Загрузить презентацию (1,53 МБ)
Цель урока: Сформировать понятие о конфликте, его видах, способах разрешения.
Задачи:
ХОД УРОКА
- Скажите, пожалуйста, как одним словом можно назвать распрю между кем – либо, когда стороны негативно настроены по отношению друг к другу.(ответы учащихся )
- Мы поговорим о конфликте и о его видах, а так же способах его разрешения.
- Ребята скажите как вы понимаете слово "конфликт"? (ответы)
Следует отличать конфликт от инцидента. Инцидент это (лат.) – случай , происшествие, недоразумение. Позиции сторон не определены. Искусство компромисса доступно только нравственно и социально зрелой личности.
Итак,
Слайд Конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников конфликта. -Для ученых конфликт это тоже предмет изучения , существует целая наука, которая занимается изучением конфликта.
Слайд Конфликтология - наука о закономерностях зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня.
В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются:
- участники конфликта (оппоненты);
- предмет конфликта.
- Приведите примеры конфликта из своего жизненного опыта, литературных произведений. (“Ромео и Джульетта” семьи Монтекки и Капулетти, не отдавая себе отчета игнорируют интересы друг друга, постоянно соперничают; “Обломов” конфликт между Ольгой Ильинской и Обломовым; “Преступление и наказание” внутренний конфликт и т.д., )
- Проанализируйте поведение сторон в конфликте? Насколько зависит от этого дальнейшее общение? (ссоры, раздоры, разборки, уход в себя, ущемление собственных интересов, потеря общения).
- Выделяют 2 вида конфликта в зависимости от поведения оппонентов
Слайд Виды:
1) Конструктивный (полезный) - выражает борьбу противоречий, посредством которой осуществляется развитие.
2) Деструктивный - приносящее вред делу и конфликтующим сторонам (ссоры, раздоры, разборки).
- Как вы думаете конфликты имеют только отрицательный характер? Какие положительные моменты вы видите в конфликте?(Работа по группам)
1. Конфликт вскрывает "слабое звено" во взаимоотношении;
2. Дает возможность увидеть скрытые отношения (т. е человек вроде бы с вами общается хорошо, вы считаете его другом, а за вашей спиной может сделать что-то плохое).
3. Дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение. (если у вас наблюдается скрытый, внутренний конфликт, то все негативные чувства накапливаются внутри вас и выплеснув их, высказав, вам становится намного легче).
4. Конфликт - толчок к пересмотру своих взглядов на привычки.
5. Способ к сплочению коллектива при противоборствовании (когда на конфликтующих людей оказывает давление какой-либо внешний враг они объединяются, чтобы вместе противостоять).
- Положительные стороны мы выделили, но чаще всего конфликт носит отрицательный характер. Давайте назовем их. (Работа по группам)
Отрицательные стороны:
1. Отрицательные эмоции, переживания.
2. Нарушение деловых отношений между людьми.
3. Ухудшение климата в коллективе.
4. Ухудшение качества работы .
5. Потеря времени (на одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний).
- Какие вы назовете причины конфликтов? (Работа по группам)
Слайд
Причин для возникновения конфликтов множество.
- На какие виды вы разделили конфликты?(по признакам и по числу участников)
Слайд Типы конфликтов
по причинам:
по числу участников:
- Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Конфликты существовали всегда и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни…В конфликтной ситуации люди сознательно или подсознательно выбирают какой-то определенный стиль разрешения конфликта.
Слайд
Приспособление – сглаживание противоречий, даже в ущерб своих интересов .Важнейшей задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта. Предмет разногласия не важен для вас или вас не особенно волнует случившееся. Считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения. Осознаете, что правда не на вашей стороне.
Компромисс – взаимные уступки. Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью
Сотрудничество – совместная выработка решений, удовлетворяющего интересы сторон Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции
Игнорирование – попытка (или стремление) выхода из конфликтной ситуации, не решая её
Соперничество – открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции
- Какой выход разрешения в конфликте продуктивен для обеих сторон? Почему? (Компромисс и сотрудничество. Отношения воспринимаются как ценность. Стороны стремятся совместными усилиями разрешить проблему) Каждую минуту, когда вы конфликтуете с кем-то, вы теряете 60 секунд счастья, которое вы никогда не вернете(Вилл Роджерс
Поэтому надо не допускать конфликтного взаимодейсвия.
- А теперь давайте узнаем насколько конфликтный ли вы человек. Я предлагаю вам пройти тест, который так и называется: "Конфликтный ли ты человек..."
1. В общественном транспорте начался разговор на повышенных тонах. Ваш реакция?
а) не принимаю участия;
б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
в) активно вмешиваюсь, чем вызываю огонь на себя.
2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой ваших друзей?
а) нет;
б) только если имею для этого веские основания;
в) критикую по любому поводу не только виноватых, но и тех кто их защищает.
3. Часто ли вы спорите с друзьями?
а) только если это люди необидчивые;
б) только по принципиальным вопросам;
в) споры - моя стихия.
4. Как вы реагируете на то, что кто-то обходит вас в очереди?
а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
б) делаю замечание;
в) прохожу в перед и начинаю наблюдать за порядком.
5. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?
а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;
б) сухо сделаю замечание;
в) не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.
6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу...
а) с возмущение посмотрю на обидчика;
б) сухо сделаю замечание;
в) выскажусь, не стесняясь грубых выражений.
7. Если кто-то из близких купил вещь , которая вам не понравилась.
а) Промолчу;
б) ограничусь коротким тактичным замечанием;
в) устрою скандал.
8. Не повезло в игре. Как вы к этому относитесь?
а) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней.
б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
в) проигрыш надолго испортит мне настроение.
Обработка результатов: за каждое "а" поставьте 4 очка, "б" - 2 очка, "в" - 0 очков.
Вы выявили для себя стиль выхода из конфликтов. Сделайте для себя определенные выводы.
- В заключение нашего урока выберите высказывание, которое показывает ваше отношение к конфликту. Почему вы выбрали это высказывание.
Конфликты – это норма жизни.
Вывод. Несмотря на то, что вы стараетесь строить свои взаимоотношения с другими людьми на принципах доброжелательности и гармонии, конфликты, увы, случаются. Поэтому очень важно обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы взаимоотношения не рвались с каждым конфликтом, а наоборот, развивались и крепли.
Домашнее задание:
Продумать правила поведения в конфликте.
Спасибо за урок.