Загрузить презентацию (3,05 МБ)
Цели урока:
Задачи урока:
Демонстрационные материалы: образцы работ вышивки ковровой техники, эскизы, рисунки, схемы.
Учебное содержание: значение ковровых изделий в эстетическом оформлении интерьера. Традиции ручного ткачества Зауралья. Особенности современного ручного ковроткачества. Виды ковров ручной работы. Время занятия: 1час 20 минут.
Цель: создать условия для возникновения у обучающихся стремление создать интересный аксессуар для интерьера своей комнаты. Презентация Слайд 1
2. Актуализация знаний. 5 мин. Слайд 2
Цель: актуализировать знания о рукоделии, волокнах, пряжи, инструментах и приспособлениях.
Вопросы к обучающимся:
Преобразовать слова и объяснить, что у них общего Слайд 3
Анаграммы: етнхлогояи, сектвтчао, арпжя, нерпеидя.
1. С какими видами рукоделия вы знакомы?
2.Чем бы вы хотели украсить свою комнату? Слайд 4
Цель: организовать построение плана деятельности по изготовлению изделия.
Вопросы к обучающимся. Внимательно рассмотрите образцы ковриков и ответьте на вопросы:
Формулировка темы и цели урока.
История ковроткачества Зауралья (слово юным архивариусам) Слайд 6
1 уч. Шадринский район Курганской области считается родиной русского ворсового ковра.
Одно из первых упоминаний о ковровых изделиях Шадринского края относится к 1701 году. Местные ковры отличались небольшой плотностью узлов, большой высотой ворса и цветовой гаммой, основанной на сочетании естественных оттенков шерсти. Ковроткацкий промысел возник в 1925 г. В селе Канаши на базе кожевенного производства, отходы шерсти которого местные женщины использовали для изготовления в домашних условиях махровых ковров. В 1934 г. мастера артели обучались у ткачей Армении искусству ручного тканья ворсовых ковров. Вскоре техническое и художественное качество вырабатываемых в Канашах ворсовых ковров становится настолько высоким, что с 1936 г. по 1941 г. артель поставляет свою продукцию на экспорт. В 1932 г. в соседних селах “Вознесенском” и “Новая техника”. В1960 г. все три артели были объединены и реорганизованы в ковроткацкую фабрику. Слайд 7
2 уч. В ворсовых коврах отражены классические орнаменты Азербайджана и Дагестана, а также древнерусский и местный орнамент Зауралья. В орнаменте ковров использовались геометрические и растительные мотивы. Очень популярен тип северного ковра: на чёрном или тёмно-синем фоне ярко-алые цветы – розаны и листья. Цветы располагаются “букетами”. Чаще всего большой яркий букет находиться в центре, а по углам ковра небольшие букетики из более мелких цветов и листьев. По краю ковра идёт кайма.
3 уч. Канашинские ковры неоднократно экспонировались на всесоюзных и международных выставках, а также поставлялись на экспорт. Фабрика отнесена 1992 г. экспертной комиссией Научно-исследовательского института художественной промышленности к предприятиям
художественных промыслов в 2001 г. региональный художественно-экспертный совет вновь подтвердил статус предприятия. Наибольшая занятость рабочих в процессе производства наблюдалась в 70-80-е годы XX века – более 400 человек. Продукция фабрики шла в основном на экспорт и за пределы области. Большой спад в производстве и занятости был в 90-е годы, а в 1997-м производство совсем закрылось. Однако в 2000 году благодаря усилиям оставшихся мастеров и частного предпринимателя оно возродилось как ОАО “Канашинские ковры”, и на протяжении пяти лет объединение выпускало продукцию, сохраняя традиции старого производства и разрабатывая образцы новых, современных изделий. В 2006 году вновь наблюдается спад производства. На сегодняшний день производство приостановлено.
4 уч. Другой центр ковроткацкого производства в Курганской области находился в Далматовском районе. Ковровая фабрика с 1970г. являлась специализированным ковровым предприятием, выпускало ворсовые ковры, паласы ручного изготовления, шерстяные и полушерстяные ковровые дорожки. Колорит изделий строился на контрастных цветовых сочетаниях.
