Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание литературы

Тема счастья в повести И.С. Тургенева Ася

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 202

Хаипова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы

Место урока: третий урок изучения повести.

Дидактическая цель урока:

Оборудование: текст повести «Ася» И.С. Тургенева, рабочие карты, проектор мультимедиа, интерактивная доска «MIMIO» (проекция карты наблюдений, рабочих таблиц, которые заполняются постепенно), музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский «Времена года. Июнь», Бетховен «К Элизе», «Лунная соната», романс «В дороге» («Утро туманное, утро седое…»).

Эпиграф: Ловите даже маленькие минуты счастья, наслаждайтесь ими, цените их! (И.С. Тургенев)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Разъяснение условий работы на уроке (в ходе учебного диалога учащиеся должны фиксировать результаты своих наблюдений в рабочей карте в соответствии с ее разделами (Приложение 1)

II. Работа по теме урока

БЛОК «ИДЕЯ»

1. Вступительное слово учителя

Учитель под музыкальное сопровождение читает со слов: «Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье…» (Гл.1)

Учитель: «Мы услышали в этом пейзаже «Лунную сонату» Бетховена. Этот пейзаж как будто говорит: «Внимание, скоро должно произойти что-то важное»» Скоро произойдет встреча героя с Асей.
– Что кажется необычным герою во внешности Аси?
– Что подчеркивает автор в портрете героини? (Говоря об изменчивости выражения глаз девушки, вспоминаем о художественной детали и ее роли в характеристике литературного героя.)
– Прочитайте описание местности, которую Ася выбрала для жительства. Как это ее характеризует?
– Что в поведении девушки кажется необычным с самого первого взгляда?
– С каким чувством г-н Н. Н. покидает Гагиных? Почему он испытывает такие чувства?
– Может ли читатель, познакомившийся с началом повести, предположить, как будут развиваться события дальше? Почему? Отвечая на последний вопрос, ученики говорят о некотором сходстве в характерах Аси и г-на Н. Н. – чувствительность, романтичность, чуткий интерес к людям. Каждый из них по-своему необычен, это привлекает героев друг в друге.

2. Ученик под музыкальное сопровождение читает со слов: «помнится, я шел домой, ни о чем не размышляя…» (Гл. 4)

– Этот пейзаж прекрасно раскрывает музыка Чайковского «Времена года Июнь».
– С чем ассоциируется для героя запах конопли? (С родиной)
– Автор говорит о двух важных для него вещах. О каких? (О родине и об Асе)
– Не случайно, вспоминая о России, герой думает об Асе. Эти образы для него тождественны. Что общего у Аси и России? (Обе не такие, как все. «Умом не понять, аршином общим не измерить»)
– Что помогает отчасти понять ее странное поведение?

3. Учащиеся читают свои творческие работы (задание было дано на предыдущем уроке: написать воображаемое письмо-объяснение господину Н.Н. о причинах «странного» поведения Аси).

4. Рассказ учителя о дочери И.С. Тургенева Пелагее.

5. Заполнение таблицы.

Линии сравнения Дочь крепостной и барина Умерла мать Отец выполняет все желания дочери Умер отец Приютил старший брат Уезжают за границу
Ася + + + + + +
Пелагея + + + +

6. Вывод: повесть биографична. Возможно, Тургенев пытался представить будущее своей дочери.

– Почему Гагин решился рассказать историю жизни Аси почти незнакомому человеку?
– Почему г-н Н. Н. рассказывает Гагину о записке Аси с предложением свидания? Правильно ли он поступил?
– Почему г-н Н. Н. обвиняет девушку в неизбежном разрыве? Прав ли он?
– Верит ли г-н Н. Н. сам в свои доводы? Чем продиктованы его слова?
– Как впоследствии рассказчик оценил свой поступок?

Блок «ТУРГЕНЕВСКАЯ ДЕВУШКА»

1. Звучит романс «В дороге» («Утро туманное, утро седое…»)

2. Подготовленный ученик читает стихи:

И там, вдали, где роща так туманна,
Где луг едва трепещет над тропой, –
Елена, Лиза, Маша, Марианна,
И Ася, и несчастная Сусанна –
Собралися воздушною толпой.

Знакомые причудливые тени,
Создания любви и красоты,
И действенной, и женственной мечты,
Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,
Он дал им форму, краски и черты.

3. Учитель: В литературоведении существует особое понятие «тургеневская девушка», черты характера героинь такого типа (неяркая внешность, огромная внутренняя сила, способность на серьезный поступок во имя любви, цельность натуры и т. д.) мы находим в Асе:

«Тургеневская девушка» «Тургеневский мужчина»
Самоотверженная
Искренняя
Решительная
Не боится любви «Окрылённая»

– А как вы охарактеризуете «тургеневского мужчину»?
– Может ли счастье быть «односторонним»?

4. Раскройте идейно-художественный смысл избранных глав (работа групп)

11 глава
Как изменилась Ася и почему (серьезные раздумья, глубокое чувство делают ее взрослее, она понимает трагичность, некоторую обреченность своей судьбы: «крылья у меня выросли – да лететь некуда»); следим за тем, какая большая внутренняя работа происходит в г-не Н. Н. (13, 14-я главы) (открытие об Асиной влюбленности пугает его, он отчаянно пытается сделать выбор между нахлынувшим чувством и разумным доводом: «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!..»).
16 глава
Читаем и анализируем сцену свидания, отвечая на вопросы:
– Почему г-н Н. Н. обвиняет девушку в неизбежном разрыве? Прав ли он?
– Верит ли г-н Н. Н. сам в свои доводы? Чем продиктованы его слова?
– Как впоследствии рассказчик оценил свой поступок?
Заслушиваются выводы групп.

III. Заключительное слово учителя

«Счастье в древней мифологии представлялось женщиной с длинной косой, развеваемой ветром. Легко поймать ее, пока она подлетает к вам, но пропустите один миг – она пролетит. Нельзя схватить ее, оставшись позади. Невозвратим счастливый миг. Не пропустить благоприятную минуту – вот высочайшее условие житейского благоразумия. Счастливые обстоятельства бывают для каждого из нас, но не каждый умеет ими пользоваться» (Н.Г. Чернышевский)

IV. Домашнее задание (дифференцированное):

1. Проанализировать таблицу «Характеризуем главного героя» и записать выводы.
2. Написать сочинение-эссе «У счастья нет завтрашнего дня…»