Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Роль природных зон в жизни людей

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 392

Сорокина Наталья Павловна, учителя географии

Цель урока: проследить и выявить причины влияния природных зон на жизнедеятельность человека.

Оборудование:

Эпиграф к уроку:

В очарованьи русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна
С утра обремененная заботой
Трудом реки, работами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас не очарованных людей

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя: На электронную почту школы пришло письмо от Всемирного фонда дикой природы (WWF). Фонд просит предоставить информацию о роли природных зон России на жизнь и деятельность человека.
Что вы знаете об этом фонде?
Когда он образовался? 11 сентября 1961 года в Швейцарии (в России с 1988).
С какой целью? Сохранение биологического разнообразия Земли.
Когда начал работать в Москве? В 1994 году.
Вы готовы вступить в этот фонд?
Давайте попробуем.
В приложении к письму принесли ценную бандероль с 5 пустыми портфолио и заданиями от фонда.
Для выполнения задания разобьемся на группы.

Учащиеся пересаживаются по группам.

– Вспомните, что такое природная зона?
– Как происходит смена природных зон?

1 задание: на вашем столе лежит контурная карта России и карточки с заданиями.

Карточки

1) Суровость климата (зима очень холодная, суровая, лето – холодное, средняя температура июля около 00С), льды, снег (и зимой, и летом), айсберги, полярная ночь, ураганные ветры, полярное сияние, летом – полярный день.

2) Полярный день и полярная ночь, снежный покров маломощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников, кустарничков). Много перелетных птиц летом. Типичные животные лемминги, песцы, северные олени, полярные совы.

3) Эта природная зона занимает самую большую площадь. Средняя температура января достигает до – 400С. Почвы подзолистые. В природной зоне деревья образуют 1 ярус. Мало певчих птиц. Деревья более холодоустойчивы. Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц. Древесина – главное богатство этой зоны. В зоне много болот.

4) Природная зона имеет более разнообразный растительный состав. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные. Средняя температура января от – 4 до – 160 С. Эта зона отсутствует в Сибири.

5) Ровная, словно скатерть, расстилается необъятная равнина. Весной появляются растения-эфемеры. Среднегодовая температура от +3 до +10 С. Осадков за год выпадает от 300 до 500 мм. Часты засухи. Реки маловодны. Формируются самые плодородные почвы.

6) Расположена на юго-востоке Русской равнины. Климат континентальный. Осадков выпадает 300 – 200 мм. Лето жаркое. Высокое испарение с поверхности почвы приводит к засолению почв. Почвы каштановые и бурые. Растет на таких почвах полынь и типчак.

Ваша задача: прочитать описание природных зон, определить, где на карте России они расположены и приклеить на к/к.

Взаимопроверка: в группе участники по часовой стрелке передают друг другу выполненное задание. Учащиеся зачитывают задание и сверяют правильность выполнения с доской, ставят оценку (от 0 до 5). Затем вкладывают в портфолио.

Делаем вывод по заданию: В каких природных зонах располагается Россия?

2 задание (устное)

– Обратите внимание на доску и прокомментируйте термины, что они означают.
– Каждому участнику группы необходимо дать объяснение одному понятию. Если у участников группы нет ответа, отвечает другая группа.

1. Комфортность
2. Пыльные бури
3. Ягель
4. Лиственница
5. Лесополосы
1. Чернозем
2. Многолетняя мерзлота
3. Уссурийская тайга
4. В.В.Докучаев
5. Панты
1. Чукчи
2. Вегетационный период
3. Стелящиеся растения
4. Светлохвойные леса
5. Полярная ночь

3 задание

Отражение природы в фольклоре людей

Тундра

Лесная зона

Степь

Сажай лес в поле – будет хлеба боле

Пустыня

Вывод: люди складывают поговорки и пословицы, загадки из окружающего мира. Природа напрямую влияет на фольклор той местности, где проживает данный народ.

4 задание

Назовите основные причины разнообразия природных зон в России?
Возьмите зеленые листы.
Каким природным зонам подходит данные показатели, подпишите их и напротив каждой поставьте кружок: зеленый, если комфортные условия и красный, если дискомфортные условия.

Таблица 1

Природная зона

t, июля

t, января

К увл.

Комфортные условия

Дискомфортные условия

до + 12о

до – 48о

3

до + 20о

до – 32о

1,3

до + 24о

до – 16о

1

до + 28о

до – 8о

0,8

до + 43о

до – 34о

<0,3

Взаимопроверка.

Вывод: Что является комфортными условиями?
Комфортность климатических условий определяется набором условий, благоприятных для жизнедеятельности человека.
Какая природная зона самая комфортная для проживания людей?

Физминутка:

– Чтобы мы тоже чувствовали себя комфортно, немного разомнемся. Музыка – 1 мин.

5 задание

По карте плотность населения в атласе установите соответствие, какая территория наиболее заселена?

– Возьмите розовые листы.

Из приведенного списка городов в таблице 2, определите по карте уровень комфортности проживания в них людей с точки зрения природных условий.

Таблица 2

Природная зона

Уровень комфортности

Города

Тундра

Мурманск

Тайга

Якутск

Тайга

Санкт-Петербург

Смешанный лес

Москва

Степь

Ростов-на-Дону

Взаимопроверка.

Вывод:

6 задание

Человек не может обходиться без пищи, поэтому ему необходимо выращивать культурные растения.
Какие требования необходимо учитывать при выращивании различных культурных растений? (Они более требовательны к теплу и свету).
Перед вами гербарий с дикорастущими и культурными растениями.
Возьмите оранжевые листы.
Распределите растения по природным зонам.

Таблица 3

Природные зоны

Дикорастущие культуры

Культурные растения

Тундра

Тайга

Смешанные и широколиственные леса

Лесостепь и степь

Полупустыни

Взаимопроверка.

Вывод: Определите, какие природные зоны наиболее благоприятны для развития растениеводства? А чем питаются люди в тех природных зонах, где нет благоприятных условий для выращивания различных культур?

7 задание

– Что влияет на характер жилищ в разных природных зонах? (Климатические условия)
– Из какого материала строили дома в прошлом? (из подручных материалов)
– А сейчас, какие требования к строительству?
– Возьмите белые листы. Определите названия жилищ, материалов и современные требования к строительству. И расположить их соответственно в таблице.

Таблица 4

Природная зона Название жилища Материалы Требования к строительству в настоящее время
Тундра Чум Шкуры оленя Отопительный сезон круглосуточный, толщина стен достигает 30 см, фундамент зданий на поверхности.
Лесная зона Изба Дерево Отопительный сезон длится 6 месяцев, толщина стен достигает 20 см, фундамент зданий на сваях.
Степь Мазанка Глина, солома Отопительный сезон короткий, толщина стен 10 см, в частных домах предусмотрено строительство веранды и остекление террасы.
Полупустыня Юрта Шкуры верблюда Отопительный сезон короткий, толщина стен 15 см.

Взаимопроверка.

Вывод: Какие особенности природы необходимо учитывать при строительстве жилья?

В разных природных зонах учитываются климатические условия при строительстве жилья.

Подведем общий вывод по теме

– Какова роль природных зон в жизни человека?
Разнообразные природные зоны России влияют на комфортность жизни людей, насколько она будет заселена, какие культурные растения выращивают, на строительство жилья.

Если останется время – оформить 2 страницу портфолио.

Итог урока

– Итак, мы сегодня плодотворно поработали, вы много отвечали. Фонд дикой природы, зная, что вы так много знаете, передал в школьный музей подарок – панду, знак фонда природы.