Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание литературы

Урок литературы в 6-м классе Тесный круг друзей моих

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 425

Никифорова Вера Владимировна, учитель русского языка и литературы

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (63,64 МБ)


Цели:

Оборудование:

Предварительная подготовка:

За две недели до урока класс был разделен на группы, и каждой было дано творческое задание.

Презентация.

Ход урока

Звучит музыкальный отрывок Чайковский П.И. "Времена года" (Октябрь)

1. Слово учителя.

- Сегодня у нас не обычный урок, а открытый. Это значит, у нас много гостей, которых мы рады видеть. Мне интересно, с каким настроением вы сегодня пришли на урок. У вас на партах лежат листочки клена, поднимите тот, цвет которого соответствует вашему настроению. Зеленый - комфортно, желтый - волнуетесь.

Конечно, вы волнуетесь, это понятно. Но посмотрите, как красиво стало у нас в классе. Пришла настоящая золотая осень.

- Начать сегодняшний урок я хочу тоже необычно, пусть это сделают девочки.

Девочки поют начало романса на стихи Пушкина

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.

- Ребята, как вы думаете, кто автор стихов, которые сейчас прозвучали?

- Почему стихи именно этого автора звучат сегодня? О ком у нас пойдет речь на уроке?

2. Запись в тетради А.С. Пушкин (1799-1837)

-У Игоря Северянина есть такие строки:

Есть имена, как солнце!
Имена - как яблони в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена. (Слайд 2)

Солнечное имя поэта сопровождает нас всю жизнь. И в определенные моменты у нас возникают различные ассоциации, связанные с этим именем. А у вас с чем или с кем ассоциируется имя Пушкина? Об этом вы должны были подумать дома, творчески подойти к заданию. Что же у вас получилось?

А) ассоциации, связанные с творчеством поэта, его сказками, героями;

Б) Ассоциации, связанные с любимым временем года поэта - осенью (букет любимому поэту);

В) Ассоциации, связанные со стихами поэта, чтение своих стихов, написанных под влиянием великого поэта.

3. - Ребята, а вы хорошо знаете биографию поэта? С каким периодом жизни поэта вам хотелось бы познакомиться поподробнее? Почему? ( Пушкин лицеист ваш ровесник, интересно узнать, как учились тогда, как жили лицеисты, о чем думали)

- Ваши желания совпадают с темой нашего урока.

Тему нашего урока обозначим поэтической строкой "Тесный круг друзей моих" (слайд 3-4)

Мы познакомимся с друзьями поэта, его жизнью, учебой.

И вопрос, на который должны будем ответить: " Какова роль лицейского периода в жизни Пушкина?" (слайд 5)

4. Лицей (слайд 6)

- В 1811 году Пушкину исполняется 12 лет. Родители задумались о продолжении обучения сына.

Знакомый семьи Пушкиных Александр Иванович Тургенев сообщил, что открывается новое учебное заведение- Лицей. Учредителем лицея был Александр 1. Все , начиная с самого названия, в лицее было необычным. Прообразом Царскосельского лицея послужил лицей греческий, который был основан Аристотелем в 335 году до нашей эры и располагался в городе Лике недалеко от Афин. В прекрасных садах Ликеи профессора вели научные беседы со своими учениками. Царскосельский лицей должен был стать продолжателем славных традиций античного лицея.

Лицей в Царском селе должен стать привилегированным учебным заведением, в котором должны были учиться дети дворян, которые по окончании учебного заведения должны были служить отечеству. Не случайно девизом лицея стали слова "Для общей пользы". По уровню знаний лицей приравнивался к университету.

Дядя Пушкина, Василий Львович, везет племянника в Санкт-Петербург.

Пушкин выдерживает вступительные экзамены и в числе 30 мальчиков зачислен в лицей. Открытие Лицея проходило в торжественной обстановке 19 октября 1811 года. На открытии присутствовали император Александр 1, воспитанники, преподаватели, родственники. Все очень волновались. Выступал директор лицея Малиновский, профессор Кошанский представил воспитанников Александру 1. Больше всего воспитанникам запомнилась пламенная речь профессора Куницына. Затем все вместе пошли осматривать учебное заведение.

