Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся. Это одна из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:
Здоровье – первая и основная потребность человека, обеспечивающая гармоничное развитие личности и возможность ее самореализации.
Программа развития ГБОУ СОШ № 997 “Формирование ключевых компетенций учащихся” предусматривает пять ключевых направлений развития, одно из которых “Безопасность и здоровье участников образовательного процесса”. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является подпрограммой Программы развития школы.
Цель: формирование у педагогов, учащихся и их родителей идеологии здоровья как жизненной необходимости.
Основные задачи:
– обновление содержания и технологий образования, позволяющих уменьшить психоэмоциональные нагрузки участников образовательного процесса;
– формирование у участников образовательного процесса идеологии здоровья как жизненной необходимости;
– организация мониторинга здоровья и физического развития, интеграция различных специалистов в рамках мониторинга
Планируемые результаты:
Сформированность у обучающихся представления о
Приобретений умений:
Получение представлений о:
В конечном итоге: принятие обучающимся на себя ответственности за свое здоровье
Факторы, негативно влияющие на состояние обучающихся:
Средства формирования безопасного и здорового образа жизни:
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения:
2.
Использование возможностей УМК в образовательном процессе. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК, обеспечивающих гигиеническую рациональность уроков, содержание которых отражает решение проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
4.
Система физкультурно-оздоровительной работы:5. Реализация дополнительных образовательных программ.
В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы , направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые предусматривают разные формы организации занятий.
6. Просветительская работа с родителями.
Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:
Здоровьесберегающие технологии | Мероприятия |
Формирование компетентности педагогов в вопросах здоровьесберегающих технологий. | Подбор материалов по тематике из Internet. Подбор литературы по тематике здоровьесберегающих технологий. Обеспечение информацией учителей школы. |
Обсуждение проблем профилактики гиподинамии у учащихся. Внесение необходимых корректировок в проведение соответствующих мероприятий. | |
Семинары по теме: “Здоровьесберегающие технологии” для учителей. | |
Индивидуальные консультации учителей по вопросам ЗСбТ | |
Технологии обеспечения здоровьесберегающих условий образовательного процесса | Поддержание чистоты в помещениях школы и на прилегающей территории. |
Контроль уровня освещенности учебных кабинетов. | |
Обеспечение учебных кабинетов питьевой водой. | |
Соблюдение режима проветривания учебных кабинетов. | |
Соблюдение температурного режима в учебных помещениях. | |
Размещение учащихся в классе (по удаленности от доски) в соответствии с медицинскими рекомендациями. | |
Регулярно (1 раз в 2 месяца) изменение посадки учащихся в зависимости от удаленности от источника естественного освещения. | |
Ограничение предельного уровня учебной нагрузки, исключающего наступление переутомления учащихся. | |
Контроль допустимой нагрузки учащихся при выполнении домашних заданий. | |
Контроль организационно-гигиенических условий образовательного процесса. | |
Организация УВП с применением модульных каникул, триместров. | |
Контроль гигиенической рациональности организации уроков. | |
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности | Контроль соблюдения учащимися Правил поведения в помещении школы и на прилегающей территории. |
Мероприятия по профилактике травматизма при проведении учебных занятий по физкультуре и спортивных мероприятий. | |
Обеспечение соблюдения правил техники безопасности учащимися в кабинетах обслуживающего труда, физики, химии спортзале. | |
Контроль организации работы групп продленного дня в отношении профилактики травматизма. | |
Изучение учащимися основ ОБЖ посредством интегрирования данного предмета согласно учебным программам. | |
Контроль поведения учащихся во время перемен. | |
Физкультурно-оздоровительные технологии | Проведение физкультминутки перед началом учебных занятий. |
Проведение динамической паузы во время уроков. | |
Организация и проведение динамической паузы. | |
Организация и проведение динамического часа в группах продленного дня. | |
Организация и контроль посещения учащимися бассейна. | |
Спортивные соревнования, кроссы, праздники. | |
Медико-оздоровительные технологии | Плановые прививки учащихся. |
Прививки сотрудников школы от гриппа. | |
Медицинский осмотр учащихся на наличие/отсутствие педикулеза. | |
Диспансеризация учащихся. | |
Диспансеризация учителей. | |
Организация уроков физкультуры с учетом групп здоровья учащихся. | |
Работа медкабинета школы | |
Беседы, лекции, круглые столы по вопросам здоровья и гигиены, проводимые сотрудниками мед. учреждений | |
Работа логопедической группы. | |
Экологические здоровьесберегающие технологии | Благоустройство школьной территории. |
Создание релаксационных зон (“зеленых” зон) в классах и других помещениях школы. | |
Включение в план внеклассных мероприятий посещение парковых зон, ботанических садов и т.п. | |
Рассмотрение вопросов гармоничного отношения с природой в учебной и внеучебной деятельности. | |
Укрепление психологического здоровья. | Проведение психологического тестирования на уровень подготовки к школе первоклассников. |
Работа психологов по запросам учащихся. | |
Работа психологов по запросам учителей. | |
Работа психологов по запросам родителей учащихся. | |
Применение проектных технологий в образовательном процессе. | |
Мониторинги здоровья учащихся | Распределение учащихся по группам здоровья. |
Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся (общероссийский) | |
Саногенетический мониторинг | |
Скрининг – диагностика. |
Критерии оценки реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
№ | Критерий | Показатели | Измерители |
Наличие в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью).
| Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу. | Анкетирование. Наблюдение школьной мед.службы. Результаты мед.осмотров. Количество дней пропущенных по болезни. | |
Установка на использование здорового питания.
| Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу. | Анкетирование. Наблюдение за питанием в школе и дома. | |
Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей. | Отрицательная динамика уровня заболеваемости опорно-двигательного аппарата (исключая заболевания органического генеза, травматического характера). | Анкетирование. Учет времени на занятия физкультурой. | |
Развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. | Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу. | Анкетирование. Наблюдение. | |
Применение рекомендуемого врачами режима дня. | Положительная динамика в выполнении рекомендаций врача | Анализ выполнения рекомендаций. Наблюдение. | |
Знание негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания). | Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу. | Анкетирование. | |
Становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ. | Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу. | Анкетирование. Наблюдение. | |
Потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья. | Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу. | Анкетирование. | |
Развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены. | Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу. | Анкетирование. |