Урок является составной частью темы “Демократия” и имеет следующие цели:
Форма проведения – урок-диспут за “круглым столом”.
Через обмен мнениями способствовать включению в реальную общественно-политическую жизнь; в ходе свободного обмена мнениями освоить искусство аргументации и культуры публичной речи.
Подготовка к уроку.
На уроке необходимо:
1) Краткий энциклопедический словарь справочник (политологи).
2) Газеты.
3) Конституция РФ.
Тема и план – на экране.
Уточнить правила проведения дискуссии
В настоящее время нередко слово “плюрализм” употребляется в различных сочетаниях:
– “плюрализм форм собственности”;
– “плюрализм мировоззрений” и т. д., что подчеркивает неоднозначность трактовок этого слова.
Для раскрытия этого понятия необходимо обратиться к словарю и привести аргумент в защиту выбранной точки зрения.
Учащиеся выступают со следующими сообщениями:
Что такое плюрализм.
А) монополизм и принцип плюрализма;
Б) сущность признаки плюрализма.
2) связь политического плюрализма с плюрализмом в других сферах общественной жизни.
Для сравнения политической системы СССР и РФ необходимо вспомнить жизнь страны в условиях существования тоталитарного политического режима:
Монополия в политике (однопартийность, культ личности).
Монополия в экономике (господство одной государственной формы собственности).
И демократический режим.
Политический плюрализм (парламентаризм, многопартийность).
Плюрализм в экономике.
Для перехода ко второй части работы по вопросу о многопартийности необходимо привлечь статьи конституции РФ, чтобы проиллюстрировать становление конкурентоспособности параллельных структур: политических партий, общественных движений, проф. союзов, творческих объединений и т.д.
Выступления по следующим вопросам:
Многопартийность как проявление политического плюрализма:
1) типология политических партий и партийных систем.
2) достоинства и недостатки механизмов функционирования многопартийных систем
В ходе беседы, опираясь на литературу, СМИ, изыскиваются пути совершенствования многопартийной системы, избирательных компаний.
В конце урока – совместный вывод о том, что политический плюрализм носит характер общечеловеческой ценности, так как все общество заинтересовано в стимулировании общественного развития, свободе политической выбора, мирном урегулировании социальных противоречий.
Цель урока:
Оборудование урока:
План урока:
За две недели до урока ученики разделены на группы, которым предстоит работа по заданиям:
Вступительное слово учителя о необходимости выбора между добром и злом, выборе профессии. О сложности выбора личностого, но еще более сложного когда речь идет о политике, о судьбе государства.