Программное содержание:
Материалы:
Предварительная работа: сбор коллекции камней, чтение сказок «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов», оформление выставки.
План и приемы обучения.
Дети, послушайте мою загадку:
В сережках у мамы огнем он горит
В пыли на дороге ненужным лежит
Меняет он форму, меняет он цвет
А в стройке годится на тысячу лет
Тяжелый большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал.
- А какой сказочный герой построил дом из камней? (Наф-Наф, «Три поросенка».)
- Он прислал нам приглашение в гости. Пойдем?
Приходим к домику Наф-Нафа.
- Дети где же Наф-Наф?
Находим записку:
«Ваш поросенок у меня. Я его похитил, когда он вышел погулять. Вы можете его спасти, если поможете мне понять, почему я не смог сломать домик из камней и расскажете мне о свойствах камней. Я для вас приготовил задания. Так что ищите камушки, Я вас жду.»
Серый волк.
- Дети, поможем Наф-Нафу?
Только где мы камни возьмем?
- Дети, а в какой сказке подземные жители собирали камушки? («Белоснежка и семь гномов».)
- Согласно легенде сказочные гномы очень любят морковь. Люди верили, если вечером оставить ее в лесу, то наутро в этом же месте обнаружишь клад или драгоценный камень. Давайте проверим эту легенду. Вот и морковка у меня есть (кладу морковку под елочку и предлагаю детям закрыть глаза).
- Дети, посмотрите, а ведь и вправду в легенде говорится: на месте морковки клад (достаю коробку, пытаемся открыть – не получается. Находим отверстие в коробочке).
- Дети, как вы думаете что там?
Предлагаю детям по очереди доставать камушки. Каждый ребенок рассказывает об особенностях своего камня (гладкий, шероховатый, угловатый, с острыми краями, холодный, теплый, тяжелый, легкий).
- Дети, можете поиграть с камушками.
Предлагаю игру. «Найди свой камень» – на ощупь.
Рассмотрим камни под увеличительным стеклом (лупой).
- Все ли камни одинаковые? Давайте выложим камушки вряд, начиная от самого большого.
Предлагаю найти самый гладкий камушек. Почему у него нет острых углов? (вода двигает камни, ударяя их друг о друга, трутся они о песок- острые углы постепенно исчезают, камушки становятся гладкими.
- А теперь найдите речные камушки. Какие они? (Шершавые, неровные, разной формы с острыми углами.)
- Дети, нам же нужно спешить к Наф- Нафу. Надо выполнить задания волка. Отправляемся в путь.
Задание 1.
Куча камней перемешанной с кусочками пластилина.
Задание: отобрать камни.
Проверяем: в одну руку берем камень в другую пластилин.
Сжать обе ладони. Сравнить, что произошло с камешками, а что с пластилином. Почему?
Делаем выводы: камень твердый, тверже пластилина.
Задание 2.
- Что тверже дерево или камень. Давайте проверим.
- Я возьму молоток, гвозди и брусок из дерева. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево.)
- А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Не получается. Почему?
Предлагаю 1-2 детям попробовать вбить гвозди в дерево и камень.
Делаем вывод: камень тверже дерева.
Подходим к реке.
- Дети, посмотрите какой интересный мостик. Из чего он сделан? (Из камней.)
- Давайте пройдем по нему.
Физкультурная минутка.
«По каменному мостику»
Шагают наши ножки
По камушкам по камушкам
В ямку – бух.
Дети проходят по мостику.
- Дети, что вы чувствовали, когда шли по каменному мостику?
- Этот мостик не простой, он волшебный. Он лечебный: камушки массируют стопы ног, и это закаляет организм. Поэтому по такому мостику ходить очень полезно.
- А можно ли строить большие мосты из камня? (Да они прочные.)
Задание 3.
- Что будет, если бросить камень в воду? (Дети высказывают свои гипотезы.)
- Бросаю камушек – что происходит? (Круги на воде, камень утонул.)
Дети сами бросают камни в воду, трогают их в воде, вынимают.
- Что изменилось? Какого цвета мокрые камни по сравнению с сухими?
Вывод: камень тяжелее воды, от воды меняет цвет.
Задание 4.
- Из каких маленьких человечков состоят камни (на карточке обвести твердого человечка).
- Дети, а хорошо или плохо, что камень твердый? (Хорошо: из него можно сооружать прочные постройки; камни красивые – ими можно любоваться. Плохо: Тяжелый, если упадет на ногу – больно; холодный, на нем нельзя сидеть и т.д.)
- Вот мы и дошли до волка. Где же он?
- Мы выполнили все твои задания, волк. Отдавай нам Наф-Нафа! Не хочет.
- А давайте попугаем волка. Только вот как. У нас же кроме камней ничего нет. А давайте постучим камень о камень, что получит?
Дети стучат камнями.
Делают вывод: камни издают звук.
Выходит Наф-Наф. Говорит, что волк испугался шума и убежал.
Забираем Наф-Нафа и возвращаемся к домику. Водим хоровод вокруг Наф-Нафа под песенку «Я конечно всех умней...»
Наф-наф благодарит детей за помощь.
Итог занятия.
- Что нового мы сегодня узнали про камни?
Игра «Камень, брошенный в пруд».
Пример: Камень тяжелый – что еще бывает тяжелым? Дети перечисляют ..., камень твердый – что еще бывает твердым? и т.д.