Дата проведения: 30 ноября, 2009г.
Место проведения: швейная мастерская №1 спецшколы №3
Цель урока: Расширить знания учащихся по теме: «Лён и его свойства».
Задачи урока:
Оборудование урока:
Подготовка к уроку:
Ход урока
На перемене перед уроком звучит песня «Синий лён».
Проверяю готовность учащихся к уроку (семиклассницы стоят у своих рабочих мест в спецодежде, на столе лежат необходимые к уроку предметы – тарелка, в которой лежат семена льна, стаканчик с льняным маслом, бумажные салфетки, волокна трепаного льна, нитки х/б, льняная бечёвка, ножницы).
Учитель: Внимание! Начинаем урок!
Здравствуйте! У нас сегодня на уроке гости. Я прошу вас повернуться к ним, улыбнуться и поздороваться.
Учащиеся: Здравствуйте! (говорят хором).
Учитель: Не волнуйтесь. Встаньте прямо, сделайте глубокий вдох и полный выдох (повторить два раза).
Садитесь.
Сегодня перед уроком не случайно звучала песня Р.Паулса «Синий лён», т.к. мы продолжаем с вами изучать тему «Лён и его свойства». С некоторыми свойствами льна и изделиями из него мы уже познакомились, но каждый раз, возвращаясь к этой теме, я хочу вам рассказать что-то новое, необычное об этом ЧУДЕ ПРИРОДЫ. Мы с вами уже узнали, что лён нас одевает и кормит. Оказывается, у льна есть ещё много других свойств, и об одном из них – о чудесном свойстве, я бы хотела вам сегодня рассказать.
Какое сегодня число, месяц, год, день недели? (учащиеся отвечают). Давайте вместе прочитаем тему урока (тема написана на доске, учащиеся читают хором).
Тема: «Чудесные свойства льна»
Учитель: Перед тем как узнать о чудесном свойстве льна, давайте с вами вспомним, как лён нас одевает и кормит. На уроке истории вы смотрели фильм про лён. Что вам запомнилось из этого фильма?
Учащиеся: Отвечают.
Повторим то, что вы увидели.
Физкультминутка: (учащиеся говорят слова физкультминутки и выполняют упражнения вместе с учителем).
Созревший лён мы руками соберём,
Из волокон стеблей пряжу спрядём,
А из пряжи мы ткань соткём,
А из ткани платье модное сошьём.
(Подчёркнутые глаголы на доске)
Учитель: Какие ещё изделия шьют из льняной ткани? (Показываю табличку)
Учащиеся: Отвечают.
Рассматриваем два рисунка «Лён одевает», «Лён кормит» и делаем вывод об использовании льна.
Учитель: На уроках ИЗО вы рисовали цветы льна и пейзаж «Льняное поле», которое видели в видеофильме и на картинах. Скажите, почему мы называем лён - синим?
(акцентирую внимание учащихся на выставке рисунков, находящихся справа от них).
Учащиеся: Отвечают.
Учитель: Поэтому песня, которая звучала в начале урока, называется «Синий лён».
На уроках труда мы ходили на экскурсию в магазин «Льняной текстиль» от БКЛМ. В этом магазине вы видели, что изо льна шьют не только одежду, но и другие изделия.
Какие?
Учащиеся: Отвечают.
Учитель: На уроках географии вы изучали районы Костромской области, где занимаются выращиванием льна.
Назовите их и покажите на карте. (Карта находится слева от учащихся).
Учащиеся: Называют и показывают (идёт работа с табличками районов области, учащиеся прикрепляют на карту голубые цветы на каждый район, где растёт лён).
Учитель: Как вы видите, выращиванием льна занимаются в основном юго-западные районы Костромской области. А раньше почти вся область выращивала лён, и мы с вами должны быть горды тем, что живём в краю этого чудодейственного растения. Так в чём же она – чудодейственная сила льна? Хотите узнать?
Не многие знают о том, что лён всегда ценили и ценят за его лечебную силу (вешаю табличку «Лён лечит»).
Когда человек рождается – это чудо.
Когда больной человек выздоравливает – это тоже чудо. Народная медицина с глубокой древности научилась использовать семена льна и льняное масло во благо людям. У вас на тарелках лежат семена льна. В какой части растения они находятся? Покажите на стенде.
