Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание технологии

Методическое обеспечение занятий кружка Вышивание

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 447

Мансурова Ирина Николаевна, учитель технологии

Вышивание является широко распространенным видом рукоделия. Оно имеет многовековую историю.

Возникновение вышивки связано с появлением стежка на одеждах из шкур животных. Шкуры сшивали цветными волокнами или полосками кожи, образовывавшими элементарный узор. Кроме того, на поверхность кожи наносили всевозможные магические знаки и линии. Древнейшая костяная игла найдена в пещерах Перигора, относящихся к периоду раннего палеолита (каменный век), а специальная вышивальная игла, обнаруженная при раскопках Микен, насчитывает свыше четырех тысяч лет. С появлением ткачества вышивка стала использоваться для украшения тканей. Она отличается от других видов искусства по текстилю богатством манипуляций и широким ассортиментом используемого материала: лен, шерсть, хлопок, шелк, бисер, металл, жемчуг, золото. Качество вышивки зависит от структуры поверхности, свойства материала, частоты переплетения, игры красок, от мастерства исполнения.

Виды вышивки классифицируют по используемым материалам (нитки, блестки, бисер и т.д.), по видам швов (крестик, гладь, гобеленовый шов), по характеру узора (орнаментальная и сюжетная), по цвету (белая и многоцветная). Белая вышивка наиболее древняя и считается предшественницей кружевоплетения, например мережка и сетчатая мережка, или хардангер, и более дешевым вариантом дорогого кружева (хедебо, ришелье). Сюжетную вышивку можно исполнить как в цвете, так и в белом варианте: первая дает живописное, вторая – скульптурно-рельефное изображение.

В античные времена техника вышивки ограничивалась крестиком, стебельчатым швом и гладью. Крестик был популярен в Египте, стебельчатый шов использовался во Фригии, а гладь – преимущественно в Вавилонии. В Греции были распространены все три вида техники и сюжетная вышивка. Орнамент выполняли золотом, но не металлической проволокой, как в средневековье, а широко известной на Востоке упругой полоской из кишок овцы или антилопы. С одной стороны ее покрывали сусальным золотом, затем скручивали на веретене в пряжу. Такая золотая нить имела своеобразный теплый тон, была легче и гибче проволоки, но с более широкой поверхностью. Тематика и назначение средневековой вышивки были религиозными. Долгое время вышивка сохранялась в литургической одежде священников, поскольку вышивание религиозных сюжетов на церковном облачении должно было помочь неграмотным верующим понять Священное Писание. Широко использовалась в этих целях сюжетная вышивка по льну шерстяными нитками, в которой пытались достичь эффекта станковой живописи.

Византийские вышивки, положившие начало западноевропейской сюжетной вышивке, сохранились и в русских церковных облачениях. На парадных костюмах представителей высших слоев общества изображали светские мотивы, гербы и эмблемы.

В Испании вышивка прочно вошла в светский костюм. В мужских однотонных кафтанах и накидках нашел применение как украшение мавританский орнамент, выполнявшийся золотом. Из Испании эта мода распространилась и на другие страны, и вскоре вышивка, в том числе жемчугом, драгоценными камнями, появилась на одежде знати во всех странах Европы и постепенно стала настолько популярной, что украшала практически весь костюм, даже декоративную парчу.

Вышивка XVII века барочно рельефна, пышна и многокрасочна. Выполняли ее на однотонном бархате или атласе. Мужские костюмы, особенно кафтаны, покрывали вышивкой столь богато, что самого материала не было видно. Новая техника века, украшавшая сорочки и другие изделия, – ришелье, используемая до наших дней, свое название получила по имени французского государственного деятеля Ришелье, который проводил свое свободное время за вышиванием.

В XVII веке в стиле рококо в моде был легкий растительный орнамент, в конце XVII века вновь вернулась сюжетная тематика: театральные сцены из «Свадьбы Фигаро» Бомарше, исторические события из жизни Ричарда Львиное Сердце и даже хроники дня.

Во второй четверти XIX века в стиле бидермейер появилось много новых техник как для белой, так и многоцветной вышивки. Стало модно украшать вышивкой бродери, имитирующей дорогое кружево, белье, воротники, манжеты, подол юбки и т.д. В последние годы XIX века вышивка заполнила всю женскую верхнюю одежду. Наиболее модной стала вышивка по крепдешину прозрачным батистом, частично апплицированным, частично инкрустированным.

Не менее широко вышивка была распространена в праздничной народной одежде европейцев. В ней использовали серебро, золото или их имитации, цветные шелковые нити, блестки и бисер.

В русском народном декоративно-прикладном искусстве материалом для вышивки служили льняные, хлопчатобумажные красные, синие, черные, белые нитки, шерсть, шелк, шнур, тесьма, ленты, кожа, кусочки цветных тканей и т.д. Вышивкой украшали женскую одежду (головные уборы, сорочки фартуки, иногда юбки), мужскую одежду (шейные платки, сорочки), суконную и овчинную верхнюю одежду (кожушок, бурнус и т.д.). Применялась различная техника вышивки – петельный шов, крестик, тамбур, стебельчатый шов, гладь, аппликация, мережка, и другие. Орнамент складывается из групп геометрических, растительных, зоо– и антропоморфных мотивов. Древним доминирующим узором являлся ромб, а с конца XIX века – растительный орнамент.

Народные вышивки славятся разнообразием и оригинальностью узора, утонченностью цветовых решений. Вышивкой в России занимались повсюду, но в каждой области она звучала по-своему, сохраняя черты местного своеобразия. Например, крестецкая строчка (Вологодская обл.), владимирские швы, горьковский гипюр, цветная строчка перевить (Калужская обл.) и т.д.

