Цели урока:
Ход урока
I. Организационный момент.
Объявление темы урока, его цели и формы работы: в течение урока некоторые ученики работают у доски, остальные работают в тетрадях – задания на полученных карточках.
II. Работа по теме.
1. К доске вызываются четыре ученика.
Первое задание: составить схемы расстановки знаков препинания при однородных членах.
Второе задание: составить схемы, показывающие, когда не нужно ставить запятые при однородных членах.
Третье задание: составить схемы расстановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами.
Четвёртое задание: синтаксический разбор предложения с однородными членами.
( Предложение даётся на карточке без знаков препинания):
Твоя живая тишина
твои лихие непогоды
твои луга и Волги пышные брега
и Волги радостные воды всё мило.
Класс выполняет четвёртое задание параллельно с вызванным учеником.
2. После проверки схем и разбора предложения к доске вызываются следующие 3 ученика.
Задания для работающих у доски:
Карточка 1.
Указать однородные и неоднородные определения, расставить запятые.
Карточка 2.
Замените, где возможно союз “и” любым двойным (составным) союзом, поставьте запятые.
Карточка 3.
Расставьте и объясните графически знаки препинания.
Класс работает самостоятельно в тетрадях по предварительно розданным карточкам. Задание: списать, расставить знаки препинания, составить схемы однородных членов в данных предложениях. (Если класс не очень сильный, то можно изменить задание: или только составить схемы, или списать и подчеркнуть однородные члены предложения).
Вариант 1.
Вариант 2.
После проверки выполнения карточек у доски вызываются ученики для проверки схем, составляемых по вариантам, а остальные на местах осуществляют взаимопроверку заданий в тетрадях и выставляют оценки.
3. Следующий этап – комментированное списывание текста В.А. Сухомлинского.
( Текст дан на обратной стороне карточек, розданных учащимся.)
Красота это радость твоей жизни. Человек стал человеком потому что увидел глубину синего неба мерцание звёзд розовый разлив вечерней и утренней зари увидел безбрежную даль степей синие тени в сугробах мартовского снега журавлиный кося в небесной лазури отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы серые нити дождя в пасмурный осенний день фиолетовое облачко на сиреневом кусту нежный стебелёк и голубые колокольчики подснежника увидел и изумился пошёл по земле создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой и в твоём сердце тогда тоже расцветёт человеческая красота.
III. Итог урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание: если текст не закончен, карточки можно дать для дописывания, подготовиться к зачёту в форме графического диктанта.