Цели урока:
Задачи урока:
Виды ученической деятельности:
Дидактическое обеспечение:
План урока:
Этапы экологического исследования (задания даются заранее).
Задание 1. Подсчитать количество машин, проезжающих по близлежащим улицам, разделив их на типы: легковые, грузовые, автобусы. Подсчет вести 2 раза в день: с 10 до 11ч. (время затишья) и с 17 до 18 ч. (час пик).
Задание 2. Подготовить плакаты, рисунки, иллюстрирующие проблему загрязнения атмосферу городов (по творческим группам).
Задание 3. «Изучение запыленности воздуха».
Материалы и оборудование: прозрачная клейкая пленка, листы чистой бумаги, весы.
Место проведения | Масса пыли в граммах за 5 суток | Масса пыли в граммах за 1 сутки (в среднем) | Источник загрязнения атмосферного воздуха |
|
Тесты (для закрепления):
1) Выберите правильное утверждение: «В атмосфере Земли содержится 20,95% ...»:
2) Доля какого газа в атмосфере Земли по вине человека уменьшается?
3) Выберите правильное утверждение: «На Земле кислород расходуется (связывается) в ходе ...» следующих процессов:
4) Выберите правильное утверждение: «Озоновый слой находится ...»
*Объясните, почему в крупных городах главные автомобильные дороги необходимо проектировать параллельно, а не поперек направлению основных ветров?
Экспертная справка. (Приложение)
Ход урока
Организационный момент.
На доске:
«Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе-
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И от чего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник.»
Ф.И. Тютчев
Учитель: Добрый день! Дорогие друзья!
Большинство экологически негативных последствий деятельности людей проявляется в изменении атмосферы – ее физического и химического состава. Техногенное воздействие на атмосферу стали причиной таких глобальных изменений, таких как: «парниковый эффект», разрушение озонового слоя, выпадение кислотных дождей. Именно загрязнение атмосферы в наибольшей мере истощает адаптационные возможности человеческого организма.
Атмосфера обладает мощной способностью к самоочищению от загрязняющих веществ. Но в настоящее время объем ежегодно выбрасываемых в атмосферу вредных веществ в мире резко возрос и составляет много миллионов тонн. Это превышает пределы атмосферы к самоочищению.
Особенно неблагоприятно складывается экологическая обстановка в городах, где сосредоточены крупнейшие промышленные объекты и автострады. Поэтому на сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить именно об атмосфере городов.
Тема нашего урока «Дыхание города» (дети пишут в тетрадях).
(Учитель говорит о целях и задачах данного урока.)
(Далее видео фильм по теме «Городской воздух» (7-10 минут).)
Выступление учащихся (по вопросам загрязнения атмосферы в своем собственном городе – Чебоксары (10 минут). Материал ребята подбирают сами.)
Учитель: А теперь давайте попробуем определить какое состояние атмосферы в нашем микрорайоне (идет работа в творческих группах). И попробуем сделать вывод, а также дать рекомендации по улучшению атмосферного воздуха (10 минут).
Выводы (учитель делает вместе с учениками): Загрязняя атмосферу – нарушаются процессы в природе. А человек – часть природы, поэтому при загрязнении атмосферы возникают проблемы со здоровьем человека, на столах у вас таблица. Обратите внимание, какие могут возникнуть проблемы (работа с таблицей).
Учитель: Ребята, каждый из нас должен задуматься над проблемами загрязнения воздуха.
«У каждого века вечность вопрошает: Что же свершится в будущем с природой?»
А. Кольцов.
И в завершении нашей с вами встречи вам нужно выполнить задания которые у вас на столах (ученики делают тесты).
(Учитель оценивает работу учащихся на уроке, а также собирает тетради с тестами и домашними исследования.)
Учитель: Спасибо за работу! Урок окончен.