Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание экологии

Тележурнал Ваше здоровье в ваших руках

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 335

Лопухова Надежда Ивановна, учитель биологии и химии

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9,67 МБ)


Оборудование: аудиозапись песни О. Газманова «В городе олень» и музыкальной пьесы Э. Грига «Утро», магнитофонная запись школьного шума, результаты измерения шума и вибрации, запылённости воздуха, статистические данные анкетирования, плакаты «Ваше здоровье – в ваших руках», высказывания знаменитых людей, таблица «Влияние шума на организм человека», оборудование для опыта ( стеклянная трубка, резиновая груша, вата, сигарета с фильтром ), видеозаписи (интервью с учащимися, со школьной медсестрой, посещения школьной столовой, занятий школьных спортивных секций, утренней гимнастики, физкультминутки, зелёных насаждений на пришкольном участке).

Вступление.

(Звучит песня О. Газманова « В городе олень »)

1-ый ведущий. Мы, как тот олень, загнанный в лабиринт городских стен, спешим, торопимся, суетимся и не замечаем, как сами укорачиваем свою жизнь.

2-ой ведущий.

Мы балансируем над пропастью,
Передвигаясь по канату.
Мы соревнуемся в жестокости,
Хоть ведаем – придёт расплата.
Играем в игры запрещённые,
Не замечая чьей-то боли,
Кутим, пьём вина утончённые
На многочисленных застольях.
Теряем облик человеческий
И тонем в омуте пороков.

3-ий ведущий. Пороки, пороки, пороки… Человеческие пороки – это те же вредные привычки, которые ведут нас в бездну нездоровья, укорачивая нашу жизнь.

4-ый ведущий. Вы можете возразить, что здоровье – личное дело каждого. Это не совсем так. Здоровый человек живёт полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу. И во многом наше здоровье зависит от нас самих.

Первая страница нашего тележурнала посвящается воздуху.

Воздух.

1-ый ведущий. В романе Павленко «Счастье» врач Комов очень убедительно говорит о целительной силе воздуха: «… ваша болезнь требует

простого лекарства – воздуха. Побольше его и наяву, и во сне. Нужно насквозь продуть себя, омыть каждую клетку свою свежим воздухом». Без пищи человек может прожить около 50 дней, без воды около 5 дней, а без воздуха не более 3-4 минут. А каким воздухом дышим мы?

Когда мы ходим, бегаем, прыгаем, вся пыль поднимается в воздух, а с нею и болезнетворные бактерии. Они оседают на пылинках и вместе с ними долго находятся во взвешенном состоянии. Таким образом распространяются грипп, ангина, ОРЗ, туберкулёз и другие болезни.

3-ий ведущий. Итак, надо следить за состоянием воздуха в нашей школе, чтобы быть здоровым.

Следующая страница журнала посвящена шуму.

Шум.

(Звучит пьеса Э. Грига «Утро». Ученик читает отрывок из повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»).

«Лёгкий туман ещё держался кое-где над водой, ещё цеплялся за мокрые кусты лозняка. И в тихой воде чётко отражалось всё, что гляделось в неё в это утро. Странное чувство полного, почти торжественного спокойствия охватило его.

Он вдруг услышал эту тишину и понял, что вот это и есть тишина, что она совсем не означает отсутствие звуков, а означает лишь отдых природы, её сон, её предрассветные вздохи.

Он всем телом ощутил свежесть тумана, уловил его запах, настоянный на мокром горьковатом лозняке.

Он увидел в глубине воды белые стволы берёз и чёрную корону ольхи, они переплетались с всплывающими навстречу солнцу кувшинками, почти неуловимо размываясь у самого дна.

И он вдруг догадался, чего ему хочется: зачерпнуть эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести её людям.

4-ый ведущий. Человек внёс в мир звуков речь и музыку, сделал звук своим помощником. Проходили века. Человек трудился, творил. Появлялись всё новые и новые источники шума, росла их сила.

Уровень шума измеряется в децибелах. Ниже приведены примеры уровней шума разной интенсивности.

