Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Программа элективного курса по биологии в 9-м классе Валеология

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 386

Запольская Елена Николаевна, учитель географии и биологии

Сегодня состояние подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Комплексные медицинские осмотры, показывают, что хроническая патология школьников находится на крайне высоком уровне. Поэтому важно определить концепцию индивидуального здоровья и основополагающие принципы валеологии. В устав здоровья определяется как “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов”. По мнению ученых, наше здоровье зависит на 20% от наследственности, на 20% от окружающей среды, на 8-10% от медицины и 50-55% от образа жизни. В свете сказанного, нельзя недооценить период школьного обучения, когда формируется модель поведения, которая далее будет определять уровень, продолжительность жизни и состояния здоровья человека.

Цели: формирование у учащихся установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе, окружающим людям и природе, расширить и углубить знания учащихся о сохранения здоровья.

Программа IX классов. 17 часов.

№ п/п Темы Всего Теория Практика Семинары
1. Введение 3 3 1
2. Питание и здоровье 10 3 1 6
3. ЗОЖ 3 2 1
4. Итоговое занятие 1
Всего: 17 8 1 8

Введение – 3 часа.

На первых занятиях учащиеся знакомятся с курсом “Валеология”. Валеология – наука о том, как быть здоровым. О том что нужно сохранять здоровье с молоду.

  1. Человек и его здоровье. Азбука здоровья.
  2. Путешествие в страну здоровья.
  3. Береги здоровье с молоду.

Питание и здоровье – 10 часов.

На занятиях по теме: “Питание и здоровье” учащиеся знакомятся (гастрит, ожирение, диабет, гипертония, злокачественные опухоли и т.д.), которые во многом обусловлены неправильным питанием. Значение употребления в пищу продуктов с низким содержанием жиров, сахара, соли; о голодании, важности врачебного контроля в этот период и возможные негативные последствия. Школьники учатся составлять ежедневный рацион питания. Обсуждают такие темы: “Значение включения овощей и фруктов в рацион питания”, “Соль и ее влияние на организм”, “Сколько потреблять сахар?”, “Нужно ли снижать потребление жира”. Конференции на темы: “Рациональное питание и здоровье человека”, “Искусственная пища: за и против”. Изучение темы заканчивается проведением теста.

  1. Основы рационального питания. Рациональное питание и здоровье.
  2. Наше питание. Гигиена пищи.
  3. Химическая азбука пищи.
  4. Соль ее влияние на организм.
  5. Сколько потреблять сахара.
  6. Нужно ли снижать потребления жира.
  7. Значение включение овощей и фруктов в рационе питания.
  8. Витамины.
  9. Искусственная пища: за и против.
  10. Экологическая безопасность продуктов питания.

ЗОЖ – 3 часа.

  1. Конференция о ЗОЖ.
  2. Семья и ЗОЖ.
  3. Экология и здоровье человека.

Таким образом, яркие убедительные примеры из научной литературы и жизни позволяют убедить школьников в огромной роли самого человека для сохранения собственного здоровья; выработать навыки негативного отношения к вредным привычкам.

Литература.

  1. Андреева Н.Д. “Основы рационального питания. Нормы питания”. - Биология в школе №7, 2004г.
  2. Жданов Ю.В., Назаренко В.М. Формирование здорового образа жизни. Практические работы. – Биология в школе №2 2004г.
  3. Касаткина В.И. Педагогика здоровья. - М.: Линка – Пресс, 1999г.
  4. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурух С.М. Обучение жизненно важным навыкам. – Санкт – Петербург: Образование – культура, 2002г.
  5. Макарова Н.Е. Раздельное питание. – Минск: ООО “Харвест”, 1998г.
  6. Микитин А. Азбука питания. Харьков: Фолио; Ростов –на- Дону “Феникс”, 1998г.
  7. Михайлова И.И. Этика. Казань: Магариф, 2003г.