Тема: Соединительные гласные в сложных словах.
Цели урока:
Методы обучения: распределительный, объяснительный диктант, работа по карточкам, работа с учебником, проблемная ситуация, решение кроссворда, словарная работа.
Оборудование: компьютер, словари, презентация к уроку < Приложение 1 >, таблица < Приложение 2 >, карточки.
Тип урока: комбинированный.
1) Работа по карточкам.
2) Индивидуальная работа у доски. Синтаксический разбор предложения
В горячем свете весело и сухо блестит листвой под окнами сирень. [1]
– Это отрывок из стихотворения Бунина. Что вы знаете о нем?
3) Распределительный диктант (слайд № 3).
Запишите слова в 2 столбика. В первый – слова с проверяемой гласной в корне, во второй – слова с чередующейся гласной в корне слова.
Загр..ждение, к..сательная, поб..режье, зав..нтить, ср..слись, прил..гать, обг..рели, упр..стить, хв..стун, расст..лать, зат..реть, л..стопад. [1]
4) Проверка с объяснением, самопрверка (слайд № 4).
заграждение | касательная |
побережье | срослись |
завинтить | прилагать |
упростить | обгорели |
хвастун | расстилать |
листопад | затереть |
1) Беседа по вопросам.
– Каким способом образовано слово листопад? С помощью чего?
Листопад – лист, падать (сложение основ, с помощью соединительной гласной О).
– Какое это слово? Почему так называется? ( Сложное, потому что у него два корня –
-лист- и -пад-).
2) Работа с учебником. Чтение теоретического материала о сложных словах на стр. 73.
3) Лингвистическая загадка (слайды № 5-6). [2]
Подружки “О” и “Е”
В городе Культура Речи жили-были две подружки-буковки. Звали их О и Е. Они очень дружили, хотя характеры их были совершенно различные.
О не боялась трудностей в работе и твердости со стороны букв-начальников. Поэтому она всегда выбирала себе место после твердых начальников-согласных: зверолов, лесоруб.
Е была неженкой, любила хорошо покушать, особенно приятны были ей звуки, доносившиеся с шипящей сковородки: ш-ш, ц-ц-ц. Вот она и пристроилась после мягких начальников-согласных, шипящих и Ц, чтобы они напоминали ей о вкусной еде: бурелом, птицефабрика, пешеход.
И до сих пор О и Е не изменили своим привычкам. По-прежнему О работает рядом с твердыми согласными, а Е-рядом с мягкими, шипящими и Ц.
4) Проблемная ситуация. Сформулируйте самостоятельно правило написания соединительных гласных О и Е в сложных словах.
5) Чтение и анализ таблицы [3] (cлайд № 7). Правильный ли вывод вы сделали о написании сложных слов?
6) Чтение орф. № 30 на стр.74 в учебнике.
1) Упр.167 (объяснение и обозначение орфограммы).
2) Кроссворд “ Волшебный квадрат” (слайды № 8-15). [4]
3) Отгадайте загадки, объясните написание отгадок (слайд № 16-18). [3]
Он с хоботом резиновым,
Желудком парусиновым,
А загудит мотор –
Глотает пыль и сор. (Пылесос)Сверху дыра, снизу дыра,
А в середине огонь и вода. (Самовар)На что ни глянет этот глаз –
Все на картинке передаст. (Фотоаппарат)Поднимает кверху кузов –
Избавляется от грузов. (Самосвал)
4) Рр Словарная работа (слайд №19).
Внимательный, прилежный (работа со словарем, определение лексических
значений слов, составление предложений с данными словами, запись в тетрадь). [5]
5) Объяснительный диктант (слайд № 20).
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните их написание.
Иван Андреевич Крылов великий русский басн..писец.
Звезды ч..дными узорами спл..тались (на)д..леком неб..склоне.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Когда пишется соединительная О, а когда Е в сложных словах? Приведите примеры.
Список литературы