Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание технологии

Вышивка в ковровой технике. Комплект разработок уроков с использованием деятельностного метода

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 296

Васильева Ольга Борисовна, Учитель технологии (обслуживающий труд)

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,05 МБ)


Цели урока:

Задачи урока:

Демонстрационные материалы: образцы работ вышивки ковровой техники, эскизы, рисунки, схемы.

Учебное содержание: значение ковровых изделий в эстетическом оформлении интерьера. Традиции ручного ткачества Зауралья. Особенности современного ручного ковроткачества. Виды ковров ручной работы. Время занятия: 1час 20 минут.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности. 5 мин.

Цель: создать условия для возникновения у обучающихся стремление создать интересный аксессуар для интерьера своей комнаты. Презентация Слайд 1

2. Актуализация знаний. 5 мин. Слайд 2

Цель: актуализировать знания о рукоделии, волокнах, пряжи, инструментах и приспособлениях.

Вопросы к обучающимся:

Преобразовать слова и объяснить, что у них общего Слайд 3

Анаграммы: етнхлогояи, сектвтчао, арпжя, нерпеидя.

1. С какими видами рукоделия вы знакомы?

2.Чем бы вы хотели украсить свою комнату? Слайд 4

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания. 30 мин.

Цель: организовать построение плана деятельности по изготовлению изделия.

Вопросы к обучающимся. Внимательно рассмотрите образцы ковриков и ответьте на вопросы:

  1. Смогли бы вы изготовить такое изделие? (да, нет, это трудно).
  2. Какие материалы нужны для коврика? (нитки, пряжа, ткань для основы).
  3. А из чего получают пряжу и нитки? (из волокон).
  4. Расскажите о классификации волокон. Слайд 5.

Формулировка темы и цели урока.

История ковроткачества Зауралья (слово юным архивариусам) Слайд 6

1 уч. Шадринский район Курганской области считается родиной русского ворсового ковра.

Одно из первых упоминаний о ковровых изделиях Шадринского края относится к 1701 году. Местные ковры отличались небольшой плотностью узлов, большой высотой ворса и цветовой гаммой, основанной на сочетании естественных оттенков шерсти. Ковроткацкий промысел возник в 1925 г. В селе Канаши на базе кожевенного производства, отходы шерсти которого местные женщины использовали для изготовления в домашних условиях махровых ковров. В 1934 г. мастера артели обучались у ткачей Армении искусству ручного тканья ворсовых ковров. Вскоре техническое и художественное качество вырабатываемых в Канашах ворсовых ковров становится настолько высоким, что с 1936 г. по 1941 г. артель поставляет свою продукцию на экспорт. В 1932 г. в соседних селах “Вознесенском” и “Новая техника”. В1960 г. все три артели были объединены и реорганизованы в ковроткацкую фабрику. Слайд 7

2 уч. В ворсовых коврах отражены классические орнаменты Азербайджана и Дагестана, а также древнерусский и местный орнамент Зауралья. В орнаменте ковров использовались геометрические и растительные мотивы. Очень популярен тип северного ковра: на чёрном или тёмно-синем фоне ярко-алые цветы – розаны и листья. Цветы располагаются “букетами”. Чаще всего большой яркий букет находиться в центре, а по углам ковра небольшие букетики из более мелких цветов и листьев. По краю ковра идёт кайма.

3 уч. Канашинские ковры неоднократно экспонировались на всесоюзных и международных выставках, а также поставлялись на экспорт. Фабрика отнесена 1992 г. экспертной комиссией Научно-исследовательского института художественной промышленности к предприятиям

художественных промыслов в 2001 г. региональный художественно-экспертный совет вновь подтвердил статус предприятия. Наибольшая занятость рабочих в процессе производства наблюдалась в 70-80-е годы XX века – более 400 человек. Продукция фабрики шла в основном на экспорт и за пределы области. Большой спад в производстве и занятости был в 90-е годы, а в 1997-м производство совсем закрылось. Однако в 2000 году благодаря усилиям оставшихся мастеров и частного предпринимателя оно возродилось как ОАО “Канашинские ковры”, и на протяжении пяти лет объединение выпускало продукцию, сохраняя традиции старого производства и разрабатывая образцы новых, современных изделий. В 2006 году вновь наблюдается спад производства. На сегодняшний день производство приостановлено.

4 уч. Другой центр ковроткацкого производства в Курганской области находился в Далматовском районе. Ковровая фабрика с 1970г. являлась специализированным ковровым предприятием, выпускало ворсовые ковры, паласы ручного изготовления, шерстяные и полушерстяные ковровые дорожки. Колорит изделий строился на контрастных цветовых сочетаниях.

Технология изготовления вышивки в ковровой технике не сложная и затраты времени соразмерны вышивки крестиком, поэтому вы быстро увидите результаты своего труда.

Организация рабочего места, инструменты и приспособления, материалы.