Технология изготовления вышивки в ковровой технике не сложная и затраты времени соразмерны вышивки крестиком, поэтому вы быстро увидите результаты своего труда.
Организация рабочего места, инструменты и приспособления, материалы.
Слайд 8 Инструменты: ножницы, крючок для вязания, крючок для поднятия петель.
Слайд 9 Ткань для основы: ковровая канва, тюль.
Пряжа: шерстяная, полушерстяная или синтетическая (возможно распускать трикотажные вещи, отслужившие свой срок).
Шерстяную пряжу используют для коврового ворса, а для улучшения качества изделий в нее добавляют синтетические волокна. Какие?
Подготовка к работе.
Цель: Выявить и определить границы применимости нового знания.
Вопросы обучающимся:
Цель: Научить применять полученные знания в практической работе.
Выполнение этапов практической работы:
Цель: научить обучающихся оценивать свою собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения цели.
Подведем итог нашему уроку. Ответьте себе на следующие выражения:
Я узнала….
Я заинтересовалась….
Мне пригодится….
Я хочу….
Запись домашнего задания. 3 мин. Наметить дальнейшую деятельность по творческому проекту. Для практической работы следующего урока принести цветную бумагу. Подобрать и принести рисунок, схему, пряжу, ткань для основы, крючок.
Тема. Основные приемы “Вышивки в ковровой технике”.
Цель: сформировать умения и навыки по изготовлению вышивки в ковровой технике, закрепить знания о цвете, повторить правила по технике безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.
Задачи:
Демонстрационные материалы: образцы работ ковриков. Эскизы, схемы вышивки, ткань основы, пряжа, рама, крючки.
Учебное содержание: Роль композиции, колорита, фактуры материала в изделиях декоративно-прикладного творчества. Цветовая гармония. Организация рабочего места. Технология выполнения ковровой вышивки. Время занятия: 1 час 20 мин.
Цель: объяснить учащимся, что надо обязательно выполнять работу качественно, если они хотят получить хорошее изделие, которое украсит их интерьер.
Поделитесь своими идеями с одноклассницами, начиная со слов:
Я хочу выбрать рисунок…
Буду использовать такие цвета…
Цель: выработать внутреннюю готовность к реализации требований учебной деятельности.
Цвет в жизни человека Слайд 12
Вопросы обучающимся:
Деятельность ученика. Практическая работа. 20 мин. Приложение
Чтобы закрепить полученные знания, необходимы тренировочные упражнения:
1 упражнение. У учащихся на столах разложены разноцветные полоски, из цветной бумаги. Они должны выбрать: один цвет холодный (например, синий) и один цвет теплый (например, желтый). С помощью сравнения этих двух цветов определить характер каждого цвета.
2 упражнение. Учащихся на столах разложены по два альбомных листа (черный и белый), две одинаковые по цвету полоски (например, красные). Поместив одну полоску на середину белого листа, а другую – на середину черного, учащиеся определяют, что в зависимости от фона один и тот же цвет может иметь разный характер.
3 упражнение. Используя те же полоски, учащиеся выбирают две контрастные по цвету (красная и синяя) и две – близкие по цвету тона (красная и желтая). С помощью этого упражнения, при сравнении цветов учащиеся могут проследить и определить, как по-разному воздействует один цвет на другой.
3.Этап реализации построенного проекта. 10 мин.
Цель: сформировать и тренировать навыки по технологии изготовления ковровой вышивки.
Выбрать рисунок и подобрать цвета пряжи для своего изделия.
Инструктаж по ПТБ при выполнении практической работы.
Технологическая последовательность изготовления ковровой вышивки:
Цель: найти место и причину возникновения затруднения при выполнении практической работы, и пути преодоления затруднения.
Посмотрите на выполненную вами работу и ответьте на вопросы:
Развитие устной речи, логического мышления, умения планировать свою работу.
Обсуждение способа, выбранного каждым обучающимся, выявление ошибок, если таковые есть. Составление плана выполнения работы (обсуждение этапов предстоящей работы и закрепление действий во внешней речи).
Ознакомление обучающихся с критериями оценки их практической деятельности.
Цель: индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.
Выполнение обучающимися практической работы по плану с соблюдением ТУ и ПТБ. (Текущий инструктаж).
Самопроверка работ по эталону и знаковая фиксация результатов (выставление отметок в карточку результатов практической деятельности учащихся).
Цель: закрепление и повторение знаний, полученных во время урока;
Анализ качества выполненной работы.
Повторение использованного на уроке теоретического материала фронтально по вопросам:
Цель: научить обучающихся оценивать собственную деятельность на уроке с токи зрения достижения цели.
Домашнее задание. 5 мин. Записать алгоритм технологического процесса изготовления коврика. Рассчитать и принести необходимое количество подготовленной пряжи.
Тема. Изготовление вышивки в ковровой технике.
Цель. Зафиксировать знания по ПТБ; по подготовке материалов и инструментов к работе; по выполнению ковровой вышивки.
Задачи:
Демонстрационные материалы: образцы работ, эскизы, схемы вышивки. Материалы: пряжа, основа, крючок, ножницы.
Учебное содержание: принципы построения коврового узора; распределение цвета; сочетание узоров; организация рабочего места; ПТБ, технологическая последовательность выполнения ковровой вышивки. Время занятия 1 час 20 мин.
Цель: создать условия для возникновения внутренней готовности к выполнению ковровой вышивки.
Цель: зафиксировать ПТБ, повторяемые понятия и алгоритмы по выполнению ковровой вышивки в форме таблиц или схем.
Вопросы обучающимся:
Составление технологической карты.
№ п/п | Наименование операции | Последовательность вВыполнения работы | Материалы, инструменты |
1 2 3… | Подготовка пряжи Заготовки пряжи | Намотать пряжу на шаблон Нарезать пряжу на отрезки по 5–6 см. | Пряжа, шаблон, ножницы. |
Цель: тренировать навыки выполнения ковровой вышивки, используя знания основ вязания узлов. Слайд 13
Цель: научить обучающихся оценивать собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения цели.
Предложить обучающимся
У меня получилось…
Я исправила… и т. д.
Домашнее задание: Принести дополнительные материалы, необходимые для работы.
Тема. Итоговый урок “Вышивка в ковровой технике”
Цель: сформировать у обучающихся способность к осуществлению контрольной функции, научить проводить контроль и самоконтроль изученных алгоритмов и приемов выполнения работы.
Задачи:
Демонстрационные материалы: выставка работ обучающихся, материалы и инструменты, подручные средства для оформления выставки. Время занятия 1час 20мин.
1 Этап. Мотивация к контрольно-коррекционной деятельности. 7 мин.
Цель: Сформировать на личностно-значимом уровне навыков контроля и самоконтроля. Представить критерии оценивания готовой и представленной работы.
2 Этап. Актуализация учебной деятельности. 5 мин.
Цель: Подготовка учащихся к презентации своих работ.
Вопрос. Каким должно быть декоративно-прикладное изделие (коврик)?
(Коврик – оригинальный, качественно выполнен, быть нужной вещью и так далее).
Контрольные вопросы:
3 Этап. Практическая работа. 25 мин.
Цель: Оформить и подготовить аудиторию к выставке и презентации лучших работ.
4 Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроках по разделу “Рукоделие”. 10 мин.
Цель: Оценить свою деятельность на уроках и выполненное изделие.
Рефлексия. Уроки раздела “Рукоделие” завершаются. Скажите
– Что нового вы узнали на уроках?
– Для чего вам нужны новые знания и умения?
– Выскажите собственное суждение об успешных достижениях на уроках.
– Расскажите, как вы выявляли причины затруднений?
– Какими путями устраняли затруднения?
5 Этап. Презентация выполненных работ. Подведение итога занятий. Выбор и награждение лучших работ. 30мин. Слайд 14–15. Запись домашнего задания. Уборка аудитории.
Литература:
Интернет Ресурсы: