Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Спорт и здоровье детей

Программа учебной дисциплины Физическая культура для профессий начального профессионального образования на базе основного общего образования

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 171

Чащина Ирина Андреевна, руководитель физического воспитания

Пояснительная записка

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) на основании распоряжения Правительства РФ от 07.08.2009 №1101-р “Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года”, по профессиям начального профессионального образования: автомеханик, автослесарь, станочник, мастер ЖКХ, газосварщик, электромонтёр, лаборант-эколог, крановщик.

Программа разработана в соответствии с “Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования” (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).

Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека.

В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответствии со структурой двигательной деятельности, учебный предмет физической культуры структурируется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности).

Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Программа “Физическая культура” направлена на укрепление здоровья, повышение физического потенциала работоспособности обучающихся, на формирование у них жизненных, социальных и профессиональных мотиваций. Программа содержит теоретическую и практическую части. Теоретический материал имеет валеологическую и профессиональную направленность. Его освоение обеспечивает формирование мировоззренческой системы научно-практических основ физической культуры, осознание обучающимися значения здорового образа жизни и двигательной активности в профессиональном росте и адаптации к изменяющемуся рынку труда. Практическая часть предусматривает организацию учебно-методических и учебно-тренировочных занятий. Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях ПНО и СПО.

1. Паспорт программы учебной дисциплины “Физическая культура”

1.1. Область применения программы:

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям: автомеханик, автослесарь, станочник, мастер ЖКХ, газосварщик, электромонтёр, лаборант-эколог, крановщик.

Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях ПНО и СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к общеобразовательному циклу.

1.3. Цели и задачи дисциплины — требования к результатам освоения дисциплины.

Содержание дисциплины “Физическая культура” направлено на:

- развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

- сохранение и укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности, содействие правильному формированию организма;

- воспитание высоких морально – волевых и нравственных качеств, культурных навыков и этических норм поведения;

- воспитание у учащихся интереса и привычки к систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями;

- формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;

- подготовку к полноценной трудовой деятельности;

- подготовку к службе в ВС РФ;

- приобретение учащимися необходимых знаний по основам теории и методике организации физвоспитания и спортивной тренировки;

- подготовку учащихся к работе в качестве общественного инструктора, судьи по спорту.

Распределение учебного времени на изучение дисциплины “Физическое воспитание” осуществляется в соответствии с нагрузкой, предусмотренной планом учебного процесса для различных специальностей из примерного расчёта:

5% - теоретическая подготовка;

55% - учебно-тренировочная работа;

30% - профессионально – прикладная физическая подготовка и методико - практические занятия;

10% - контрольные испытания.

Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую дифференцированную информацию о степени освоения теоретических и методических знаний — умений о состоянии динамики здоровья, физического развития, психофизической и профессионально-прикладной подготовленности каждого учащегося.

Предусмотрена также самостоятельная работа учащихся по написанию рефератов, необходимых для закрепления теоретических знаний.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: (указано в каждом разделе содержания учебной дисциплины)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные понятия (ФК, спорт, физкультурник, спортсмен, физическое воспитание, физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое совершенство, физические упражнения);

- историю Олимпийского движения;

- какие качества лежат в основе выбора вида спорта.

- основные физические качества человека (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость);

- средства, методы и основные принципы физической подготовки

- воздействие на организм природных и социальных факторов внешней среды;

- взаимосвязь физической и умственной деятельности человека;

- влияние на организм физической активности в период напряжённых умственных нагрузок;

- физиологические процессы, обеспечивающие восстановление после утомления при физической и умственной работе;

- неблагоприятное влияние на организм гипокинезии и гиподинамики;

- средства ФК, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности;

- понятия: работоспособность, утомление, усталость;

- внешние признаки утомления при физическом труде.

- средства ППФП;

- какие виды спорта и физические упражнения способствуют развитию важных качеств в данной профессии.

- гигиенические требования к местам занятий, к одежде и обуви;

- профилактические мероприятия простудных заболеваний;

- методические правила предупреждения травм;

- восстановительные средства после тренировочных нагрузок, напряжённой умственной и производственной деятельности;

- виды лёгкой атлетики (ходьба, бег, метание, многоборья) и правила проведения соревнований;

- историю возникновения спортивных игр (волейбол, футбол, баскетбол);

- методику судейства и правила соревнований по спортивным играм и судейские жесты.

- особенности подбора лыжного инвентаря и снаряжения, правила подбора лыжной смазки и технику подготовки лыж к тренировкам и соревнованиям;

- теоретические сведения о технике лыжных ходов, технике преодоления спусков и подъемов, способах торможения и поворотов;

- основы методики самомассажа;

- методику проведения производственной гимнастики в заданных условиях;

- динамику своих результатов, антропометрических показателей.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 290 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 250 часов,

- самостоятельной работы обучающегося 40 часов.