- Ребята, а вы были в лицее? А хотели бы?

Давайте представим себе, что у нас есть машина времени . Мы перенесемся в Царское село, в лицей. А познакомиться с Лицеем нам поможет экскурсовод Паршин Тимур.

Экскурсия по Лицею. Презентация. (слайды 7-15)

Понравилось вам? А хотели бы вы учиться в таком заведении?

- Попутно, ребята, мы будем составлять план и записывать ключевые слова. Это поможет вам при подготовке домашнего задания.

- Как бы вы озаглавили этот этап урока?

Лицей.

Ключевые слова: передовое учебное заведение, простота, разнообразие предметов, занятость учеников. (слайд 16)

Дружба.

-Лицей - это закрытое учебное заведение. Мальчики в течение 6 лет жили практически безвыездно. Учебный год начинался 1 августа. А заканчивался 1 июля. Каникулы были одни с 1 июля по 1 августа. Родственники могли их навещать только по праздничным дням.

Мальчики все время проводили вместе, подружились. Возникло чувство товарищества, братства.

В начале жизни школу помню я.
Там нас, детей беспечных, было много.
Неровная и резвая семья!

Кто же входил в эту семью? С кем Пушкин был особенно близок?

Представление друзей. Презентация. ( слайды 17-23)

Доклад

- В стихотворении "19 октября" Пушкин пишет:

Друзья мои, прекрасен наш союз.
Он как душа, неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.

- Как вы понимаете эти строки?

Для Пушкина - это не просто дружба, это союз, это навсегда, навечно.

- А для вас, что такое дружба, ценна ли она так же?

- А что думают по этому поводу лицеисты? Презентация. (Слайд 24)

- А совпадают ли ваши мнения с народной мудростью? Мы недавно изучали пословицы. Вспомните их.

- Ребята. Что объединяет все мнения о дружбе?

Да, дружба - это величайшая ценность. И если у вас есть настоящий друг, берегите его.

Как мы озаглавим этот этап урока? ДРУЖБА.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Родство, товарищество. Братство., верность. (Слайд 25)

ТВОРЧЕСТВО.

- Для Пушкина лицейский период - это время активного поэтического творчества, поисков себя.

В те дни во мгле дубравных сводов
Близь вод, текущих в тишине,
В углах лицейских переходов
Являться муза стала мне.

Всеобщую известность и признание получил поэтический дар поэта 8 января 1815 года. Был публичный переводной экзамен по русской словесности. Присутствовали все преподаватели, родственники, воспитанники, но самое главное, все с нетерпением ждали корифея русской литературы 18 века Державина. Больше всех волновался Пушкин. Специально для экзамена он написал стихотворение "Воспоминания в Царском селе". И вот этот момент настал.

Юрий Тынянов так описывает это событие в своей книге "Кюхля".

У вас на столах есть распечатка этого отрывка. Давайте прочтем ее.

- Какие чувства испытывают герои?

"Державин тебе лиру передает"- оказались пророческими. К юному Пушкину пришла известность и поэтическая слава. А было ему всего 15 лет. Этот момент Пушкин помнил всю свою жизнь. И в романе "Евгений Онегин" он так о нем вспомнит: "Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил".

Как озаглавим этот этап урока?

Пушкин - начинающий поэт. (Слайд 26)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: поэтический дар, талант бесценный, первый успех.

5. Преподаватели. (Слайд 27)

- Конечно, воспитанники лицея многого достигли, благодаря своим талантам, дарованиям, трудолюбию. Но огромную роль в развитии своих воспитанников сыграли преподаватели лицея.

СООБЩЕНИЕ.

Воспитание в лицее возлагалось на 6 профессоров, священнослужителя, двух адъютантов, и шестерых учителей для изящных искусств и гимнастических упражнений.

Пушкину особенно запомнились Куницын - читавший нравственные и политические науки, Кошанский - преподаватель латинской и российской словесности, Галич - знаток древнего и нового искусства, де Будри знакомил лицеистов с французской словесностью, Карцев - профессор математических и физических наук.