Слайд 8 Инструменты: ножницы, крючок для вязания, крючок для поднятия петель.

Слайд 9 Ткань для основы: ковровая канва, тюль.

Пряжа: шерстяная, полушерстяная или синтетическая (возможно распускать трикотажные вещи, отслужившие свой срок).

Шерстяную пряжу используют для коврового ворса, а для улучшения качества изделий в нее добавляют синтетические волокна. Какие?

Подготовка к работе.

4. Включение нового знания в систему имеющихся знаний. 5 мин.

Цель: Выявить и определить границы применимости нового знания.

Вопросы обучающимся:

  1. Почему мы украшаем интерьер своей комнаты? (создать уют, благоприятную атмосферу).
  2. Что для этого необходимо? (умение создавать интересные и полезные вещи своими руками).

5. Самостоятельная работа с самопроверкой. 20 мин.

Цель: Научить применять полученные знания в практической работе.

Выполнение этапов практической работы:

6. Рефлексия учебной деятельности обучающихся. 7 мин.

Цель: научить обучающихся оценивать свою собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения цели.

Подведем итог нашему уроку. Ответьте себе на следующие выражения:

Я узнала….
Я заинтересовалась….
Мне пригодится….
Я хочу….

Запись домашнего задания. 3 мин. Наметить дальнейшую деятельность по творческому проекту. Для практической работы следующего урока принести цветную бумагу. Подобрать и принести рисунок, схему, пряжу, ткань для основы, крючок.

Урок рефлексии

Тема. Основные приемы “Вышивки в ковровой технике”.

Цель: сформировать умения и навыки по изготовлению вышивки в ковровой технике, закрепить знания о цвете, повторить правила по технике безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.

Задачи:

Демонстрационные материалы: образцы работ ковриков. Эскизы, схемы вышивки, ткань основы, пряжа, рама, крючки.

Учебное содержание: Роль композиции, колорита, фактуры материала в изделиях декоративно-прикладного творчества. Цветовая гармония. Организация рабочего места. Технология выполнения ковровой вышивки. Время занятия: 1 час 20 мин.

Ход урока

1. Этап мотивации и коррекционной деятельности. 5 мин.

Цель: объяснить учащимся, что надо обязательно выполнять работу качественно, если они хотят получить хорошее изделие, которое украсит их интерьер.

Поделитесь своими идеями с одноклассницами, начиная со слов:

Я хочу выбрать рисунок…

Буду использовать такие цвета…

2. Этап актуализации и фиксации индивидуальных затруднений в пробном учебном действии. 5 мин.

Цель: выработать внутреннюю готовность к реализации требований учебной деятельности.

Цвет в жизни человека Слайд 12

Вопросы обучающимся:

Деятельность ученика. Практическая работа. 20 мин. Приложение

Чтобы закрепить полученные знания, необходимы тренировочные упражнения:

1 упражнение. У учащихся на столах разложены разноцветные полоски, из цветной бумаги. Они должны выбрать: один цвет холодный (например, синий) и один цвет теплый (например, желтый). С помощью сравнения этих двух цветов определить характер каждого цвета.

2 упражнение. Учащихся на столах разложены по два альбомных листа (черный и белый), две одинаковые по цвету полоски (например, красные). Поместив одну полоску на середину белого листа, а другую – на середину черного, учащиеся определяют, что в зависимости от фона один и тот же цвет может иметь разный характер.

3 упражнение. Используя те же полоски, учащиеся выбирают две контрастные по цвету (красная и синяя) и две – близкие по цвету тона (красная и желтая). С помощью этого упражнения, при сравнении цветов учащиеся могут проследить и определить, как по-разному воздействует один цвет на другой.

3.Этап реализации построенного проекта. 10 мин.

Цель: сформировать и тренировать навыки по технологии изготовления ковровой вышивки.

Выбрать рисунок и подобрать цвета пряжи для своего изделия.

Инструктаж по ПТБ при выполнении практической работы.

Технологическая последовательность изготовления ковровой вышивки:

  1. Подготовить пряжу, нарезать пряжу на отрезки длиной 6 см (как нарезать ровно?) Слайд 9
  2. Выбрать цвет отрезка пряжи согласно схеме рисунка.
  3. Сложить отрезок пряжи пополам и завязать петлей на основе при помощи крючка… Слайд 13

4. Этап локализации индивидуальных затруднений. 5 мин.

Цель: найти место и причину возникновения затруднения при выполнении практической работы, и пути преодоления затруднения.

Посмотрите на выполненную вами работу и ответьте на вопросы:

Развитие устной речи, логического мышления, умения планировать свою работу.

Обсуждение способа, выбранного каждым обучающимся, выявление ошибок, если таковые есть. Составление плана выполнения работы (обсуждение этапов предстоящей работы и закрепление действий во внешней речи).

Ознакомление обучающихся с критериями оценки их практической деятельности.

5. Этап самостоятельной практической работы с самопроверкой по образцу. 20 мин.