2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 290
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 250
В том числе
Обучение на 1 курсе 119
Обучение на 2 курсе 114
Обучение на 3 курсе 17
Самостоятельная работа обучающихся (всего) 40
Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины.

Курс Всего Теорет.
подгот.
Лёгкая
атлетика
Волейбол Баскетбол Лыжная
подгот.
ППФП Контр.
тесты

1

119

4

26 20 16 26 17 10

2

114

2

26 20 16 20 22 8

3

17

2

2 2 2 7 2

3. Условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы дисциплины требует наличия материальной базы: спортивный зал, стадион, тренажёрный зал, а также спортивный инвентарь.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

В программе указан рекомендуемый список литературы

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка освоения результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных тестов, а также при выполнении учащимися индивидуальных заданий

Содержание учебной дисциплины

Раздел 1. Теоретическая подготовка по дисциплине “Физическое воспитание”

Тема 1.1. Физическая культура в профессиональной подготовке учащихся. Спорт в физическом воспитании учащихся.

Учащийся должен:

иметь представление:

- о целях и задачах предмета;

- о роли ФК и С в духовном воспитании личности;

- о спортивной квалификации;

- о видах спорта развивающих выносливость, силовые и скоростно-силовые качества.

знать:

- основные понятия (ФК, спорт, физкультурник, спортсмен, физическое воспитание, физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое совершенство, физические упражнения);

- историю Олимпийского движения;

- какие качества лежат в основе выбора вида спорта.

Тема 1.2. Физические способности человека. Основы физической и спортивной подготовки.

Учащийся должен:

иметь представление:

- о методике обучения двигательным навыкам;

- о связи выносливости с состоянием сердечно – сосудистой и дыхательной системами;

- в каких видах спорта проявляются различные качества “наилучшим образом”.

знать:

- основные физические качества человека (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость);

- методы развития физических качеств;

- виды подготовки в спортивной тренировке (теоретическая, техническая, тактическая, волевая);

- тренировочные принципы в процессе спортивной подготовки.

уметь:

- составить дневник самоконтроля;

- составить план утренней зарядки;

- оценить свою физическую подготовленность.

Тема 1.3. Социально-биологические основы ФК и С.

Учащийся должен:

иметь представление:

- о социально-биологических факторах ФК;

- о строении тела человека, его тканях, органах и физических системах;

- о физических характеристиках состояний организма при занятиях физическими упражнениями и спортом (предстартовое состояние, врабатывание);

- о биологических ритмах человека.

знать:

- воздействие на организм природных и социальных факторов внешней среды;

- взаимосвязь физической и умственной деятельности человека;

- влияние на организм физической активности в период напряжённых умственных нагрузок;

- физиологические процессы, обеспечивающие восстановление после утомления при физической и умственной работе;

- неблагоприятное влияние на организм гипокинезии и гиподинамики;

- средства ФК, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности;

- понятия: работоспособность, утомление, усталость;

- внешние признаки утомления при физическом труде.

уметь:

- оценить работоспособность;

- применить и оценить результаты функциональной пробы.

Тема 1.4. Профессионально-прикладная физическая подготовка.

Учащийся должен

иметь представление:

- об условиях труда;

- о характере труда и режиме труда;

- о характере утомления при различных формах труда (физическое, нервное, общее).

знать:

- средства ППФП;

- психофизические качества, являющиеся ведущими в профессии данного учащегося;

- какие виды спорта и физические упражнения способствуют развитию важных качеств в данной профессии.

уметь:

- составить комплексы производственной гимнастики для конкретной профессии.

Тема 1.5. Профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия в процессе занятий физическими упражнениями. Основы здорового образа жизни.

Учащийся должен

иметь представление:

- о резервах организма;

- о правильном питании;

- о правильной организации режима трудоустройства;

- о роли двигательной активности в здоровом образе жизни.

знать:

- понятие “здоровье”;

- дурные привычки и их воздействие на организм;

- гигиенические требования к местам занятий, к одежде и обуви;

- профилактические мероприятия простудных заболеваний (закаливание);

- методические правила предупреждения травм;

- восстановительные средства после тренировочных нагрузок, напряжённой умственной и производственной деятельности (гидропроцедуры, массаж, самомассаж, физические средства).

Тема 1.6. Теоретические основы лыжного спорта.

Учащийся должен

иметь представление

- о разновидностях лыжного спорта

- о различных лыжных ходах

- о различных способах спуска, подъёма и торможения на лыжах

- о подборе и подготовке лыжного инвентаря к учебно-тренировочным занятиям и соревнованиям

знать:

- технику безопасности при проведении занятий на лыжах

- основы правил личной гигиены при занятиях на лыжах

- принципы подбора лыжного инвентаря

Раздел 2. Учебно-тренировочные занятия.

