Тип урока: обобщающий урок по основным орфограммам имени существительного.
Цели:
Оборудование:
На уроке используются презентация, программа «Имя существительное», созданная учеником в среде Visual Basic.
Ход урока
Урок сегодня необычный,
Но для тебя вполне привычный,
Придётся думать головой,
Вопрос услышать непростой.
Найти ответ, стремиться помнить
Всё, что узнаешь и запомнишь.
2.1. Работа с программой. Приложение 1.
Ребята, вспомним, с какой частью речи мы работали на уроках русского языка?
А что это за часть речи мы расскажем с помощью компьютерной программы, созданной учеником нашего класса.
(Ученики заполняют пропуски вместе с учителем, программа демонстрируется через проектор.)
( Имя существительное – это ... (часть речи); обозначает…(предмет); отвечает на вопросы…(кто? что?); в предложении чаще всего является …(подлежащим, дополнением).
2.2. Работа с презентацией. Приложение 2 (слайды 1 – 7).
Сейчас нам предстоит очень интересная работа: мы разгадаем кроссворд, вспомнив основные понятия, изученные нами в теме «Имя существительное» и узнаем раздел, над которым мы будем работать на уроке. (Заполнение кроссворда.)
Кроссворд. Слайд 1.
Ты один не умывался
И…..остался.
Что мы можем сказать об этом имени существительном? (Грязнулею, существительное общего рода.)
У слова есть шесть…
Шесть верных маленьких пажей.
Они проходят чередой,
За слово в бой готов любой.
Итак, тема урока «Орфография». Мы вспомнили и повторили основные понятия и правила. А теперь мы посмотрим, как вы умеете применять данные правила.
На уроке мы будем работать в группах. Учащиеся разбиваются на две группы по уровню знаний: 1 группа – сильные, 2 группа – слабые учащиеся.
1 этап.
1 группа работает за компьютерами, выполняя электронный тест в программе Excel. Приложение 3.
Со 2 группой работает учитель.
- Сейчас мы запишем слова под диктовку, объяснив их правописание.
- Какие из записанных слов можно использовать для составления текста о зиме?
(Составьте предложения о зиме, используя данные слова.)
- Запись предложения под диктовку и выполнение синтаксического разбора.
- О какой ночи идёт речь?
2 этап.
2 группа работает на компьютерах, выполняя задания с диска п.74-п.75. Правописание суффиксов -ек , -ик, правописание НЕ с существительными.
С 1 группой работает учитель. Детям раздаются карточки с предложениями. (Предложения даны вразброс, у каждого в предложениях две разные орфографические ошибки.)
А иногда снежочик- не поседа падает с форточьки вниз, хватается за воздух снижинками.
Снежёк беззвучно опускается на дама и диревья.
Он садится на форточки и болтает своими нажёнками.
Из предложенных слов выделите только слова с теми орфограммами, которые повторили сегодня на уроке.
Используя слова, с которыми работали на уроке, составить мини-рассказ, продолжив данные предложения.
1 группа. Однажды, сидя на форточке, снежок увидел…
2 группа. Я с нетерпением жду эту волшебницу-ночь, когда…