Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание математики

Факультативный курс по занимательной логике

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 314

Баранова Маргарита Адольфовна, учитель математики

Решение логических задач со школьниками способствует развитию их логического мышления и формированию логической культуры, что необходимо для лучшего понимания и усвоения изучаемых предметов в школе.

Традиционно к логическим заданиям относят:

Направляющая проблема данного курса - это отбор и систематизация необходимого тематического материала, который широко представлен в учебно-методической литературе и периодической печати по занимательной логике. Так как реализация занятий по этому курсу в отдельно взятом классе предусматривает личностно-ориентированный подход с учётом как возрастные особенности, так и индивидуальные возможности каждого ученика.

Принципы отбора содержания и структурирования учебного материала предопределялись возможностью сочетать различные формы организации учебной работы и направленностью занятий на развитие личностных математических компетентностей.

Центральное место любого занятия - это максимальное участие и активность каждого ученика.

Как правило, предъявление материала (задачи) для учащихся первой образовательной ступени обучения дается на визуальной или на тактильной опоре (плакаты, модели, непосредственно объекты - палочки, монеты и т. п.), а для второй преимущественно в аудиовизуальной форме, что направлено на развитие абстрактного мышления.

Содержание занятий данного курса предполагает широкое применение различных форм их проведения. Такие, как: традиционный урок, личного соревнования или командного первенства, деловой игры, эстафеты, логического боя и другие. Это способствует каждому ученику проявить личностный потенциал, а учителю сбалансировать импульсивность поведения, поддерживать внимание и эмоциональную стабильность гиперактивных учащихся, а также развивать и воспитывать его интерес к учебно-познавательной и трудовой деятельности.

Активность учеников на занятиях данного курса может быть достигнута с помощью различных форм организации учебной работы:

Цели и задачи

Основная цель курса - развитие логического, математического и абстрактного мышления у учащихся первой и второй образовательной ступени обучения средствами логических задач. Достижению цели курса способствует выполнение следующих учебных задач:

Реализация данной программы курса по занимательной логике предполагает пропедевтическую подготовку учащихся к изучению основ формальной логики.

Объем материала данного курса рассчитан на 30 -32 часа.

Содержание программы

Загадки: на распознавание объектов по их существенным признакам, на установление соответствия между объектами окружающего нас мира; загадки-шутки; загадки-складки.

Головоломки:

Шарады - нахождения слов по их морфемам или буквенным частям.

Метаграммы - распознавания понятий по их признакам и правописание их имен.

Логогрифы - построение новых понятий путем замены одной (двух) букв в имени найденного понятия.

Анаграммы - на исключение одного понятия из рассматриваемого множества или отыскания понятия по признакам других.

Ребусы - разгадывание по определенным правилам слова или фразы изображенной в виде рисунков, букв или знаков.

Кроссворды - игровые задачи, в которых по установленным правилам заполняются фигуры из квадратиков. Основные типы кроссвордов:

Математические игры: на угадывания числа, на быстрый счет, на последовательность чисел, на таблицу сложения и умножения и другие.

Логические задачи: Кто виноват? Кто рыцарь, а кто лжец? Кто за кем? Кто мудрее?

Где клад? Как перелить, отмерить, взвесить и другие.

Требования к знаниям и умениям

Постановка факультативного курса по логике в классах первой и второй образовательной ступени обучения направлена на то, что школьник должен:

Знать:

Уметь:

Формы текущего и итогового контроля проводятся в виде логического боя или игр не менее двух за полугодие.

Примерное планирование занятий

№ занятия Тема Количество часов Литература
Первое полугодие
1-2 Задачи - шутки. Занимательные таблицы. 2 [8 ], [3]
3-4 Домино и таблица умножения ( 1уровнь). Составление слов по заданным правилам. 2 [1], [8], [9],
5 Обсуждение сказок учеников. 1
6-7 Японские кроссворды: suduku , cross sums (1 уровнь) 2 [2], [9]
8 Японские кроссворды NoNo Grams( 1уровнь). 1 [2], [9]
9-10 Числовые ребусы на умножение , сложение, на деление чисел. Логический бой. 2 [3], [4], [1]
11-14 Числовые последовательности. Найди ошибку в рисунке. Определи и запиши число. 4 [4], [7],
15 Логический бой (новогодние головоломки)

Геометрические софизмы и парадоксы

1 [3], [1],
Второе полугодие
16-18 Сказочные головоломки: кто марсиане? путешествие по Марсу; проделки Джина 3 [6]
19-20 Чудеса и только. Логический бой (проделки Джина) 2 [6], [9]
21-23 Задачи о лгунах, на сообразительность, на однозначное соответствие, 3 [5 ], [7],
24-25 На установление порядка. Игры в логических задачах. 2 [5], [7],
26-27 Конкурсы: "слова и их значения", "сообрази и подсчитай". 2 [1], [3],
28-29 .Игра "Найдем виновного". Старинные логические задачи. Числовые ребусы (1 уровень сложности ). 2 [7 ], [1],
30 Итоговое занятие Логический бой. 1 [1], [9],

Список рекомендуемой литературы:

  1. .Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности.- СПб.: Лань, МИК,1996.-126 с.
  2. Бодиком Д.Сборник Sudoku.- М. Эксмо, 2006. 448 с.
  3. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки.-5-е изд.. испр. -М.: Наука.
  4. Лихтарников Л.М Числовые ребусы.- СПб.: Лань, МИК, 1996. -125 с.
  5. Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи.- СПб.: Лань, МИК, 1996.-125 с.
  6. Мюриэл Мэнделл Сказочные головоломки, или Проделки сказочного джина.- М.:
  7. Олехник С. Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. 2-е изд., испр. - М.: Наука. Гл.ред..физ.-мат. Лит., 1988. -160 с. ISBN.