Тема 2.1. лёгкая атлетика.

Учащийся должен

знать:

- виды лёгкой атлетики (ходьба, бег, метание, многоборья);

- средства подготовки (физические упражнения: основные, подводящие, общеразвивающие, специальные, вспомогательные);

- методы подготовки (целостный, расчленённый, равномерный, переменный, контрольный и соревновательный);

- основные принципы подготовки (всесторонности, систематичности и постепенности, доступности, наглядности, сознательности, активности);

- виды подготовки (физическая, тактическая, техническая, морально – волевая, теоретическая);

- правила соревнований по л/а.

уметь:

- выполнить низкий старт в беге на короткие дистанции, стартовый разгон, бег по дистанции;

- выполнять высокий старт в беге на средние и длинные дистанции, бег по дистанции;

- выполнять финиширование;

- выполнять метание мяча и гранаты с разбега (создание начальной скорости движения снаряда, что достигается бегом с ускорением, поворотом или скачком – финальное усилие – сохранение устойчивого положения).

Тема 2.2. Волейбол.

Учащийся должен

знать:

- историю возникновения игры в волейбол;

- правила игры в волейбол;

- методику судейства соревнований и судейские жесты.

уметь:

- выполнять стойку, прыжки и передвижения;

- выполнять верхнюю и нижнюю передачи мяча двумя руками;

- выполнять нижнюю и верхнюю прямые подачи, приём мяча снизу двумя руками;

- выполнять нападающий удар;

- выполнять блокирование и приём мяча;

- действовать в составе команды при игре в нападении со второй передачи.

Тема 2.3. Баскетбол.

Учащийся должен

знать:

- историю возникновения игры в баскетбол;

- современные правила игры в баскетбол;

- методику судейства соревнований по баскетболу, судейские жесты.

уметь:

- выполнить передвижения, остановки, повороты, стойки;

- выполнять передачи мяча на месте различными способами и в движении;

- выполнять ведение мяча правой и левой рукой без зрительного контроля, переводы мяча перед собой, поворотом, за спиной;

- действовать при личной защите и системе зонной защиты;

- выполнять обманные движения на месте и на ведении;

- выполнять заслоны и знать способы противодействия им (отступание, переключение, проскальзывание);

- действовать в составе команды в системах нападения быстрым прорывом и при позиционной игре.

Тема 2.4. Лыжная подготовка.

Учащийся должен

знать:

- особенности подбора лыжного инвентаря и снаряжения;

- технику безопасности при занятиях лыжным спортом и основы оказания первой помощи при травмах и обморожении;

- правила подбора лыжной смазки;

- теоретические сведения о технике лыжных ходов, технике преодоления спусков и подъемов, способах торможения и поворотов.

уметь:

- подготовить лыжный инвентарь и экипировку к занятиям (подбор лыж и палок, одежды, нанесение смазки в зависимости от погодных условий);

- передвигаться на лыжах с использованием различных классических и коньковых ходов;

- преодолевать подъемы и спуски на лыжах различными способами.

Раздел 3. Профессионально-прикладная физическая подготовка и методико-практические занятия.

Учащийся должен:

знать:

- основы методики самомассажа;

- методику самостоятельного усвоения отдельных элементов ППФП;

- методы релаксации в УТ занятиях;

- методику проведения производственной гимнастики в заданных условиях;

- методику составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями с гигиенической и тренировочной направленностью;

- основы методики судейства по выбранному виду спорта.

уметь:

- проводить рабочую и специальную разминку в УТ занятиях;

- оценить свою работоспособность, усталость, утомление и применить средства ФК для их направленной коррекции;

- осуществить контроль за функциональным состоянием организма;

- выполнять действия в строю (построение, перестроение, смыкание, размыкание, повороты на месте и в движении, повороты в шеренге, строевой шаг и т.д.);

- работать с отягощениями, выполнять рывок, толчок, жим при работе со штангой и гирей.

Самостоятельная подготовка

По разделу 1. Написание и защита рефератов по темам “ФК и С” (приложение 1).

По разделу 2. Изучение истории возникновения и развития видов спорта. Форма контроля: собеседование и написание конкурсных рефератов. Самостоятельные занятия общей физической подготовкой в домашних условиях.

По разделу 3. Самостоятельное изучение и конспектирование различных методик определения работоспособности, усталости, утомления, функционального состояния организма, самомассаж и т.д. Самостоятельное разучивание строевых приёмов, занятия ОФП. Форма контроля: собеседование, умение применить методические приёмы, даваемые на уроках и самостоятельное изучение, на практике.