"Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооруженный знаниями, непобедим"
М.Горький.
Цели урока: повторение и отработка навыков раскрытия скобок, приведения подобных слагаемых, решения уравнений и задач с помощью составления уравнений; развитие внимания, памяти, логического мышления; повышение интереса к предмету.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя:
Ребята, посмотрите на тему нашего сегодняшнего урока. Не совсем обычная тема для урока математики, не правда ли? Что бы ответить на вопрос, с какими старыми знакомыми мы сегодня встретимся, предлагаю вам решить анаграмму. Переставьте в слове буквы так, чтобы получилось слово – математический термин:
НЕРУВАНИЕ (ответ – УРАВНЕНИЕ).
Итак, сегодня на уроке мы с вами продолжим работать над уравнениями, которые по праву можем назвать старыми знакомыми. Ведь с уравнениями мы встречались еще в начальной школе. Теперь мы умеем решать уравнения не только на основании связей между компонентами действий, но и с помощью переноса слагаемых из одной части уравнения в другую.
II. Индивидуальная работа
Один учащийся во время математической разминки класса работает у доски над составлением выражения по условию задачи:
III. Математическая разминка.
Ответьте на вопросы:
Проверим, как мы научились выполнять эти операции.
Задания проецируются на доску через кодоскоп
Задание 1. Привести подобные слагаемые:
4х –2 – х;
8х + 5 + 2х – 10х;
–5х + 1 –5.
Задание 2. Раскрыть скобки и привести подобные слагаемые:
2(3х – 5);
15– (5 – 2х);
6х– 6(3 –х).
Задание 3. (Работа с планшетами: каждый ученик пишет свой ответ на планшете и, быстро подняв его, показывает учителю). Вставить пропущенное число, определив логическую связь между уравнением и числом в скобках:
15х + 2 = – 43 (– 3);
27– 9х = – 9 (?);
10х– 5 = 8х + 9; (?).
Задание 4. Найти неизвестное число
3х – 1 = 8;
5х + 4 = 34;
3(5 + х) = 42;
18 – х = ? (ответ: 6. Корни уравнений представляют числовой ряд 3; 6; 9; 12).
Задание 5. Ученик решал задачу, которая начиналась словами: "За три дня в магазине было продано 450 кг яблок". Он составил уравнение: х + 2х + (х + 50) = 450. Восстановите условие задачи и решите ее.
Проверим индивидуальную работу ученика у доски.
IV. Работа в тетрадях.
Нам предстоит решать задачи с помощью составления уравнений. Встречающиеся при этом трудности мы разделили на 3 части: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых, решение уравнений. Раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых мы уже повторили, значит, готовы решать уравнения.
Задание 1. (Один ученик с подробным объяснением у доски решает уравнение) Решить уравнение: 25х + 5(4 – 3х) = 3(х + 1) + 10.
Задание 2. (6 уравнений заранее написаны на доске. От каждой колонки вызывается по 1 ученику. Ученики должны решить по одному уравнению и, выбрав из таблицы правильный ответ, рядом со своим уравнением записать соответствующую ему букву):
8х – (7х + 8) = 9;
3(х – 4) = 4(3х + 6);
3(1 – х) = 4х – 11;
3(х + 6) = 2(х – 3);
5х + 3(3х + 7) = 35;
3х – (5 – х) = 11.
Корень | 2 | 4 | 24 | 17 | 1 | –7 | –4 | –24 |
Буква | К | Т | О | Д | Р | М | Е | А |
Учащиеся класса работают над этими же уравнениями по колонкам. Те учащиеся, которые быстро справились со своим уравнением, приступают к решению следующих уравнений. В результате учащиеся расшифровывают фамилию французского математика.
Историческая справка. Рене Декарт – французский ученый XVII в. Именно Декарт обозначил неизвестную величину уравнения буквой "х". И этим обозначением, введенным в XVII в., мы пользуемся до сих пор.
V. Дифференцированная работа учащихся.
Учащиеся продвинутого (I группа) и основного (II группа) уровней работают самостоятельно на местах по индивидуальным карточкам, учащиеся базового уровня (III группа) работают у доски вместе с учителем.
Задание для учащихся I группы: При каком значении t значение выражения 8t + 3 в три раза больше значения выражения 5t – 6.
Задание для учащихся II группы: Решить уравнение: 8(х – 7) – 3(2х + 9) = 5.
