Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание технологии

Урок по теме Конфликты в жизни

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 277

Худяева Татьяна Владимировна, мастер производственного обучения

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,53 МБ)


Цель урока: Сформировать понятие о конфликте, его видах, способах разрешения.

Задачи:

ХОД УРОКА

- Скажите, пожалуйста, как одним словом можно назвать распрю между кем – либо, когда стороны негативно настроены по отношению друг к другу.(ответы учащихся )

- Мы поговорим о конфликте и о его видах, а так же способах его разрешения.

- Ребята скажите как вы понимаете слово "конфликт"? (ответы)

Следует отличать конфликт от инцидента. Инцидент это (лат.) – случай , происшествие, недоразумение. Позиции сторон не определены. Искусство компромисса доступно только нравственно и социально зрелой личности.

Итак,

Слайд Конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников конфликта. -Для ученых конфликт это тоже предмет изучения , существует целая наука, которая занимается изучением конфликта.

Слайд Конфликтология - наука о закономерностях зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня.

В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются:

- участники конфликта (оппоненты);

- предмет конфликта.

- Приведите примеры конфликта из своего жизненного опыта, литературных произведений. (“Ромео и Джульетта” семьи Монтекки и Капулетти, не отдавая себе отчета игнорируют интересы друг друга, постоянно соперничают; “Обломов” конфликт между Ольгой Ильинской и Обломовым; “Преступление и наказание” внутренний конфликт и т.д., )

- Проанализируйте поведение сторон в конфликте? Насколько зависит от этого дальнейшее общение? (ссоры, раздоры, разборки, уход в себя, ущемление собственных интересов, потеря общения).

- Выделяют 2 вида конфликта в зависимости от поведения оппонентов

Слайд Виды:

1) Конструктивный (полезный) - выражает борьбу противоречий, посредством которой осуществляется развитие.

2) Деструктивный - приносящее вред делу и конфликтующим сторонам (ссоры, раздоры, разборки).

- Как вы думаете конфликты имеют только отрицательный характер? Какие положительные моменты вы видите в конфликте?(Работа по группам)

1. Конфликт вскрывает "слабое звено" во взаимоотношении;

2. Дает возможность увидеть скрытые отношения (т. е человек вроде бы с вами общается хорошо, вы считаете его другом, а за вашей спиной может сделать что-то плохое).

3. Дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение. (если у вас наблюдается скрытый, внутренний конфликт, то все негативные чувства накапливаются внутри вас и выплеснув их, высказав, вам становится намного легче).

4. Конфликт - толчок к пересмотру своих взглядов на привычки.

5. Способ к сплочению коллектива при противоборствовании (когда на конфликтующих людей оказывает давление какой-либо внешний враг они объединяются, чтобы вместе противостоять).

- Положительные стороны мы выделили, но чаще всего конфликт носит отрицательный характер. Давайте назовем их. (Работа по группам)

Отрицательные стороны:

1. Отрицательные эмоции, переживания.

2. Нарушение деловых отношений между людьми.

3. Ухудшение климата в коллективе.

4. Ухудшение качества работы .

5. Потеря времени (на одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний).

- Какие вы назовете причины конфликтов? (Работа по группам)

Слайд

  1. Грубость, агрессия, проявление эгоизма, стремление к превосходству;
  2. Несовместимость по интересам;
  3. Различие в воспитании и образовании;
  4. Низкий уровень доверия;
  5. Несовместимость характеров и темпераментов;
  6. Неточная информация или её избыток, слухи;
  7. Социальная принадлежность, власть, система управления, нормы поведения

Причин для возникновения конфликтов множество.

- На какие виды вы разделили конфликты?(по признакам и по числу участников)

Слайд Типы конфликтов

по причинам:

по числу участников:

- Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Конфликты существовали всегда и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни…В конфликтной ситуации люди сознательно или подсознательно выбирают какой-то определенный стиль разрешения конфликта.

Слайд

Приспособление – сглаживание противоречий, даже в ущерб своих интересов .Важнейшей задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта. Предмет разногласия не важен для вас или вас не особенно волнует случившееся. Считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения. Осознаете, что правда не на вашей стороне.

Компромисс – взаимные уступки. Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью

Сотрудничество – совместная выработка решений, удовлетворяющего интересы сторон Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции

Игнорирование – попытка (или стремление) выхода из конфликтной ситуации, не решая её

Соперничество – открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции

- Какой выход разрешения в конфликте продуктивен для обеих сторон? Почему? (Компромисс и сотрудничество. Отношения воспринимаются как ценность. Стороны стремятся совместными усилиями разрешить проблему) Каждую минуту, когда вы конфликтуете с кем-то, вы теряете 60 секунд счастья, которое вы никогда не вернете(Вилл Роджерс

Поэтому надо не допускать конфликтного взаимодейсвия.

- А теперь давайте узнаем насколько конфликтный ли вы человек. Я предлагаю вам пройти тест, который так и называется: "Конфликтный ли ты человек..."

Тест

1. В общественном транспорте начался разговор на повышенных тонах. Ваш реакция?

а) не принимаю участия;

б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;

в) активно вмешиваюсь, чем вызываю огонь на себя.

2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой ваших друзей?

а) нет;

б) только если имею для этого веские основания;

в) критикую по любому поводу не только виноватых, но и тех кто их защищает.

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

а) только если это люди необидчивые;

б) только по принципиальным вопросам;

в) споры - моя стихия.

4. Как вы реагируете на то, что кто-то обходит вас в очереди?

а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

б) делаю замечание;

в) прохожу в перед и начинаю наблюдать за порядком.

5. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?

а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;

б) сухо сделаю замечание;

в) не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу...

а) с возмущение посмотрю на обидчика;

б) сухо сделаю замечание;

в) выскажусь, не стесняясь грубых выражений.

7. Если кто-то из близких купил вещь , которая вам не понравилась.

а) Промолчу;

б) ограничусь коротким тактичным замечанием;

в) устрою скандал.

8. Не повезло в игре. Как вы к этому относитесь?

а) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней.

б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;

в) проигрыш надолго испортит мне настроение.

Обработка результатов: за каждое "а" поставьте 4 очка, "б" - 2 очка, "в" - 0 очков.

Вы выявили для себя стиль выхода из конфликтов. Сделайте для себя определенные выводы.

- В заключение нашего урока выберите высказывание, которое показывает ваше отношение к конфликту. Почему вы выбрали это высказывание.

Конфликты – это норма жизни.

Вывод. Несмотря на то, что вы стараетесь строить свои взаимоотношения с другими людьми на принципах доброжелательности и гармонии, конфликты, увы, случаются. Поэтому очень важно обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы взаимоотношения не рвались с каждым конфликтом, а наоборот, развивались и крепли.

Домашнее задание:

Продумать правила поведения в конфликте.

Спасибо за урок.