Цель: индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.

Выполнение обучающимися практической работы по плану с соблюдением ТУ и ПТБ. (Текущий инструктаж).

Самопроверка работ по эталону и знаковая фиксация результатов (выставление отметок в карточку результатов практической деятельности учащихся).

6. Этап включения в систему знаний и повторения. 3 мин.

Цель: закрепление и повторение знаний, полученных во время урока;

Анализ качества выполненной работы.

Повторение использованного на уроке теоретического материала фронтально по вопросам:

7. Этап рефлексии учебной деятельности обучающихся. 7 мин.

Цель: научить обучающихся оценивать собственную деятельность на уроке с токи зрения достижения цели.

Домашнее задание. 5 мин. Записать алгоритм технологического процесса изготовления коврика. Рассчитать и принести необходимое количество подготовленной пряжи.

Урок общеметодологической направленности

Тема. Изготовление вышивки в ковровой технике.

Цель. Зафиксировать знания по ПТБ; по подготовке материалов и инструментов к работе; по выполнению ковровой вышивки.

Задачи:

Демонстрационные материалы: образцы работ, эскизы, схемы вышивки. Материалы: пряжа, основа, крючок, ножницы.

Учебное содержание: принципы построения коврового узора; распределение цвета; сочетание узоров; организация рабочего места; ПТБ, технологическая последовательность выполнения ковровой вышивки. Время занятия 1 час 20 мин.

Ход урока

1. Этап мотивации учебной деятельности. 5 мин.

Цель: создать условия для возникновения внутренней готовности к выполнению ковровой вышивки.

2. Актуализация знаний. 5 мин.

Цель: зафиксировать ПТБ, повторяемые понятия и алгоритмы по выполнению ковровой вышивки в форме таблиц или схем.

Вопросы обучающимся:

3. Практическая работа. 30 мин.

Составление технологической карты.

№ п/п

Наименование операции

Последовательность вВыполнения работы

Материалы, инструменты

1

2

3…

Подготовка пряжи

Заготовки пряжи

Намотать пряжу на шаблон

Нарезать пряжу на отрезки по 5–6 см.

Пряжа, шаблон, ножницы.

4. Реализация построения проекта. 30 мин.

Цель: тренировать навыки выполнения ковровой вышивки, используя знания основ вязания узлов. Слайд 13

5. Рефлексия учебной деятельности обучающихся. 7 мин.

Цель: научить обучающихся оценивать собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения цели.

Предложить обучающимся

У меня получилось…
Я исправила… и т. д.

Домашнее задание: Принести дополнительные материалы, необходимые для работы.

Урок развивающего контроля

Тема. Итоговый урок “Вышивка в ковровой технике”

Цель: сформировать у обучающихся способность к осуществлению контрольной функции, научить проводить контроль и самоконтроль изученных алгоритмов и приемов выполнения работы.

Задачи:

Демонстрационные материалы: выставка работ обучающихся, материалы и инструменты, подручные средства для оформления выставки. Время занятия 1час 20мин.

Ход урока

1 Этап. Мотивация к контрольно-коррекционной деятельности. 7 мин.

Цель: Сформировать на личностно-значимом уровне навыков контроля и самоконтроля. Представить критерии оценивания готовой и представленной работы.

2 Этап. Актуализация учебной деятельности. 5 мин.

Цель: Подготовка учащихся к презентации своих работ.

Вопрос. Каким должно быть декоративно-прикладное изделие (коврик)?

(Коврик – оригинальный, качественно выполнен, быть нужной вещью и так далее).

Контрольные вопросы:

3 Этап. Практическая работа. 25 мин.

Цель: Оформить и подготовить аудиторию к выставке и презентации лучших работ.

4 Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроках по разделу “Рукоделие”. 10 мин.

Цель: Оценить свою деятельность на уроках и выполненное изделие.

Рефлексия. Уроки раздела “Рукоделие” завершаются. Скажите

– Что нового вы узнали на уроках?

– Для чего вам нужны новые знания и умения?

– Выскажите собственное суждение об успешных достижениях на уроках.

– Расскажите, как вы выявляли причины затруднений?

– Какими путями устраняли затруднения?

5 Этап. Презентация выполненных работ. Подведение итога занятий. Выбор и награждение лучших работ. 30мин. Слайд 14–15. Запись домашнего задания. Уборка аудитории.

Литература:

  1. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система “Школа 2000..” Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПКиППРО, УМЦ “Школа 2000…”, 2007.
  2. Пашков А. А. Шадринское ручное ткачество: Краеведческие очерки. – Шадринск: Издательство ПО “Исеть”, 2000. – 176с.
  3. Чижикова Л. П. Кружок конструирования и моделирования одежды. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Трудовое обучение: Проб. учеб. Пособие для 4кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1988. – 191с.:
  5. Журнал Бурда моден, 1/1989 г.

Интернет Ресурсы: