Загрузить презентацию (2,08 МБ)
Класс: 6
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами практической работы
Цели урока: формирование представлений учащихся о развитии Древнерусского государства во второй половине XI - начале XII в.
Задачи урока:
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: Лекция, беседа, работа с историческими документами, составление портрета исторического деятеля, групповая работа, мультимедийное сопровождение урока.
Время реализации урока: 1 учебный час
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:
Складывается понимание того, что распад государства есть естественный процесс в развитии многих стран, приводящий впоследствии к образованию новых централизованных государств. Достигается понимание причин распада Древнерусского государства; учащиеся развивают навыки работы в группе, умение отстаивать свою точку зрения, навыки самостоятельного поиска и отбора необходимой информации, также данный урок способствует повышению информационной культуры и компетентности учащихся; развиваются навыки критического мышления, работы с историческими источниками и их анализ.
Необходимое оборудование и материалы: экран, мультимедийный проектор, маркеры, ватман.
Опережающее домашнее задание: подготовить сообщение о половцах.
Дидактическое обеспечение урока: подготовленные учителем карточки, материалы исторических источников, мультимедийная презентация, интерактивная карта.
Ход и содержание урока
I. Орг.момент
II. Введение в тему: работа с историческим документом "завещание Ярослава Мудрого". (Слайд 8)
Все тексты исторических документов, выводящиеся на слайды, дублируются в бумажном варианте и используются в качестве раздаточного материала для урока.
Вопросы к документу:
- Ребята, сегодня на уроке мы узнаем - смогли или нет выполнить сыновья и внуки Ярослава Мудрого его завещание?
Записываем тему урока: "Начало распада Древнерусского государства" (Слайд 1-6).
Постановка проблемного вопроса: Был ли процесс распада Древнерусского государства неизбежным, каковы могли быть последствия этого события? (Слайд 9)
III. Изучение нового материала
1. Наследники Ярослава Мудрого: рассказ учителя о наследниках Ярослава Мудрого:
2. Любечский съезд: Работа с отрывком из "Повести временных лет"(Слайд 19)
Беседа по вопросам:
Работа с отрывком из "Повести временных лет" (Слайд 22)
Беседа по вопросам:
Рассказ учителя о событиях произошедших после съезда. (Слайд 24-25)
Правление Владимира Мономаха:
а) групповая работа учащихся с подготовленными учителем текстами (Приложение 2). Ребята делятся на группы, выполняют задание на приготовленных ватманах. В зависимости от уровня подготовленности учащихся и решаемых учебных задач, деятельность может подразумевать следующее:
б) представление групповых работ, ответы на вопросы. (Слайд 27)
Отвечаем на проблемный вопрос: Был ли процесс распада Древнерусского государства неизбежным, каковы могли быть последствия этого события?
IV. Закрепление.
Письменная работа: характеристика исторической личности Владимира Мономаха (можно перенести эту работу на домашнее задание, если не хватит времени урока).
Памятка для оценки политического деятеля (слайд 28):
V. Подведение итогов. Выставление оценок
Рефлексия деятельности на уроке:
Беседа с ребятами:
Домашнее задание: параграф 5, задания по карточкам (Приложение 1) и/или (в зависимости от уровня подготовленности ребят) письменная работа: характеристика исторической личности Владимира Мономаха (при желании учащихся можно выбрать другого политического деятеля, с которым познакомились на уроке, или если успели сделать характеристику Мономаха на занятии).
Список учебной и дополнительной литературы.