Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.
Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но существенно сместился акцент к требованиям умений и навыкам. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.
К сожалению, научно-методические службы не обеспечивают школы новыми, соответствующими современным требованиям, учебно-методическими комплексами, поэтому учителям приходится самим находить пути решения данной проблемы. И здесь уже однозначного решения нет: подготовленность детей разная, уровень классов разный. В этой ситуации в наиболее выгодном положении находятся классы с углубленным изучением математики.
В общеобразовательных классах основное внимание нужно уделить отработке первой части экзамена по математике, так как только первая часть обеспечивает удовлетворительную отметку.
Мы предлагаем следующую систему работы по подготовке к ГИА по математике в 9 классе.
Система работы по подготовке к ГИА по математике в 9 классе.
Остановимся подробнее на 4 и 5 пунктах.
Изменение системы контроля, а, строго говоря, изменение отношения учителя к качеству контроля, является необходимым условием повышения качества обучения.
Не секрет, что в настоящее время контроль ослаб, стал формальным, поэлементный анализ контрольных работ практически исключён из практики учителей. К тому же, использование многочисленных тестов вместо контрольных работ приводит к тому, что учитель не видит причин допущения ошибок. А участие родителей в этом процессе практически нулевое.
Мы предлагаем систему контроля, которая:
во-первых, позволит учителю иметь постоянную информацию об уровне овладения учебным материалом по каждой теме, своевременно принимать меры по коррекции пробелов,
во-вторых, повысит мотивацию учащихся к учению,
в-третьих, поможет привлечь родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение детей.
В систему контроля уровня ЗУН предлагается включить зачётный лист ученика. Зачётный лист составляется по каждой теме. Перечисляются все проверочные работы, которые планирует провести учитель, и которые определяют уровень овладения учащимися базовыми знаниями по данной теме. После проведения проверочной работы в зачётный лист выставляется отметка. Если ученик получил неудовлетворительную отметку, ему предоставляется возможность отработать свои ошибки, и затем обязательно пересдать проверочную работу. До контрольной работы по теме каждый ученик должен по всем проверочным работам иметь положительную отметку.
Проверочные работы учитель составляет в соответствии с обязательными требованиями к уровню знаний по данной теме.
Таким образом, ученики к контрольной работе подходят как минимум на базовом уровне.
После каждой работы зачётный лист даётся на подпись родителям, в котором указывается дата дополнительных занятий. Перед контрольной работой родителям сообщается готов ли их ребёнок к контрольной работе. По зачетному листу родители получают возможность следить за подготовкой к контрольной работе, своевременно принимать меры по коррекции знаний ребёнка. Такую систему контроля вводить лучше как можно раньше, но обязательно в 8 классе.
Зачётный лист № 1
ученика 9 класса «А» _________________________ по теме: «Квадратичная функция»
№ | Содержание учебного материала | дата | выполнение | дата | коррекция |
1 | Функция. Область определения функции и область значений функции. |
|
|
|
|
2 | График функции. |
|
|
|
|
3 | Свойства функций |
|
|
|
|
| Тест №1 Функция. Свойства функций |
|
|
|
|
4 | Квадратный трёхчлен и его корни. |
|
|
|
|
5 | Разложение квадратного трёхчлена на множители |
|
|
|
|
| Тест №2. «Квадратный трёхчлен и его корни». |
|
|
|
|
6 | График квадратичной функции |
|
|
|
|
7 | Свойства квадратичной функции |
|
|
|
|
| Тест №3. «Квадратичная функция и её свойства». |
|
|
|
|
| Контрольная работа №1 по теме: «Квадратичная функция». |
|
|
|
|
Итог работы по теме: «Квадратичная функция»
_______________________________________________________
График дополнительных занятий
Дата | Результат | Дата | Результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дата ____________________ Подпись учителя_________________
Дата ________________ Подпись родителей_________________
Проанализировав содержание экзаменационных работ и кодификатор тем, мы выделили следующие темы для итогового повторения:
Уроки итогового повторения строятся следующим образом. На уроке разбираются типовые задачи по 2-3 темам. На дом задаются аналогичные задачи. На следующем уроке выясняются затруднения, которые возникли у учеников, прорабатывают эти задачи. Затем даётся проверочная работа. Ученики, не сдавшие зачёт, обязаны дома проработать дополнительный вариант и сдать зачёт на дополнительном занятии. Через определённое число уроков проводится тренировочная работа по целому блоку тем, анализируется, корректируется и проводится зачетная работа по данному блоку тем. Затем цикл повторяется по другим темам. После итогового повторения проводятся (две) предэкзаменационные работы в условиях, приближенных экзаменационным.
Важно, чтобы все ученики сдали обязательную часть зачетной работы. В зачётную работу можно (нужно) включать не только обязательные задания, но и более сложные (для подготовленных учеников).
Информация о выполнении зачётных работ в обязательном порядке доводится до сведения родителей.
Диагностическая карта
ученика 9 класса «А» ________________________
.1 часть
№ | Зачётная работа | дата | Уровень усвоения | Подпись учителя | Подпись родителей |
1 | Числа и числовые выражения |
|
|
|
|
2 | Неравенства с одной переменной |
|
|
|
|
3 | Линейные неравенства |
|
|
|
|
4 | Действия со степенями (буквенные и числовые выражения). |
|
|
|
|
5 | Задачи на проценты |
|
|
|
|
6 | Задачи на составление уравнений (линейных и дробно-рациональных). |
|
|
|
|
7 | Решение квадратных уравнений и задач, связанных с их решением. |
|
|
|
|
8 | Чтение графиков функций |
|
|
|
|
9 | Дробно-рациональные выражения и уравнения. |
|
|
|
|
10 | Арифметическая и геометрическая прогрессия |
|
|
|
|
11 | Чтение графиков и диаграмм |
|
|
|
|
Подготовка ко второй части работы осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время на элективных курсах. Используется сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ и МИИО.
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала.
Конечно же, данная система требует большего количества времени учителя на подготовку к урокам, на проверку работ, на проведение дополнительных занятий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему в любом случае необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений учащихся.