Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Спорт и здоровье детей

Современные подходы к физическому воспитанию девушек 10–11-х классов

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 170

Куценко Ирина Павловна, учитель физической культуры

Увеличение двигательной активности является одной из наиболее важных проблем физического воспитания школьников.

Одна из основных задач, которую необходимо решать, оптимизация физического воспитания старших школьников – индивидуализация и дифференциация физических нагрузок, поскольку в каждом классе могут быть учащиеся, обладающие различным уровнем физической подготовленности, следовательно, и oбьём предлагаемой нагрузки должен быть индивидуальным.

Предлагаемые программы по физическому воспитанию опираются на исследования детей различного школьного возраста. Вместе с тем встаёт вопрос: что лучше для практики физкультурного образования учащихся старших классов: наличие единой и обязательной к исполнению учебной программы по физической культуре на всей территории России или различные программы, содержание которых построено исходя из условий общеобразовательного учреждения. Учебно-материальная база должна обеспечить полное выполнение школьного программного материала – организацию и проведение уроков, физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного и продлённого дня, внеклассную и спортивно-массовую работу.

В нашей школе вышеизложенные проблемы решаются через личностно-ориентированное образование учащихся.

С целью изменения средств школьной программы, а также с целью формирования интереса к уроку физической культуры у старшеклассниц мы включили в программу новый вид физических упражнений – оздоровительную аэробику.

Данный вид двигательной активности способствует расширению диапазона выбора средств физической культуры и представляет новые формы физических упражнений в условиях общеобразовательных учреждений.

В соответствии с поставленной целью уроков было выдвинуто предположение, что система физического воспитания, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей старшего школьного возраста, повышение уровня физической подготовленности и функциональных возможностей учениц будет достаточно эффективной при условии реализации ряда принципиальных установок:

Во всех классах по окончании курса аэробики проводится конкурс, где учащиеся реализовывают себя в познании физкультурной деятельности с опорой на склонности и интересы, возможности и способности.

В классах, где проходят занятия с аэробикой, мы используем разнообразные формы и метода организации учебной деятельности, создаём атмосферу заинтересованности, где каждая ученица принимает участие в конкурсе в той номинации, которая ей более приемлема.

В ходе проведения уроков мы учитываем: стремление учащихся находить свой способ работы, анализировать способы работы других учащихся, а также выбирать и осваивать наиболее рациональные. Здесь же изучаем влияние различных двигательных режимов на показатели здоровья с учётом индивидуальных адаптационных возможностей. Кроме того, в этих классах разработан и внедрён комплекс здоровьесберегающих педагогических технологий, направленных на формирование потребности в индивидуальном здоровье детей старшего школьного возраста через систему мер воспитательно-образовательного процесса в школе.

В результате исследований:

Анализ итоговых результатов выявил достоверно значимые межгрупповые изменения по некоторым показателям у учащихся экспериментальных групп относительно контрольной. У девушек, среди показателей физического развития, достоверный прирост относительно контрольной группы выявлен в частоте сердечных сокращений (ЧСС), (Р< 0,05). Это объясняется включением в данную программу упражнений выраженной аэробной направленности по сравнению со школьной программой обучения. В экспериментальной группе 1 (10 класс) и контрольной группе 1 (10 класс) межгрупповые различия не выявлены на начало эксперимента. Внутригрупповые различия по ЧСС наблюдались в экспериментальных группах 10 и 11 классов.

В показателях роста, веса достоверных различий не выявлено, что по-видимому объясняется значительной их консервативностью, детерминированной генетическими и средовыми факторами.

Выявленные изменения соответствуют характеру применяемых в данных программах средств физического воспитания, которые носили выраженную тренирующую и оздоровительную направленность, с учётом индивидуальных двигательных возможностей учащихся, а также с применением учащимися экспериментальных групп значительно большего объёма дыхательных упражнений по сравнению с испытуемыми контрольной группы.

В показателях силовой выносливости мышц живота (поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 сек, руки за головой) произошли достоверные изменения у девушек экспериментальных групп.

Такой прирост наблюдается в связи с высоким тренировочным воздействием аэробики на мышцы брюшного пресса, которой девушки экспериментальной групп занимались на 34 уроках физической культуры во 2 и 3 четвертях. Также достоверные различия выявлены у девушек, которые занимались 4 раза в неделю аэробикой.

Следует отметить, что у старшеклассниц, занимающихся по общеобразовательной пpограмме, не произошло достоверных изменений в данном показателе.

В наклоне вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке, характеризующим гибкость, достоверные различия выявлены только в экспериментальных группах.

В экспериментальных группах к концу педагогического эксперимента произошёл достоверный внутригрупповой прирост по следующим показателям: прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 сек, руки за головой, бег 2000 м, бег 30 м (Р<0,05–0,001).

Такая динамика показателей в экспериментальных группах обусловлена на наш взгляд комплексным воздействием разработанной программы на физические качества учащихся, а также приобщением их к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, активному отдыху, увеличением количества учащихся посещающих факультативы и спортивные секции.

Таким образом, выявленный достоверный межгрупповой и внутригрупповой прирост показателей физической подготовленности и показателей функциональных систем организма свидетельствует о высокой эффективности программы по аэробике для девушек 10–11-х классов.

Потребностно-мотивационный и системный подход к реализации вариативной части программы по физической культуре средствами аэробики для девушек, позволяет оптимизировать процесс физического воспитания старших школьников.