Динамический диапазон человеческого уха укладывается в 140 дБ.

Американский учёный Кнудсен считает, что шум – такой же медленный убийца, как смог. Постоянный шум является причиной многих болезней. Под влиянием шума у человека изменяется физиологическое состояние: сначала появляется угнетение, его сменяет некоторое возбуждение, и, наконец, развивается подавленное состояние.

Шумовое «опьянение» - одна из причин успеха современной рок-музыки. При её исполнении уровень шума превышает болевой порог и достигает 130 дБ. Группа медиков обследовала молодёжь, часто слушающую громкую музыку. У 20% юношей и девушек слух оказался сниженным и соответствовал слуху 85-летних стариков.

Шумы природного происхождения (шум морского прибоя, дождя, шелест листвы, пение птиц) благотворно влияют на организм человека: успокаивают, расслабляют, снижают возможные стрессы. А вот производственные шумы, шум транспорта ухудшают работу сердца, повышают артериальное давление и снижают производительность труда: физического - на 30%, а умственного – на 60%.

Отсюда вытекает вывод: надо снижать шум в школе. Этому помогает озеленение, т.к. зелёная защитная полоса вдоль дороги снижает уровень шума на 14 дБ. Необходимо проводить беседы в 1-7 классах о влиянии шума на организм человека.

Следующая страница нашего журнала о вредных привычках.

Вредные привычки.

1-ый ведущий. Все знают, что такие пагубные привычки человека, как курение, употребление алкоголи и других наркотических веществ, приводят к болезнетворным изменениям в организме. Каким вырастет человек, с детства привыкший пить и курить?

1-ый ученик. Табак, как известно, среднедействующий наркотик. Гораздо легче привыкнуть к наркотику, чем отвыкнуть от него. Курящие – это не «взрослые», «самостоятельные», «мужественные» люди, а просто рабы привычки, у которых недостаточно развиты воля и самообладание. Чтобы бросить курить, надо, прежде всего, захотеть это сделать, проявить силу воли, самодисциплину, упорство в достижении цели.

Основное действующее вещество в табаке – никотин. В одной сигарете массой в 1 г содержится 10-15 мг никотина. В чистом виде – это маслянистая жидкость со жгучим вкусом. По токсичности он сравним с синильной кислотой. Это сильный яд, действующий на нервную, пищеварительную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Для человека смертельная доза никотина – 1 мг на 1 кг массы тела. Но кроме никотина в табаке есть и другие соединения.

2-ой ведущий. Что ожидает курильщиков? Инфаркт миокарда, инсульт, заболевание сосудов и головного мозга, эмфизема и рак лёгких, гангрена ног (облитерирующий эндартериит), язва желудка и двенадцатиперстной кишки, больное и неполноценное потомство.

Но курение опасно не только для самого курильщика, но и для людей, просто находящихся с ним рядом – пассивных курильщиков. В результате вдыхания табачного дыма у них нарушаются сон, аппетит, работа желудка и кишечника, повышается раздражительность. У школьников это проявляется в плохой успеваемости и даже отставании в физическом развитии.

2-ой ученик. Пристрастие к спиртному – алкоголизм – болезнь, известная с древности, о ней упоминал ещё Аристотель. Многие люди стараются преодолеть неприятности с помощью алкоголя. И, действительно, одним он приносит облегчение, у других повышает настроение, даёт ощущение раскованности и веселья. Но так легко перешагнуть черту, за которой опьянение становится пагубной привычкой. По данным ВОЗ, на 1 тыс. человек приходится до 100 алкоголиков!

Спиртные напитки содержат не только этиловый спирт, но и различные примеси, в том числе ядовитые сивушные масла, от которых не избавиться никакой очисткой. Метиловый спирт – яд, который легко может вызвать не только сильное отравление, слепоту, но и смерть. Употребление его даже в малых количествах приводит к поражению зрительного нерва и сетчатки глаза. Дихлорэтан в количестве 10-15 г вызывает необратимые изменения в печени и почках. Применяемый для обработки вин сернистый ангидрид и сам по себе опасен, кроме того, он разрушает в вине все витамины. А кислоты (винная, уксусная и др.), присутствующие в винах, отрицательно влияют на пищеварение, особенно на печень и поджелудочную железу.

