Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание литературы

Урок Сопоставительный анализ произведений зарубежной литературы ХХ века

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 347

Балахова Вера Павловна, учитель русского языка и литературы

Цели и задачи элективного курса “Зарубежная литература ХХ века” для учащихся 10-го класса: знакомство с произведениями зарубежной литературы ХХ века, с жизнью и творчеством зарубежных писателей; расширение кругозора учеников, повышение их общего культурного уровня.

Цель данного урока — обсудить произведения зарубежной литературы ХХ века, поднимающие вечные проблемы добра и зла, жестокости и сострадания, великодушия, прекрасного в природе и человеческой жизни, верности своей мечте.

Давайте пофантазируем и попробуем отправиться в далекое путешествие в поисках своей мечты. Мы можем взлететь в небо и ощутить радость полета, почувствовать себя птицей, а также заглянуть на другие планеты и узнать, как там живется.

Какие из недавно прочитанных книг из зарубежной литературы ХХ века помогут нам в этом?

Ответ: “Чайка по имени Джонатан Ливингстон” Ричарда Баха, “Маленький принц” Антуана де Сент-Экзюпери, “Алхимик” Пауло Коэльо.

Что общего в этих книгах с точки зрения литературоведения?

Ответ: жанры. Эти книги можно назвать притчами или философскими сказками.

Притча – жанр, основанный на иносказании, объясняет сложную социальную, философскую или этическую проблему. Как правило, притчи учат добру. Смысл не в том, каким изображен герой, а в том, какой выбор он сможет сделать.

Философская сказка проникнута мудрыми мыслями, размышлениями о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви.

Почему еще мы объединяем эти три произведения? Что общего в них кроме, жанра?

Ответ: Темы, идеи, ответы на “вечные вопросы”.

Ричард Бах, “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”, 1970 г.

Жила в мире Стая чаек, которой полет был нужен только для того, чтобы добывать себе пищу: “каждая птица хитростью и силой пыталась урвать кусок пожирнее”. Но чайки по имени Джонатан не было в этой Стае. Он не принимал стереотипов её жизни.

Как понимал смысл своего существования Джонатан?

Ответ: он тренировался и считал, что чувство полета – путь к совершенству.

Почему он не захотел быть таким, как все? За что его изгнали из Стаи?

Ответ: открыв в себе необозримые возможности, Джонатан хотел “вдохновить этим стремлением других. Но Стая посчитала его опыты позором для себя, попранием достоинства и обычаев. Джонатан понял, почему так коротка жизнь чаек: её съедает скука, страх и злоба.

Какие мотивы из евангельской литературы мы угадываем?

Ответ: очевидна евангельская структура сюжета: изгнанничество, избранничество, смерть, воскресение, проповедь, чудеса.

Как вы понимаете эпиграф к книге: “Истинному Джонатану – Чайке, живущему в каждом из нас”?

Ответ: каждый должен стремиться к лучшему, к совершенствованию.

Великий американский фантаст Рэй Бредбери писал: “Эта книга действует сразу в двух направлениях. Она сообщает мне чувство Полета и возвращает мне молодость”.

Встречали ли вы людей в жизни или литературных героев, похожих на Джонатана? Что отличает их от других?

Ответ: верность своей мечте, стремление к лучшему, к счастью. Герой Ричарда Баха похож на Сантьяго, героя книги Пауло Коэльо “Алхимик”.

Сказка бразильского писателя Пауло Коэльо на первый взгляд не похожа на “Чайку” Баха. И в то же время имеет много общего. Это произведения о самых больших вопросах, написанное в символичной форме. В основе ее – путешествие.

Каждый, кто начинает свой жизненный путь, не может не задуматься: Кто он? Зачем живет? Где его место в жизни? Как найти его? Как угадать?

Книга подсказывает: всякий раз, когда мы делаем что-то с удовольствием и радостью – это означает, что мы следуем своей судьбе. Однако не всем это удается: мешают препятствия.

Сантьяго учился на священника. Почему же он стал пастухом? Чем привлекла его эта нелегкая работа?

Ответ: он понимает, что его предназначение – путешествие и выбирает неспокойную жизнь.

Как к этому отнеслись родители? Современна ли эта проблема выбора?

Ответ: да. Решение Сантьяго подсказывает нам, если человек чего-то по-настоящему хочет, он найдет средства для исполнения своего желания.

Сантьяго, поскитавшись по пастбищам родной Испании, начинает испытывать страстное желание попасть в Египет, увидеть пирамиды и найти сокровища. Почему старый колдун указал путь юноше таким извилистым, ведь то, к чему стремился юноша, было рядом?

Почему не у всех сбываются мечты и желания? Назовите 4 препятствия.

  1. Человеку с детства внушают, что все его желания неосуществимы.
  2. Другое испытание – любовь. Он боится, что если бросить все и последовать за мечтой, то он причинит боль и страдание своим близким. Но любовь не преграда, а наоборот, помогает идти вперед.
  3. Страх неудач и поражений.
  4. Страх перед исполнением мечты всей его жизни.

Писатель говорит читателям: дерзайте на пути собственной судьбы, подсказанной сердцем. Где-то мы уже слышали подобное: “Зорко лишь сердце”. Самое главное то, что глазами не увидишь. Откуда эти слова?

Ответ: из книги Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. В 2003 году исполнилось 60 лет со дня написания этого произведения. Автор сказки предупредил читателей: “Я не хочу, чтобы мою сказку читали для забавы”. Как вы думаете, для чего она написана?

Мир, изображенный в “Маленьком принце”, мы видим и глазами взрослого, и глазами ребенка. Детское мироощущение с его наивностью, чистотой, прозорливым умением интуитивно проникать в сущность вещей и явлений олицетворяется в образе Маленького принца – инопланетянина с планеты астероид Б – 612. Взрослые с их прагматизмом, здравомыслием и самомнением показаны в лицах делового человека, честолюбца, короля, ученого.

На чьей стороне симпатии автора?

В этой философской сказке каждый образ, кроме прямого имеет и символическое значение. Маленький принц – символ ребенка вообще. Роза – не просто цветок, а символ любимого, но капризного существа. Лис – символ природы, друга.

Что же представляет ценность для Маленького принца?

Ответ: для взрослых ценность – это власть, деньги, работа; для Маленького принца – его планета, роза, восход солнца, красота.

Сказку “Маленький принц” называют мудрой. Какую главную мудрость открыла она вам? Какими нравственными законами обогатила?

Ответ: “Самое главное – то, чего не увидишь глазами”. “Ты в ответе за тех, кого приручил”. “Твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”.

О чем же сказка?

Ответ: о самом важном: о долге и верности. О дружбе и любви, о любви к жизни и людям. О нетерпимости к злу. И о том, каким же быть человеку на этой еще не очень-то устроенной, а подчас и недоброй планете.

Заключение.

Какое из произведений, рассмотренных на уроке, понравилось больше, почему? (Учащиеся делятся своими впечатлениями).

Гричко Юлия, гимназия №18, 10-й класс:

“Чайка, по имени Джонатан Ливингстон” — удивительное произведение. Здесь нет замысловатых мотивов, язык “Чайки…” прост. Но, несмотря на это, притча затрагивает важнейшие философские вопросы: “Кто мы? Зачем мы живем?” “Чайка…” переворачивает сознание, в корне меняет нашу жизнь. После прочтения книги начинаешь серьезно задумываться о смысле бытия…”

Гуржиева Кристина, гимназия №18, 10-й класс:

“… произведение Р. Баха заставляет задуматься о нашем назначении, о чем-то высоком, бессмертном. Автор призывает людей не погрязнуть в бытовых проблемах, не ставить их на первое место, а стремиться к высшему, духовному совершенствованию. Нельзя не восхитится смелостью Чайки, силой воли: все жизни было против него, но он не падает духом и добивается своего”.

Хащенко Серафима, гимназия №18, 10 класс:

“…Поражает смелость Джонатана: даже после изгнания он не оставляет свою мечту, свое стремление доказать, что птица способна на большое, чем просто подбирать остатки пищи. Чайка добивается совершенства в искусстве полета. Он учит и нас, читателей, не бояться преград на пути к своей цели”.

Кухливский Владимир, гимназия №18, 10 класс:

“…мне понравились все книги, но самой доброй и удивительной я считаю “Маленького принца”, может быть потому, что я прочитал его в раннем детстве. Сейчас я могу отметить ее иносказательный характер, мудрость афоризмов, легкость языка. Эту книгу можно читать и перечитывать несколько раз”.

Асовская Анна, гимназия №18, 10 класс:

“…интересны характеры героев, проблемы, поставленные в “Алхимике”, но как соотнести роман с реальной жизнью? Я считаю это сказкой о мечтах. Человек полагается на знаки судьбы, если боится довериться себе, своему разуму. Люди придумали приметы, гадания, знаки, чтобы обвинить их в случае неудач. Алхимик кажется мне сказкой, но, как и в каждой сказке там есть намек”.

Вывод: родившись в разных странах и даже на разных континентах, в разное время, книги “Маленький принц”, “Чайка, по имени Джонатан Ливингстон”, “Алхимик” несут общий факел света, человечности, духовной красоты, освещая путь к совершенствованию и любви. Все они обращены к зоркости сердца читателя.

Кто бы ни читал эти книги: и стар и млад, он найдет в них свое. Но, прежде всего, они адресованы молодым, чей жизненный путь только начинается. О каждой из них можно сказать то, что сказал когда-то Гоголь об “Одиссее” Гомера: “Эта книга обо всех, для всех и для каждого”.

Хорошие книги помогают нам размышлять о жизни и о себе, находить ответы на трудные вопросы. Встретившись с интересными судьбами, необыкновенными характерами, с духовным величием героев, подростки смогут стать добрее, целеустремленнее, обретут способность к самосовершенствованию.

Литература

  1. Р. Бах “Чайка по имени Джонатан Ливингстон” / В мире литературы. 9 кл.: Учеб. – хрестоматия для учеб. заведений / Авт. – сост. Кутузов А.Г., Киселев А.К., Романичева Е.С. и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 560 с.: ил., с.491 – 518.
  2. П. Коэльо “Алхимик” / София ИД “Гелиос”. 2003.
  3. А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц” / — М.: Детская литература, 1977.
  4. Школьная библиотека №1 Январь 2003.с. 40 – 43.