Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание литературы

Урок внеклассного чтения с региональным компонентом Сердце дарю тебе, Турочак... 6-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 238

Болкунова Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы

Цели и задачи:

  1. Знакомство с фактами биографии и творчеством выдающихся поэтов Турочака.
  2. Определение патриотической направленности стихотворений местных поэтов.
  3. Обучение пониманию выражения мыслей и чувств авторов лирических произведений.
  4. Приобщение к миру поэзии.
  5. Развитие навыков выразительного чтения.
  6. Развитие речи, памяти учащихся.
  7. Расширение кругозора
  8. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою малую Родину, за своих земляков.

Методические приемы: рассказ учителя, просмотр презентаций, сообщения учащихся, выразительное чтение стихов, беседа, исполнение гимна Турочака.

Оборудование:

Ход урока

Для эмоционального настроя на перемене до начала урока звучит гимн Турочака в исполнении группы «ЛИК».

I. Организационный момент.

II. Целеполагание. (Приложение. Слайд 1)

Сегодня на уроке мы с вами приобщимся к миру поэзии, познакомимся с фактами биографии и лирическими произведениями наших, родных, турочакских поэтов; узнаем, что волнует, о чем писали и пишут жившие и живущие на нашей земле талантливые люди.

III. Вступительное слово учителя.

Турочакский район Республики Алтай – один из уникальных уголков земли. Красота нашей малой Родины славиться далеко за ее пределами: это и знаменитое Телецкое озеро, и водопад Корбу, и гора Салоп, и Камень Любви… Богатство и разнообразие природы здесь удивительно сочетается с богатством человеческой души. Это ярко выражено в таланте живущих в нашем районе писателей, поэтов, художников, артистов и просто хороших людей.

В Турочаке очень много людей, которые пишут стихи. Это люди разные. Разные по возрасту, по жизненному опыту, по социальному положению. Рядом с признанными и уже имеющими опубликованные сборники стихов авторами соседствуют стихи начинающих и малоизвестных поэтов. Некоторых из них уже нет, и их стихи помогут сохранить память о них. Большинство же людей и сегодня живут рядом с нами.

IV. Работа по теме урока.

И начать наш урок я хочу со знакомства с признанным, известным российским поэтом – Владимиром Мефодьевичем Башуновым. (Слайд 2)

1) Выступления заранее подготовленных учеников: биография поэта, выразительное чтение наизусть стихов Башунова «Турочак» и «Старая истина».

Следующий человек, со стихами которого мне хотелось бы вас сегодня познакомить, это Иван Иванович Казанцев. (Слайд 3)

2) Выступление заранее подготовленных учеников: биография поэта, выразительное чтение наизусть стихов Казанцева «Алтайские зори» и «Завещание».

Этих людей, к сожалению, уже нет в живых. Но тот след, который они оставили своим творчеством, своей деятельностью, будет не один десяток лет напоминать о них.

Еще один, не менее талантливый человек, который живет рядом с нами, ходит по тем же улицам, дышит тем же воздухом, что и мы, – Лидия Борисова. (Слайд 4)

3) Выступление заранее подготовленных учеников: биография поэта, выразительное чтение наизусть стихов Борисовой «Снова осень…» и « Стих ветер…».

И еще один автор, молодой, но очень талантливый. Человек, которого знают и помнят почти все учителя нашей школы, – Алена Чапаева. (Слайд 5)

4) Выступление заранее подготовленных учеников: биография поэта, выразительное чтение наизусть стихов Чапаевой «Вернулась!» и «Ода Турочаку».

V. Беседа. (Слайд 6)

А теперь давайте немного обсудим то, что мы услышали.

- Какое впечатление произвели стихотворения?

- Что общего во всех стихотворениях, которые мы сегодня услышали?

- Какой образ рисуют авторы?

- При слове «родина» у каждого возникают свои ассоциации, образы. Как вы думаете, что для наших поэтов значит «родина»?

- Каким чувством проникнуты стихотворения?

- А как вы считаете, что нужно, чтобы увидеть и почувствовать все, что вокруг нас так, как это видят и чувствуют люди, которые пишут стихи?

(Нужно уметь видеть и слышать, обращать внимание на все мелочи, не оставаться равнодушным. Нужно уметь восхищаться. Без этого чувства восхищения, без ощущения красоты не состоится человек, не будет стержня. Старайтесь пронести это чувство через всю жизнь.)

VI. Домашнее задание. (Слайд 7)

Вы сказали, что стихи произвели на вас сильное впечатление. Находясь под этим впечатлением, придя домой, остановитесь, задумайтесь о том, а что вы видите и слышите вокруг, что чувствуете, как вы ощущаете эту красоту, которая вокруг нас. И выполните, пожалуйста, на выбор одно из предложенных заданий:

  1. Стихотворение о Родине, о родной природе.
  2. Сочинение «Любимый уголок Турочака», «Моя малая Родина» и т.п.
  3. Рисунок с изображением какого-то уголка Турочака.

VII. Слово об авторах гимна Турочака.

И, конечно же, говоря о творческих людях Турочака, нельзя не сказать о двух безумно талантливых мужчинах, которых знают все в нашем районе, – это Владимир Васильевич Костин и Сергей Николаевич Душкин. (Слайд 8)

Сообщения заранее подготовленных учеников о Костине и Душкине.

Эти люди, кроме всего прочего, являются авторами гимна Турочака.

VIII. Итог урока, выставление оценок.

Итак, сегодня мы с вами прикоснулись, приобщились к миру поэзии. Узнали о том, что рядом с нами живут талантливые люди, не равнодушные к красоте, к природе, которые пытаются выразить свою любовь стихами. Надеюсь, этот урок не пройдет бесследно. И напоследок я хочу, чтобы мы все вместе исполнили гимн Турочака.

IX. Рефлексия.

- Чем запомнился сегодняшний урок?

- Что было интересного?

- О чем пришлось задуматься?

- Какие были затруднения?