Народная вышивка неподвластна изменениям моды. Ее приемы и узоры передаются из поколения в поколение практически без изменений. Первоначально возникшие из сложной символики, несущей магическую и обрядовую нагрузку и выполняющей функции сословной и этнической принадлежности, отработанные столетиями, они представляют собой совершенные образцы цветового и композиционного решения.

Ручное вышивание не требует сложных инструментов и приспособлений. Овладение приемами вышивки возможно в любом возрасте.

Календарно-тематический план занятий кружка «Вышивания» составлен в соответствии с психолого-педагогическими особенностями развития младшего школьного возраста. Включает в себя разделы необходимые для теоретического и практического освоения вышивания («Знакомство с различными видами вышивки»; «Правила техники безопасности при ручных работах. Материалы и инструменты, используемые при изготовлении вышивки»; «Основные украшающие швы»; «Вышивание со счетом нитей»; «Разновидность вышивания крестом»; «Аппликация»; «Оформление изделий»), развития творческих способностей учащихся, приобретения знаний, практических умений и навыков работы с тесьмой, разработки эскизов.

Цели и задачи работы кружка

Цели работы кружка:

Задачи работы кружка:

Занятия в кружке (2 часа в неделю) рассчитаны на учащихся младшего школьного возраста.

Календарно-тематический план работы кружка «Вышивание»

Наименование разделов

   Кол-во уч. часов

Дата

раздел

тема

1.

Вводное занятие

2

1.1.Знакомство с различными видами вышивки. Материалы и инструменты.

2

2.

Основные украшающие швы.

42

2.1. Виды швов. Шов вперед иголку, частый шов вперед иголку, переплетенный или обвитый шов вперед иголку.

4

2.2. Шов за иголку. Шов простая строчка.

4

2.3. Шов диагональная строчка.

2

2.4. Шов машинная строчка. Переплетенная или обвитая строчка.

2

2.5. Изготовление вышивки.

4

2.6. Стебельчатый шов.

4

2.7. Тамбурный шов.

4

2.8. Петля, полупетля

2

2.9. Выполнение вышивки.

4

2.10. Петельный шов.

4

2.11. Шов узелки.

4

2.12. Выполнение вышивки.

4

3.

Вышивание со счетом нитей.

14

3.1. Вышивание крестом. Материалы и инструменты. Выбор рисунка.

2

3.2. Техника вышивания крестом.

2

3.3. Выполнение вышивки.

10

4.

Разновидность вышивания крестом.

6

4.1. Двухсторонний крест, двойной крест, полукрест.

6

5.

Аппликация.

6

5.1. Цветная аппликация из ткани.

2

5.2. Подготовка к работе. Выполнение аппликации.

4

6.

Оформление изделий.

2

Итого:

72

Содержание программы

Вводное занятие – 2 часа.

Теоретические сведения. Ознакомление учащихся с правилами безопасного труда. История возникновения старинного рукоделия. Традиционные виды рукоделия и декоративно – прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме.

Основные украшающие швы – 42 часа.

Теоретические сведения. Знакомство с видами вышивки. Материалы и инструменты необходимые при выполнении вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические. Цвета. Цветовые контрасты.

Практические работы. Подбор материалов и инструментов для выполнения вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Определение места и размера узора на изделии. Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Выполнение простейших украшающих швов. Способы закрепления нити. Вышивка по рисованному контуру узора.

Объект труда. Образцы вышивки, салфетка, носовой платок.

Вышивание со счетом нитей – 14 часов.

Теоретические сведения. Вышивание крестом. Материалы и инструменты необходимые для вышивания крестом. Выбор рисунка. Цветовое решение вышивки.

Практические работы. Техника вышивания крестом. Выполнение вышивки.

Объект труда. Салфетка, картина.

Разновидность вышивания крестом – 6 часов.

Теоретические сведения. Двухстороннмй крест, двойной крест, полукрест.

Практические работы. Технология выполнения двухстороннего, двойного и полукреста.

Объект труда. Образцы вышивки.

Аппликация – 6 часов.

Теоретические сведения. Вышивка аппликацией. Использование вышивки аппликацией в украшении одежды, столового белья, предметов интерьера. Материалы и инструменты необходимые для выполнении аппликации. Виды аппликации.

Практическая работа. Выполнение вышивки аппликацией.

Объект труда. Образец вышивки аппликацией.

Оформление изделий – 2 часа.

Теоретические сведения. Каждое изделие должно иметь завершенный вид. Виды оформления изделий.

Практическая работа. Подрубка кромки. Оформление вышивки с помощью рамки.

Объект труда. Вышивка.

Список литературы:

  1. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в развитии художественно-прикладного творчества детей // Актуальные проблемы развития художественно -  прикладного творчества детей в учреждениях дополнительного образования детей. Научно-методический сборник. – М.: МИФИ. 1999.
  2. Терешкович Т.А. Уроки вышивания. – Мн.: ООО «Хэлтон», 2001.
  3. Полная энциклопедия женских рукоделий: Вып.1. – М.: Моск. Рабочий, 1993.
  4. Полная энциклопедия женских рукоделий: Вып.2. – М.: Моск. Рабочий, 1993.
  5. Современная энциклопедия для девочек: Для ст. шк. Возраста /Авт. сост. Е.А. Добрицкая, Н.М. Волчек. – Мн.: Современный литератор, 1999.
  6. Русакова М. Домашнее рукоделие. – М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2004.
  7. Приложение к журналу «Мир женщины», 1993.