на правой (левой) ноге, руки в стороны (держать); выпрямиться; шаг левой вперёд, поворот направо продольно, руки в стороны; приставить правую ногу к левой, упор присев, руки в упоре на бревне; соскок прогнувшись.

Опорный прыжок. С небольшого разбега, толчок о мостик, наскок на козла в упор присев на колени, встать, соскок прогнувшись. Прыжок “ноги врозь”, на стадии обучения.

Девочки.

Для средних учениц

Упражнения на разновысоких брусьях. И.П. – вис на верхней жерди. Размахивание в висе; вис присев на нижней жерди; толчком ног вис лёжа; прогнуться; хватом правой руки сверху скрестно и махом правой ноги, поворот кругом на нижней жерди в сед на правом бедре; левая рука в сторону, правая в упоре на верхней жерди; хватом левой руки сзади за нижнюю жердь, соскок с поворотом кругом.

Упражнения по акробатике. И.П.– основная стойка. Равновесие на правой (левой) ноге; кувырок вперёд в упор присев, перекатом назад лечь на спину; “мост” или встать, шаг в сторону “мост” из положения стоя (держать); переворот направо (налево) с “моста” в упор на правое колено, левая нога назад; махом ноги упор присев; кувырок назад в полушпагат, руки в стороны; опустить руки в упор, толчком ног упор присев; прыжок прогнувшись; и.п.

Упражнения в равновесии (бревно). И.П. – наскок в упор на правое колено, левая нога внизу; поворот налево, правая нога на колене; левую поднять вверх; руки в упоре на бревне (держать). Опуская левую ногу вдоль бревна, встать на неё, правая сзади, руки в стороны. Шаг правой ногой, мах левой, хлопок под ней; шаг левой, мах правой, хлопок под ней, руки в стороны. Два приставных шага с левой ноги, то же с правой ноги, руки в стороны; приставить левую ногу к правой сзади, встать на носки, руки вверх; поворот кругом, встать на левую ногу, правая сзади, руки в стороны; выпад правой ногой вперёд, руки вперёд; выпад левой ногой вперёд, руки в стороны; два шага вперёд, равновесие на правой (левой) ноге, руки в стороны (держать); выпад левой ногой вперёд, руки в стороны; наклониться вперёд, поставить руки в упор на бревно; правую ногу опустить вдоль бревна; махом правой ноги, толчком левой соскок вдоль бревна.

Опорный прыжок. С небольшого разбега, толчок о мостик, наскок на козла в упор присев на козла, встать, соскок прогнувшись.

Прыжок “ноги врозь”, на стадии закрепления.

Девочки.

Для сильных учениц

Упражнения на разновысоких брусьях. И.П. – вис стоя лицом к нижней жерди. Вис согнувшись, вис завесом правой прогнуться, махом левой ноги подъём в упор на нижнюю жердь в сед верхом, хватом правой руки снизу за верхнюю жердь поворот направо в вис лёжа верхом, махом правой ноги хватом правой руки скрестно перед левой, поворот направо в сед на правом бедре, левая рука в сторону в упоре на верхней жерди, хватом левой руки сзади соскок с поворотом кругом.

Упражнения по акробатике. И.П. – основная стойка. Равновесие на правой (левой) ноге; кувырок вперёд в группировке в упор присев. Кувырок вперёд в группировке; встать, шаг в сторону; “мост” из положения стоя (держать); переворот направо (налево) с “моста” в упор на правое колено, левая нога назад. Махом ноги упор присев; кувырок назад в полушпагат, руки в стороны; опустить руки в упор присев; встать; переворот боком и выпад руки в стороны; приставить ногу сзади, и. п.

Упражнения в равновесии (бревно). И.П. – наскок в упор на правое колено, левая нога внизу; с поворотом налево встать на правое колено, левую ногу увести назад, плушпагат, руки в стороны; пронеся левую ногу через низ, встать на неё, правая нога назад руки в стороны. Шаг правой ногой, мах левой, хлопок под ней. Шаг левой, мах правой хлопок под ней; два приставных шага с правой ноги, руки в стороны; то же с другой ноги. Подставить левую ногу к правой сзади, руки вверх; поворот кругом, встать на левую ногу, правая сзади, руки в стороны. Выпад правой ногой вперёд, руки вперёд; выпад левой ногой вперёд, руки в стороны. Два шага вперёд, равновесие на правой (левой) ноге, руки в стороны (держать); выпад левой ногой вперёд, руки в стороны; наклониться вперёд, поставить руки в упор на бревно; встать на левое колено; махом правой ноги, толчком левой соскок вдоль бревна.

