Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание экономики

Урок экономики по теме Учимся защищать права потребителей

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 447

Гайворонская Людмила Ивановна, учитель истории

Целевая аудитория: учащиеся 10-11 классов.

Продолжительность занятия: 2 урока.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы и методы: активные методы обучения (ролевая игра, работа в группах, мозговой штурм, решение практических задач).

Цели:

Основные понятия: потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец, товар, услуги, права потребителя, право на информацию.

Ожидаемые результаты после занятия:

Материалы и оборудование:

Ход занятия

Первый этап

Учащиеся сидят, образуя полукруг.

1. Мозговой штурм.

Диалог между преподавателем и учениками, в ходе которого учащиеся должны ответить на вопрос учителя: "Где и когда мы встречаемся с экономикой?". Ученики приводят примеры, а учитель записывает их на листе А-3. Обратить внимание ребят на тот ответ, где будет сказано, что мы часто встречаемся с экономикой в сфере потребления (покупки или оказание услуг).

2. Ученикам предлагается ответить на вопрос: «Кто такой потребитель?» и записать на листы «post-it», а потом подойти к листу А3, прикрепить и изложить свой ответ.

3. Учитель открывает лист А3, на котором написана тема урока «Учимся защищать свои права потребителей»

4. Театрализованные сценки. (Они подготовлены раньше).

5. Учитель коротко рассказывает об истории потребительского законодательства.

«Проходили века, человек начал понимать, что лучше есть качественную пищу, чем подвергать свою жизнь опасности (так формировалось отношение к безопасности). Но важно было знать - где покупать (появилась потребность в достоверной информации). Иногда таких мест оказывалось много, человек получал возможность выбора (право свободного выбора). А если оказывалось, что вместо телячьей ножки подсунули медвежью, человек сам решал, как защищаться. Постепенно человек созрел до того, чтобы свои права обличить в форму закона.

Наконец, в 1962 году президент США Джон Кеннеди провозгласил на заседании Конгресса США четыре основных прав потребителя. Он утверждал, что все граждане, независимо от дохода и социального положения, имеют одни и те же потребительские права. Со временем эти права были признаны во многих странах и нашли отражение в руководящих принципах по защите прав потребителей, принятых в 1985 году на Генеральной Ассамблее ООН.

В этом документе количество основополагающих прав потребителей было расширено до восьми:

(примечание: права потребителей не называть, это будет задание для учеников)

Наше общество, пережившее кризисы, длительный переходный этап к рыночным отношениям, воспитанное на литературе социалистического реализма, когда защита потребителем своих прав ассоциировалась с худшими человеческими качествами: скандальностью, алчностью, мелочностью, а слово потребитель носило пренебрежительный оттенок, - сегодня может рассчитывать на защиту Закона РФ "О защите прав потребителей", принятого 7 февраля 1992 года. Сегодня он существует с изменениями и дополнениями от 02.06.1993 по 23.11.2009 г. Специалисты, тем не менее, отмечают чрезвычайно низкую правовую культуру российского потребителя, не готового защищать свои права.

Современный рынок диктует новые требования, воздвигает потребителя на вершину "управленческой пирамиды" предприятия. Сегодня потребление необходимо считать начальным этапом производства, а потребителя называть "королем" на рынке.

В ближайшее время Россия войдет в члены Всемирной торговой организации. На рынок хлынут товары и услуги, хорошие и разные.

В Статье 3 Закона РФ "О защите прав потребителей" говорится о "праве потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей, которое обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав".

Информирование и просвещение потребителей в России началось с момента принятия Закона РФ "О защите прав потребителей».

Древние римляне, сочинив множество законов на все случаи жизни, убеждали, что законами надо хотеть пользоваться. «Законы пишутся для бодрствующих»!» (www.websib.ru)

Второй этап

1. Учитель делит учащихся на группы. Желательно, чтобы в группе было не более 6 человек. Деление происходит пазлами: например, 4 открытки (можно заранее нарисовать на тему урока) разрезать на количество участников занятия). Учащиеся собираются в группы (если учеников 24, то получится 6 групп).

2. Группы получают тексты Закона РФ « О защите прав потребителей».

3. К ним приложены задания: найти и записать на листах А3.

4. Презентация работ учащихся. Можно ее устроить в виде экскурсии по музею «Права потребителей». Учащиеся переходят от одного плаката к другому, а представители групп представляют свои работы. «Экскурсанты» задают вопросы.

Третий этап

1. Учитель предлагает ученикам вновь разделиться на группы. Способ деления может быть такой: взять 4 статьи из Закона, разрезать каждую «цитату» на 6 частей (если учеников 24), предложить объединить части в цельные предложения.

2. Первая группа – юристы – консультанты, другие – участники ролевой игры.

3. Решение ситуативных заданий, используя технику «Ролевые игры»

Учитель предлагает 3 группам задания, в которых изложены разные ситуации. Ученики представляют задания, используя метод инсценировки. «Юристы – консультанты», пока ребята в группах заняты постановкой, решают ситуативные задания.

Задания.

«Юристы» дают совет Александру, что он должен сделать.

«Юристы» дают совет Марии Петровне, что она должен сделать.

«Юристы» дают совет гр.Иванову, что он должен сделать.

4. Синквейн.

Предлагается составить синквейн на тему урока.

Правила написания синквейна:

Для синквейна можно предложить слова: потребитель, право, товар, информация, защита прав, права потребителя…

Подведение итогов занятия

Используется техника «Мишень». На плакате изображена «мишень», разделенная на 4 части. В каждой из части написано: атмосфера на занятии, моя работа, работа в группах, тема урока. Учащиеся подходят к «мишени», ставят на линиях точки (фломастером). Важность темы и занятия оценивается так, чем ближе к центру стоят точки, тем лучше прошло занятие и тема очень важная.