Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Подвижные игры – игры, основное содержание которых составляют разнообразные виды бега, прыжков и другие движения. Простота правил, несложность и естественность физических упражнений, составляющих игровое действие, возможность проявить инициативу, волю, воображение: издавна способствовали широкой популярности подвижных игр как средства физического воспитания молодежи.
На Руси подвижные игры на протяжении многих веков также использовались в народной педагогике, как эффективное средство физического воспитания и совершенствования.
Анализ истории развития системы физического воспитания подрастающего поколения свидетельствует о том, что подвижные игры издавна широко использовались в подготовке молодежи к труду и успешному выполнению военных обязанностей.
Содержание игры составляют: сюжет, правила, двигательные действия, входящие в игру, форма игры – организация действий учеников – индивидуальная, групповая, коллективная.
Методические особенности зависят от ее содержания и формы, им свойственны образность, самостоятельность действий, элементы соревнования.
Игра отличается от труда тем, что в процессе ее не создаются какие-нибудь ценности, но она отражает его основные признаки. Игра является активным средством идеологического воздействия, определяет значимую роль и место игры в воспитательном процессе. В играх отражается особенность психического склада народностей, идеология, воспитания, уровень культуры. Некоторые игры приобретаю определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Присущий играм коллективизм действий приучает занимающихся к подчинению личных интересов интересам всего коллектива.
Различают основные группы игр: «не командные» – игры, в которых отсутствует коллективность действий в достижении цели и каждый играющий действует независимо от других.
«Пятнашки» (с различными заданиями) – развивает быстроту в беге, используя такие приемы, как ловля и увертывания.
«Переходные игры» – игры, в которых появляются элементы согласованных действий внутри отдельных групп. В начале участники действуют самостоятельно, но в дальнейшем образуют группы.
«Ловля парами, цепочками» – развивают ловкость, обучаем согласованным действиям между участниками.
«Командные» – игры в которых соревнования проходят между целыми игровыми коллективами.
«Пятнашки мячом», «эстафеты навстречу друг другу» – развивают быстроту.
Для детей 7-11 лет характерно – плавное развитие морфофункциональных систем с некоторым преобладанием темпов роста тела относительно массы. Система кровообращения заключается в увеличении объема сердца. Частота дыхания становится с 23 вздохов в минуту до 19.
Педагогические задачи, решаемые с помощью подвижных игр в младшем возрасте:
Игры для подготовительной части занятий:
В связи с процессом полового созревания в этом возрасте происходят неодновременное формирование отдельных систем и органов подростка. Интенсивно идет процесс развития дыхательной системы. Существенные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе, интенсивно растет масса и объем сердца.
Педагогические задачи, решаемые с помощью подвижных игр в среднем возрасте:
Игры для данной возрастной группы усложняются по содержанию:
Легкая атлетика (Приложение 1):
Баскетбол (Приложение 2):
Футбол (Приложение 3):
Гимнастика (Приложение 4):
Строить процесс обучения следует при активном участие в нем учеников, на базе осознания ими ценности занятия играми для их всестороннего развития (принцип сознательности и активности).
Использовать разнообразные формы наглядности для лучшего восприятия изучаемых упражнений (принцип наглядности).
Обеспечить доступность физической координации и психологических нагрузок (принцип доступности).
Принцип систематичности.
Принцип прочности.
Практическая деятельность руководителя игры складывается из следующих элементов:
Руководство игрой:
Подведение итогов.
По окончанию игры руководитель должен объявить ее результаты, решение судьи обязательны для всех.
Список литературы: