Решение логических задач со школьниками способствует развитию их логического мышления и формированию логической культуры, что необходимо для лучшего понимания и усвоения изучаемых предметов в школе.
Традиционно к логическим заданиям относят:
Направляющая проблема данного курса - это отбор и систематизация необходимого тематического материала, который широко представлен в учебно-методической литературе и периодической печати по занимательной логике. Так как реализация занятий по этому курсу в отдельно взятом классе предусматривает личностно-ориентированный подход с учётом как возрастные особенности, так и индивидуальные возможности каждого ученика.
Принципы отбора содержания и структурирования учебного материала предопределялись возможностью сочетать различные формы организации учебной работы и направленностью занятий на развитие личностных математических компетентностей.
Центральное место любого занятия - это максимальное участие и активность каждого ученика.
Как правило, предъявление материала (задачи) для учащихся первой образовательной ступени обучения дается на визуальной или на тактильной опоре (плакаты, модели, непосредственно объекты - палочки, монеты и т. п.), а для второй преимущественно в аудиовизуальной форме, что направлено на развитие абстрактного мышления.
Содержание занятий данного курса предполагает широкое применение различных форм их проведения. Такие, как: традиционный урок, личного соревнования или командного первенства, деловой игры, эстафеты, логического боя и другие. Это способствует каждому ученику проявить личностный потенциал, а учителю сбалансировать импульсивность поведения, поддерживать внимание и эмоциональную стабильность гиперактивных учащихся, а также развивать и воспитывать его интерес к учебно-познавательной и трудовой деятельности.
Активность учеников на занятиях данного курса может быть достигнута с помощью различных форм организации учебной работы:
Цели и задачи
Основная цель курса - развитие логического, математического и абстрактного мышления у учащихся первой и второй образовательной ступени обучения средствами логических задач. Достижению цели курса способствует выполнение следующих учебных задач:
Реализация данной программы курса по занимательной логике предполагает пропедевтическую подготовку учащихся к изучению основ формальной логики.
Объем материала данного курса рассчитан на 30 -32 часа.
Содержание программы
Загадки: на распознавание объектов по их существенным признакам, на установление соответствия между объектами окружающего нас мира; загадки-шутки; загадки-складки.
Головоломки:
Шарады - нахождения слов по их морфемам или буквенным частям.
Метаграммы - распознавания понятий по их признакам и правописание их имен.
Логогрифы - построение новых понятий путем замены одной (двух) букв в имени найденного понятия.
Анаграммы - на исключение одного понятия из рассматриваемого множества или отыскания понятия по признакам других.
Ребусы - разгадывание по определенным правилам слова или фразы изображенной в виде рисунков, букв или знаков.
Кроссворды - игровые задачи, в которых по установленным правилам заполняются фигуры из квадратиков. Основные типы кроссвордов:
Математические игры: на угадывания числа, на быстрый счет, на последовательность чисел, на таблицу сложения и умножения и другие.
Логические задачи: Кто виноват? Кто рыцарь, а кто лжец? Кто за кем? Кто мудрее?
Где клад? Как перелить, отмерить, взвесить и другие.
Требования к знаниям и умениям
Постановка факультативного курса по логике в классах первой и второй образовательной ступени обучения направлена на то, что школьник должен:
Знать:
Уметь:
Формы текущего и итогового контроля проводятся в виде логического боя или игр не менее двух за полугодие.
Примерное планирование занятий
№ занятия | Тема | Количество часов | Литература |
Первое полугодие | |||
1-2 | Задачи - шутки. Занимательные таблицы. | 2 | [8 ], [3] |
3-4 | Домино и таблица умножения ( 1уровнь). Составление слов по заданным правилам. | 2 | [1], [8], [9], |
5 | Обсуждение сказок учеников. | 1 | |
6-7 | Японские кроссворды: suduku , cross sums (1 уровнь) | 2 | [2], [9] |
8 | Японские кроссворды NoNo Grams( 1уровнь). | 1 | [2], [9] |
9-10 | Числовые ребусы на умножение , сложение, на деление чисел. Логический бой. | 2 | [3], [4], [1] |
11-14 | Числовые последовательности. Найди ошибку в рисунке. Определи и запиши число. | 4 | [4], [7], |
15 | Логический бой (новогодние головоломки) Геометрические софизмы и парадоксы | 1 | [3], [1], |
Второе полугодие | |||
16-18 | Сказочные головоломки: кто марсиане? путешествие по Марсу; проделки Джина | 3 | [6] |
19-20 | Чудеса и только. Логический бой (проделки Джина) | 2 | [6], [9] |
21-23 | Задачи о лгунах, на сообразительность, на однозначное соответствие, | 3 | [5 ], [7], |
24-25 | На установление порядка. Игры в логических задачах. | 2 | [5], [7], |
26-27 | Конкурсы: "слова и их значения", "сообрази и подсчитай". | 2 | [1], [3], |
28-29 | .Игра "Найдем виновного". Старинные логические задачи. Числовые ребусы (1 уровень сложности ). | 2 | [7 ], [1], |
30 | Итоговое занятие Логический бой. | 1 | [1], [9], |
Список рекомендуемой литературы: