Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание математики

Наши старые знакомые

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 318

Бодорина Ольга Александровна, учитель математики

"Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооруженный знаниями, непобедим"

М.Горький.

Цели урока: повторение и отработка навыков раскрытия скобок, приведения подобных слагаемых, решения уравнений и задач с помощью составления уравнений; развитие внимания, памяти, логического мышления; повышение интереса к предмету.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя:

Ребята, посмотрите на тему нашего сегодняшнего урока. Не совсем обычная тема для урока математики, не правда ли? Что бы ответить на вопрос, с какими старыми знакомыми мы сегодня встретимся, предлагаю вам решить анаграмму. Переставьте в слове буквы так, чтобы получилось слово – математический термин:

НЕРУВАНИЕ (ответ – УРАВНЕНИЕ).

Итак, сегодня на уроке мы с вами продолжим работать над уравнениями, которые по праву можем назвать старыми знакомыми. Ведь с уравнениями мы встречались еще в начальной школе. Теперь мы умеем решать уравнения не только на основании связей между компонентами действий, но и с помощью переноса слагаемых из одной части уравнения в другую.

II. Индивидуальная работа

Один учащийся во время математической разминки класса работает у доски над составлением выражения по условию задачи:

III. Математическая разминка.

Ответьте на вопросы:

Проверим, как мы научились выполнять эти операции.

Задания проецируются на доску через кодоскоп

Задание 1. Привести подобные слагаемые:

4х –2 – х;

8х + 5 + 2х – 10х;

–5х + 1 –5.

Задание 2. Раскрыть скобки и привести подобные слагаемые:

2(3х – 5);

15– (5 – 2х);

6х– 6(3 –х).

Задание 3. (Работа с планшетами: каждый ученик пишет свой ответ на планшете и, быстро подняв его, показывает учителю). Вставить пропущенное число, определив логическую связь между уравнением и числом в скобках:

15х + 2 = – 43 (– 3);

27– 9х = – 9 (?);

10х– 5 = 8х + 9; (?).

Задание 4. Найти неизвестное число

3х – 1 = 8;

5х + 4 = 34;

3(5 + х) = 42;

18 – х = ? (ответ: 6. Корни уравнений представляют числовой ряд 3; 6; 9; 12).

Задание 5. Ученик решал задачу, которая начиналась словами: "За три дня в магазине было продано 450 кг яблок". Он составил уравнение: х + 2х + (х + 50) = 450. Восстановите условие задачи и решите ее.

Проверим индивидуальную работу ученика у доски.

IV. Работа в тетрадях.

Нам предстоит решать задачи с помощью составления уравнений. Встречающиеся при этом трудности мы разделили на 3 части: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых, решение уравнений. Раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых мы уже повторили, значит, готовы решать уравнения.

Задание 1. (Один ученик с подробным объяснением у доски решает уравнение) Решить уравнение: 25х + 5(4 – 3х) = 3(х + 1) + 10.

Задание 2. (6 уравнений заранее написаны на доске. От каждой колонки вызывается по 1 ученику. Ученики должны решить по одному уравнению и, выбрав из таблицы правильный ответ, рядом со своим уравнением записать соответствующую ему букву):

8х – (7х + 8) = 9;

3(х – 4) = 4(3х + 6);

3(1 – х) = 4х – 11;

3(х + 6) = 2(х – 3);

5х + 3(3х + 7) = 35;

3х – (5 – х) = 11.

Корень 2 4 24 17 1 –7 –4 –24
Буква К Т О Д Р М Е А

Учащиеся класса работают над этими же уравнениями по колонкам. Те учащиеся, которые быстро справились со своим уравнением, приступают к решению следующих уравнений. В результате учащиеся расшифровывают фамилию французского математика.

Историческая справка. Рене Декарт – французский ученый XVII в. Именно Декарт обозначил неизвестную величину уравнения буквой "х". И этим обозначением, введенным в XVII в., мы пользуемся до сих пор.

V. Дифференцированная работа учащихся.

Учащиеся продвинутого (I группа) и основного (II группа) уровней работают самостоятельно на местах по индивидуальным карточкам, учащиеся базового уровня (III группа) работают у доски вместе с учителем.

Задание для учащихся I группы: При каком значении t значение выражения 8t + 3 в три раза больше значения выражения 5t – 6.

Задание для учащихся II группы: Решить уравнение: 8(х – 7) – 3(2х + 9) = 5.

Задания для учащихся III группы:

2х + 3 = х – 6;

2х – 1 = 3х + 6;

3х – 2 = 7х – 14;

2х – 4 = 12 – 6х;

5 – 3х = 4 – 2у.

Учащиеся I и II групп проверяют свои работы с помощью кодоскопа.

VI. Решение задачи.

Решая задачи, вы, наверное, уже заметили, что можно идти 2 путями – "по здравому смыслу", арифметически, или составляя уравнение, алгебраически. И не раз уже убеждались в удобстве последнего способа. В чем же достоинство алгебраического способа? Ответить на этот вопрос попробуем после решения задачи.

Сейчас мы рассмотрим задачу, подробности решения которой вашим сверстником Егором Зиберовым описаны А.П. Чеховым в рассказе "Репетитор".

Задача: Купец купил 138 аршин черного и синего сукна на 540 руб. Спрашивается, сколько аршин он купил того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное – 3 руб. за аршин.

Рассказ написан более 100 лет назад, но условие задачи нам понятны. Кроме, может быть, слова "аршин". Аршин – это мера длины, существовавшая на Руси с XVI в. Помните:

"Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать.
В Россию можно только верить."

Ф. Тютчев.

1 аршин = 71,12 см.

Вернемся к нашему герою Егору Зиберову, ученику 7–го класса, который так и не смог решить эту задачу.

Попробуем решить ее по "здравому смыслу", т.е. арифметически.

Если учащиеся затрудняются решить задачу, то решение можно спроецировать с помощью кодоскопа на доску. При этом проецируются только действия без пояснений. Учащиеся решение не записывают, только поясняют устно каждое действие:

3 * 138 = 414 (руб.) – заплатил бы купец, купив только черное сукно.

540 – 414 = 126 (руб.) – на столько рублей купец заплатил больше.

5 – 3 = 2 (руб.) – на столько рублей дороже 1 аршин синего сукна.

126 : 2 = 63 (аршин) – купец купил синего сукна.

138 – 63 = 75 (аршин) – купец купил черного сукна.

Теперь решим эту задачу с помощью уравнения. (На доске разбирается подробное решение задачи):

Пусть х аршин купец купил синего сукна, тогда (138 – х) аршин купил купец черного сукна, 5х руб. стоит все синее сукно, 3(138 – х) руб. стоит черное сукно. Т.к. за все сукно купец заплатил 540 рублей, то можно составить уравнение:

5х + 3(138 – х) = 540.

5х + 414 – 3х = 540

2х = 126

х = 63.

Значит, купец купил 63 аршина синего сукна.

138 – 63 = 75 (аршин) – черного сукна.

Ответ: 63 аршина синего сукна, 75 аршин черного сукна.

Как же проще решить задачу?

VII. Итог урока.

А сейчас я хочу обратить ваше внимание на слова М. Горького, записанные на доске. В справедливости этих слов вы, наверное, убедились. Действительно, знание – большая сила. Егор Зиберов не смог решить задачу – ему не хватило знаний, а мы нашли даже не одно решение.

Учитель объявляет и комментирует поставленные за урок оценки.

Решение уравнений – зачастую дело нетрудное; составление уравнений по данным задачи затрудняет больше. Вы видели сейчас, что искусство составлять уравнения сводится к умению переводить "с родного языка на алгебраический". Но язык алгебры весьма немногословен; поэтому перевести на него удается без труда далеко не каждый оборот родной речи. Уравнения считаются языком алгебры. Этот предмет мы с вами начнем изучать в следующем году. Великий Ньютон в своем учебнике алгебры, озаглавленном "Всеобщая арифметика", писал: "Чтобы решить вопрос, относящийся к числам или к отвлеченным отношениям величин, нужно лишь перевести задачу с родного языка на язык алгебраический".

VIII. Домашнее задание.

Один из таких переводов вы попробуете сделать дома самостоятельно (каждому ученику на карточке выдается текст задачи):

На памятнике древнегреческому математику Диофанту начертано: "Прохожий! Под этим камнем покоится прах Диофанта, умершего в старости. Шестую часть его жизни заняло детство, двенадцатую – отрочество, седьмую – юность. Затем протекала половина его жизни, после чего он женился. Через пять лет у него родился сын, а когда сыну минуло четыре года, Диофант скончался". Сколько лет жил Диофант?