Занятия проходили по-разному. Пушкин не любил математики, поэтому часто можно было наблюдать такую картину:

(Сценка разыгрывается) Профессор Карцев вызывает Пушкина к доске.

- Подите Пушкин к доске и решите алгебраическую задачу.

Пушкин идет к доске, долго стоит, что-то пишет.

- Решайте, голубчик Пушкин, решайте.

Что же вышло, чуму равен икс?

- Нулю.

У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите свои стихи.

Совсем по-другому проходили уроки словесности.

Однажды лекция профессора Кошанского закончилась чуть ранее, и он предложил своим ученикам описать розу стихами. Ни у кого ничего не получалось, а Пушкин за 15 минут написал стихотворение, которое позже было положено на музыку. (Звучит романс "Роза" в исполнении И.Козловского) (слайд 28)

Все преподаватели с пониманием относились к таланту юного поэта.

- Пушкин навсегда в своем сердце сохранил благодарность своим преподавателям. И в стихотворении "19 октября" он пишет такие строки:

Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию - и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

КАК НАЗОВЕМ ЭТОТ ЭТАП УРОКА? (Слайд 29)

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ЛИЦЕЯ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: УВАЖЕНИЕ, ПРОЧНЫЕ знания, независимость суждений, благодарность.

6. Окончание Лицея.

- Шесть лицейских лет пролетели совершенно незаметно.

Промчались годы заточения:
Недолго, мирные друзья.
Нам видеть кров уединения
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порога
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых юных дум.
("Товарищам" 1817 год)

9 июня 1817 года Пушкин и его товарищи прощались с лицеем. Выпуск был тих и скромен. В последний раз лицеисты собрались в полном составе в актовом зале.

Здесь им были вручены медали и свидетельства об окончании лицея. А.С.Пушкин получает такое свидетельство (слайд 30)

По-разному сложились судьбы лицеистов, но день 19 октября стал заветным. По возможности они собирались в этот день вместе.

В 1825 году Пушкин не смог присутствовать на праздновании очередной годовщины, но он пишет своим друзьям стихотворение "19 октября". В нем есть такие строки:

Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: на целый мир чужбина,
Отечество нам Царское село.

До конца жизни поэт оставался верен лицейскому братству, тесному кругу друзей своих.

И как хочется, чтобы и вы так могли сказать о нашей школе, и с благодарностью вспоминали время, проведенное здесь.

О чем мы сейчас говорили? Какие ключевые слова запишем? (слайд 31)

7. Окончание лицея.

Грусть, верность лицейскому братству.

8.

- Ребята. В начале урока был задан вопрос, давайте вернемся к нему и попытаемся ответить КАКОВА РОЛЬ ЛИЦЕЙСКОГО ПЕРИОДА В ЖИЗНИ ПОЭТА? (слайд 33)

Вывод: именно в этот период формируется личность поэта, проявляется его поэтический талант.

Ребята, как вы поняли тему урока? О каком тесном круге шла у нас речь на уроке? А если посмотреть на тему шире? Я думаю, что все мы любим творчество великого поэта и тоже хотели бы быть в тесном кругу друзей его.

9. Домашнее задание.(слайд 34)

Для всех : Стр. 48-54 (пересказ по плану)

На выбор: Решить тест или написать мини-сочинение

"Мой лучший друг"

10. А.С. Пушкин всегда хотел вернуться в царское Село. Это ему удалось. В 1899 году Пушкину там был поставлен памятник. (Слайд 35)

11. Ребята, а зачем нам изучать творчество и биографию поэта?

Закончите предложение:

- Для меня Пушкин - это:(слайд 35) Дети пишут на интерактивной доске.

- Я думаю, все ваши высказывания уместились в коротких, но емких по сути словах А.Григорьева: "Пушкин - это наше все" (Слайд 36)

Спасибо за работу. Оценки получают все, кто работал у доски.

Вы сейчас пойдете с урока, изменилось ли ваше настроение?

Поднимите листочки, которые соответствуют вашему настроению. (Все дети поднимают зеленые листочки)

- В наши сердца вновь вернулась весна. Так будет всегда, когда вы вспомните имя Пушкина.