Учащийся: Подходит к постоянно действующему рабочему стенду «Лён», показывает и называет.
Учитель: Из этих семян получают льняное масло, которое используют не только в пищу, но и для лечения.
Попробуйте семена на вкус (вместе пробуем). Учащиеся рассказывают о своих вкусовых ощущениях. Понюхайте льняное масло (показываю два способа). Попробуйте его (вместе пробуем). Учащиеся рассказывают о своих вкусовых ощущениях. Сравнивают вкус семян и масла.
Оказывается, льняное масло лечит от всех болезней. (Демонстрирую книгу А.Корзуновой «Чудесный лён» с рецептами).
Красота и здоровье - гарантированы!
Это очень важно, особенно для нас, для девушек и женщин.
Нам всегда хочется быть красивыми и любимыми. А знаете ли вы, какая часть нашего тела может рассказать о нас очень многое?
Учащиеся: Думают, размышляют и отвечают.
Учитель: Даю подсказку. Говорят, что глаза – это зеркало души, а что является рабочим инструментом нашего организма? Руки!
Наши руки постоянно находится в работе. Что мы ими делаем?
Учащиеся: Отвечают.
Учитель: Руки нам просто необходимы. Неухоженные руки – это не только некрасиво, но и опасно. Они могут заболеть, поэтому мы должны их любить, беречь, ухаживать за ними. Возьмите льняное масло, капните в ладонь и разотрите руки (делаем вместе).
Массаж рук сопровождаем прилагательными – золотые, нежные, мягкие, трудолюбивые…
Руки опустите вниз, держите на весу, ни к чему не прикасайтесь. Пусть масло, богатое витаминами, впитается в кожу. А пока наши руки лечатся, давайте заглянем в рубрику «Это интересно».
Лён и изделия из него дают прохладу. Если зимой человек носит одежду изо льна, он худеет, а если летом – полнеет.
Учащиеся: Читают.
Учитель: - Какое чудесное свойство льна! (Обращаю внимание учащихся на тему урока)
Теперь салфетками снимите остатки масла с рук. Какими ваши руки стали? Потрогайте руки друг у друга. Вот так мы их полечили. Теперь давайте прочитаем на табличке, какие болезни лечит лён.
Учащиеся: Читают.
Учитель: Говорят все болезни от нервов. А что нужно сделать, чтобы не нервничать?
Учащиеся: Думают, размышляют и отвечают.
Учитель: Что бы настроить свой организм на спокойный лад, люди стали обращаться к разным талисманам, устаревшее название которых – обереги.
Как вы думаете, что такое оберёг?
Учащиеся: Думают, размышляют и отвечают.
Учитель: Оберёг – это фигурка или маленькое изображение чего-либо, что близко к сердцу или душе человека, который он хранит. Оберёг напоминает человеку о родных людях, о доме, о земле – о своей родине, а наша родина - Костромской край для большинства из нас.
В древние века это слово появилось у моряков, т.е. плавать около берега или «о берег». Когда уходили в дальние плавания, брали с собой кусочек земли в мешочке, подвязывая на шею. Затем землю стали заменять другие предметы. Но слово «о берег» или «оберёг» осталось. В Костромском крае очень модны обереги изо льна,
(демонстрирую оберёг – сувенир «Богатейка»). Рассматриваем материал, из которого он изготовлен.
А теперь давайте самостоятельно попробуем сделать традиционный Костромской оберёг изо льна.
Учащиеся вместе с учителем: выполняют практическую работу.
(инструкционная карта прилагается)
Вначале напоминаю о соблюдении правил техники безопасности с ножницами, оказываю индивидуальную помощь.
Учитель: Наденьте свои обереги на шею. Теперь вы будете спокойны и уверены в себе, потому что чудесные свойства льна будут оберегать вас от разных бед теплом и богатством Костромского края.
Урок подходит к концу. Подведём итог.
(Я задаю вопросы, учащиеся отвечают на них).
Оценки за урок.
Итак, сегодня у нас на уроке были гости. По законам гостеприимства у нас в школе принято им дарить подарки. Уважаемые педагоги, примите от нас скромные сувениры – обереги в память о нашем уроке.
(учащиеся дарят гостям обереги, сделанные заранее на уроках труда)
Спасибо всем за работу. Урок окончен.