А как же пиво? Его считают ценным продуктом и даже называют «жидким хлебом». Но в нём содержится от 2,8 до 12% спирта, присутствуют различные вещества, повышающие чувствительность организма к алкоголю, усиливающие его всасывание. Это тоже алкогольный напиток.

Алкоголь вызывает не только нарушение здоровья, но и ведёт к деградации личности, толкает на серьёзные преступления.

3-ий ученик. Ещё одна проблема современности – наркотики. Наркотические вещества широко используются в медицине в качестве снотворных и обезболивающих средств. Воздействуя на центральную нервную систему, они вызывают особое психическое состояние – эйфорию.

Все эти вещества ядовиты. Они отравляют организм, дополняя нарастающую психическую деградацию глубоким истощением нервной системы. При привыкании к наркотику человек думает только об очередной дозе. И вскоре любое препятствие на этом пути вызывает агрессию и может привести к преступлению.

Каждый человек должен знать, что такое наркомания и что к ней может привести. Помните, что от неё очень сложно, но всё же можно вылечиться, было бы желание.

Систематическое употребление наркотических веществ, в том числе алкоголя и никотина, не только вызывает нарушения во всех внутренних системах организма, но и повреждает половые клетки: всё слабее и неполноценнее будут следующие поколения, если сейчас эти привычки не истребить, не вести с ним жесткую, непримиримую борьбу!

Хотите быть здоровыми?

Известный хирург Н. М. Амосов сказал: « В большинстве болезней виновата не природа, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда от неразумности».

Главное в борьбе с вредными привычками – их профилактика.

Следующая страничка о правилах личной гигиены.

Правила личной гигиены.

1-ый ведущий. Рассмотрим наиболее важные вопросы, касающиеся здорового образа жизни. Что можно сделать для сохранения и укрепления здоровья?

С самого раннего детства нас учат правилам гигиены. Все их знают.

(демонстрируется видеозапись интервью школьников младших и средних классов по вопросам личной гигиены.)

2-ой ведущий. «Просто знать ещё не всё, знания нужно уметь использовать», - так говорил Гете. А как мы их используем?

(демонстрируется видеозапись: ученики идут в столовую)

3-ий ведущий. К чему может привести незнание правил гигиены? К возникновению глистных и инфекционных заболеваний.

Глистные заболевания (аскаридоз, энтеробиоз, трихинеллез, эхинококкоз и др.) возникают при заражении яйцами глистов. Причины заражения – употребление в сыром или плохо прожаренном виде рыбы или мяса, немытых овощей и фруктов, несоблюдение правил личной гигиены.

Инфекционные заболевания (дизентерия, холера, брюшной тиф) возникают при попадании в кишечник возбудителя заболевания. Возможна передача через предметы обихода и грязные руки, переносчиками могут быть мухи и тараканы.

Итак, надо не только знать правила личной гигиены, но и каждый день применять их.

Переходим к последней странице тележурнала, которую мы назвали профилактика.

Профилактика.

1-ый ведущий. В нашей школе многое делается для сохранения здоровья школьников.

(демонстрируется видеофильм)

Голос за кадром. В начале учебного дня в начальной школе проводится утренняя гимнастика. На уроках регулярно проводятся физкультминутки, включающие и дыхательную гимнастику, и упражнения для мышц спины, рук, ног и профилактический массаж биологически активных точек.

В школе работают спортивные секции – лыжная, баскетбольная, карате.

Большое воспитательное значение имеет наглядная агитация. Плакаты, стенгазеты, сатирические рисунки ребята делают своими руками.

Комнатные растения способствуют созданию благоприятной, здоровой обстановки в кабинетах и коридорах школы, на участке много зелёных насаждений.