Задания для учащихся III группы:
2х + 3 = х – 6;
2х – 1 = 3х + 6;
3х – 2 = 7х – 14;
2х – 4 = 12 – 6х;
5 – 3х = 4 – 2у.
Учащиеся I и II групп проверяют свои работы с помощью кодоскопа.
VI. Решение задачи.
Решая задачи, вы, наверное, уже заметили, что можно идти 2 путями – "по здравому смыслу", арифметически, или составляя уравнение, алгебраически. И не раз уже убеждались в удобстве последнего способа. В чем же достоинство алгебраического способа? Ответить на этот вопрос попробуем после решения задачи.
Сейчас мы рассмотрим задачу, подробности решения которой вашим сверстником Егором Зиберовым описаны А.П. Чеховым в рассказе "Репетитор".
Задача: Купец купил 138 аршин черного и синего сукна на 540 руб. Спрашивается, сколько аршин он купил того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное – 3 руб. за аршин.
Рассказ написан более 100 лет назад, но условие задачи нам понятны. Кроме, может быть, слова "аршин". Аршин – это мера длины, существовавшая на Руси с XVI в. Помните:
"Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать.
В Россию можно только верить."Ф. Тютчев.
1 аршин = 71,12 см.
Вернемся к нашему герою Егору Зиберову, ученику 7–го класса, который так и не смог решить эту задачу.
Попробуем решить ее по "здравому смыслу", т.е. арифметически.
Если учащиеся затрудняются решить задачу, то решение можно спроецировать с помощью кодоскопа на доску. При этом проецируются только действия без пояснений. Учащиеся решение не записывают, только поясняют устно каждое действие:
3 * 138 = 414 (руб.) – заплатил бы купец, купив только черное сукно.
540 – 414 = 126 (руб.) – на столько рублей купец заплатил больше.
5 – 3 = 2 (руб.) – на столько рублей дороже 1 аршин синего сукна.
126 : 2 = 63 (аршин) – купец купил синего сукна.
138 – 63 = 75 (аршин) – купец купил черного сукна.
Теперь решим эту задачу с помощью уравнения. (На доске разбирается подробное решение задачи):
Пусть х аршин купец купил синего сукна, тогда (138 – х) аршин купил купец черного сукна, 5х руб. стоит все синее сукно, 3(138 – х) руб. стоит черное сукно. Т.к. за все сукно купец заплатил 540 рублей, то можно составить уравнение:
5х + 3(138 – х) = 540.
5х + 414 – 3х = 540
2х = 126
х = 63.
Значит, купец купил 63 аршина синего сукна.
138 – 63 = 75 (аршин) – черного сукна.
Ответ: 63 аршина синего сукна, 75 аршин черного сукна.
Как же проще решить задачу?
VII. Итог урока.
А сейчас я хочу обратить ваше внимание на слова М. Горького, записанные на доске. В справедливости этих слов вы, наверное, убедились. Действительно, знание – большая сила. Егор Зиберов не смог решить задачу – ему не хватило знаний, а мы нашли даже не одно решение.
Учитель объявляет и комментирует поставленные за урок оценки.
Решение уравнений – зачастую дело нетрудное; составление уравнений по данным задачи затрудняет больше. Вы видели сейчас, что искусство составлять уравнения сводится к умению переводить "с родного языка на алгебраический". Но язык алгебры весьма немногословен; поэтому перевести на него удается без труда далеко не каждый оборот родной речи. Уравнения считаются языком алгебры. Этот предмет мы с вами начнем изучать в следующем году. Великий Ньютон в своем учебнике алгебры, озаглавленном "Всеобщая арифметика", писал: "Чтобы решить вопрос, относящийся к числам или к отвлеченным отношениям величин, нужно лишь перевести задачу с родного языка на язык алгебраический".
VIII. Домашнее задание.
Один из таких переводов вы попробуете сделать дома самостоятельно (каждому ученику на карточке выдается текст задачи):
На памятнике древнегреческому математику Диофанту начертано: "Прохожий! Под этим камнем покоится прах Диофанта, умершего в старости. Шестую часть его жизни заняло детство, двенадцатую – отрочество, седьмую – юность. Затем протекала половина его жизни, после чего он женился. Через пять лет у него родился сын, а когда сыну минуло четыре года, Диофант скончался". Сколько лет жил Диофант?