Опорный прыжок. Прыжок “согнув ноги”. Прыжок “ноги врозь” на стадии совершенствования.

Мальчики

Для слабых учеников

Упражнения на перекладине. И.П. – основная стойка. Вис стоя; вис присев; толчком ног вис согнувшись; вис завесом правой, прогнуться; вис завесом двумя; вис согнувшись; опуститься в вис стоя сзади.

Упражнения по акробатике. И.П. – основная стойка. Шаг вправо (влево) в стойку ноги врозь, руки в стороны; кувырок вперёд в группировке в упор присев; кувырок вперёд в стойку на лопатках (держать); опустить ноги в сед с прямыми ногами; наклон вперёд, кувырок назад в упор присев; прыжок вверх прогнувшись с приземлением в и.п.

Упражнения на параллельных брусьях. И.П. – основная стойка между жердями. Наскок в упор, размахивание в упоре, сед ноги врозь; размахивание в упоре, сед на правом бедре, то же на левом бедре, свободная рука в сторону, хватом правой руки сзади за жердь снизу, соскок с поворотом кругом.

Опорный прыжок. Прыжок “согнув ноги”. Прыжок “ноги врозь”.

Мальчики

Для средних учеников

Упражнения на перекладине. И.П. – вис стоя. Махом одной толчком другой подъём переворотом в упор; перемах правой (левой) в вис верхом; спад назад в вис завесом правой (прогнуться); вис согнувшись (держать); опуститься в вис соя сзади.

Упражнения по акробатике. И.П. – основная стойка. Шаг правой ногой в сторону, руки в стороны. Из стойки ноги врозь, кувырок вперёд в группировке, в упор присев; кувырок вперёд в группировке с шага в упор присев. Перекат назад стойка на лопатках (держать); без помощи рук перекатом вперёд, упор присев; кувырок назад в упор присев; кувырок назад в стойку ноги врозь, руки в стороны. Прыжком ноги вместе, круг руками вниз; переворот боком в выпад, левая (правая) впереди; правая (левая) сзади; руки в стороны. Приставить правую ногу к левой, руки вниз, и. п.

Упражнения на параллельных брусьях И.П.– вис стоя сбоку. Наскок в упор на одну жердь; перемах правой в сед верхом; хватом правой руки снаружи, перехват левой рукой за вторую жердь; махом левой ноги переход в упор внутри жердей; размахивание в упоре; махом назад упор лёжа ноги врозь, три раза отжаться; размахивание в упоре; сед ноги врозь; размахивание в упоре; сед на правом (левом) бедре, правая рука на жерди, левая в сторону; хватом левой руки сзади соскок с поворотом кругом.

Опорный прыжок. Прыжок “согнув ноги” на стадии перехода от закрепления к совершенствованию. Прыжок “ноги врозь”.

Мальчики

Для сильных учеников

Упражнения на перекладине. И.П. – вис стоя на левой (правой) ноге, правая (левая) сзади. Махом одной толчком другой подъём переворотом в упор; перемах правой (левой) в сед верхом (держать); спад; подъём завесом; перемах правой (левой) назад в упор; соскок махом назад с поворотом направо (налево).

Упражнения по акробатике. И.П. – основная стойка. Шаг правой ногой в сторону, руки в стороны; из стойки ноги врозь кувырок вперёд в группировке, в упор присев; кувырок вперёд в группировке с шага в упор присев; перекат назад стойка на лопатках (держать); без помощи рук перекатом вперёд, упор присев; стойка на голове и руках с согнутыми ногами (держать); вернуться в упор присев; кувырок назад в упор присев; кувырок назад в стойку ноги врозь, ; прыжком ноги вместе, круг руками вниз; правая нога вперёд; переворот боком в выпад левая нога вперёд, правая нога сзади, руки в стороны; приставить правую ногу к левой, руки вниз, и. п.

Упражнения на параллельных брусьях. И.П.– вис стоя сбоку. Наскок в упор на одну жердь; перемах правой в сед верхом; хватом правой руки снаружи, перехват левой рукой за вторую жердь; махом левой ноги переход в упор внутри жердей; размахивание в упоре; махом назад упор лёжа ноги врозь, пять раз отжаться, ; размахивание в упоре; сед ноги врозь; размахивание в упоре; сед на правом (левом) бедре, правая рука на жерди, левая в сторону; размахивание в упоре; соскок махом назад.

Опорный прыжок. Прыжок “согнув ноги” через козла в длину. Прыжок “ноги врозь” на стадии совершенствования.